Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине пропедевтика детских болезней.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 630
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тестовые задания для входного контроля знаний по теме «Нервно-психическое развитие детей»
Принципы рационального питания.
Определение естественного вскармливания. Биологические и биохимические
Методика исследования органов и систем детей с учетом анатомо-физиологических особенностей
Практическое занятие № 1
Тема: Оценка общего состояния больного ребенка. Критерии тяжести состояния. Семиотика отклонений физического развития у детей
Форма контроля – собеседование
Вопросы для самоподготовки
1. Оценка общего состояния больного ребенка.
Критерии тяжести состояния (сознание, положение в постели, степень выраженности клинических симптомов и синдромов поражения органов и систем).
2. Отклонения в ФР по росту (нанизм, алиментарный субнанизм, гипостатура, гигантизм).
3. Отклонения в ФР по массе:
-гипотрофия, ее степени, клинические проявления;
- паратрофия, степени, клинические проявления;
- ожирение, степени ожирения у детей и подростков в зависимости от SDS индекса массы тела.
- степени ожирения у детей и подростков в зависимости от % избытка массы тела, определяемого центильным методом.
4. Понятие акселерации и ретардации физического развития.
5. Критерии здоровья и группы здоровья детей.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
-
Работа с учебной литературой -
Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию -
Написание рефератов, подготовка реферативных сообщений:
«Акселерация физического развития детей»
« Типы телосложения в процессе роста и типы конституции детей»
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
Тестовые задания для входного контроля знаний студентов
по теме «Оценка общего состояния больного ребенка. Критерии тяжести состояния. Семиотика отклонений физического развития у детей»
Выберите правильные ответы
1. Для оценки физического развития практически здоровых детей при массовых осмотрах используются:
1) индексы физического развития 2) сигмальные (параметрические) стандарты
3) центильные (непараметрические) стандарты 4) расчеты по формулам
2. Низкий рост у детей обусловливается:
1) хроническими заболеваниями 2) генетическими факторами
3) метеорологическими факторами 4) эндокринными факторами
5) острыми инфекциями
3. О карликовости свидетельствуют следующие показатели величины роста:
1) по сигмальному методу ниже 3,0 2) по сигмальному методу ниже 2,0
3) по центильному методу – ниже 3 центильного коридора и по сигмальной оценке – ниже 3,0
4) по центильному методу - ниже 10% 5) по центильному ниже коридора 25-10
4. При какой величине массо-ростового показателя следует думать о наличии внутриутробной гипотрофии:
1) – 45 2) – 50 3) – 55 4) – 60
5. Объективно при гипотрофии I степени наблюдается:
1) некоторая бледность кожных покровов 2) тургор тканей не изменен
3) тургор тканей снижен незначительно 4) эластичность кожи не изменена
5) общее самочувствие удовлетворительно, психомоторное развитие соответствует возрасту
6. О гипотрофии II степени можно говорить, когда дефицит веса составляет:
1) 10-19% 2) 20-29% 3) 30-39% 4) 40-49% 5) 50% и выше
7. Гипостатурой для детей первого года жизни считается возрастное отставание:
1) в росте 2) в массе 3) и в росте и в массе 4) в массе по отношению к росту
8. При осмотре 6-месячного ребенка подкожно-жировой слой отсутствует на животе и конечностях. Кожные покровы бледные с сероватым оттенком, сухие, легко собираются в складки. Тургор тканей, мышечная масса и мышечный тонус резко снижены. Масса тела по сравнению с нормой уменьшена на 23% (по отношению к росту). Как следует оценить состояние ребенка?
А – нормотрофия Б – паратрофия В – гипотрофия I степени Г - гипотрофия II степени
9. В центильных таблицах показатель пониженной массы тела определяется в _____ коридоре (зоне)
А) 2
Б) 5
В) 7
Г) 8
10. По рекомендации ВОЗ ожирение у детей и подростков следует определять при SDS индекса массы тела
А) > +2,0
Б) +1,0 - + 1,99
В) – 0,99 - + 0,99
Г) -1,99 – - 1,0
11. Дефицит массы при третьей степени постнатальной гипотрофии составляет (%)
А) более 30
Б) 20-30
В) 10-15
Г) 15-20
12. Дефицит массы при 1 степени постнатальной гипотрофии составляет (%)
А) 10-20
Б) 5-10
В) 20-30
Г) 30-40
13. При гипотрофии 2 степени подкожно-жировой слой у детей сохраняется только на
А) туловище
Б) лице
В) животе
Г) верхних конечностях
Эталоны ответов к тестовым заданиям для входного контроля знаний
по теме «Оценка общего состояния больного ребенка. Критерии тяжести состояния. Отклонения в физическом развитии детей»
1. | 3,2 |
2. | 1,2,3,4 |
3. | 3 |
4. | 1,2,3 |
5. | 3,4,5 |
6. | 2 |
7. | 3 |
8. 9. 10. 11. 12. 13. | Г А А А А Б |
Практическое занятие № 2
Тема: Семиотика отклонений нервно-психического развития детей. Лабораторные и инструментальные методы исследования нервной системы.
Форма контроля - собеседование
Вопросы для самоподготовки:
1. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие: генетические, гипоксия плода и новорожденного, внутричерепная родовая травма, вскармливание на первом году жизни, нейроинфекции, воспитание.
2. Отклонения в психическом развитии детей: задержка темпа психического развития, моторная и сенсомоторная алалия, олигофрения (умственная отсталость).
3. Понятие энцефалопатии.
4. Синдромы поражения ЦНС у новорожденных и детей первого года жизни: гипервозбудимости, мышечной гипотонии, мышечной гипертонии, мышечной дистонии, мозжечковых двигательных нарушений, гидроцефальный, судорожный, вегетативно-висцеральных нарушений, минимальной мозговой дисфункции (ММД).
5. Менингеальный синдром: гипертермия, головная боль, рвота, ригидность затылочных мышц, симптомы Керинга, Брудзинского (верхний, средний, нижний). У грудных детей: напряжение большого родничка, двигательное беспокойство, судороги, нарушение сознания.
6. Синдромы нарушения сознания: возбуждение с эйфорией, возбуждение с негативизмом, сомнолентность, ступор, сопор, кома.
7. Дополнительные методы исследования нервной системы:
а) рентгенологические: обзорная краниография, спондилография, ангиография головного мозга, пневмоэнцефалография, компьютерная томография головного мозга;
б) метод ядерного магнитного резонанса;
в) ультразвуковые – эхоэнцефалоскопия;
г) электрофизиологические – электроэнцефалография (ЭЭГ),
реоэнцефалография (РЭГ);
д) исследование спинномозговой жидкости.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
-
Работа с литературой -
Работа с ситуационными задачами для контроля качества подготовки к занятию -
Написание рефератов, подготовка реферативных сообщений: -
«Синдромы поражения ЦНС у новорожденных и детей первого года жизни» -
«Исследования функции черепных нервов у детей разного возраста» -
«Синдромы нарушения сознания»
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
Ситуационные задачи для контроля знаний по теме:
«Семиотика отклонений нервно-психического развития детей. Лабораторные и инструментальные методы исследования нервной системы»
Задача № 1
Ребенку 9 месяцев, рост 71 см, масса 9150,0. Родился с массой 3100,0, длиной тела 50 см, от 3 беременности (1 беременность закончилась мед. абортом, вторая – выкидышем), быстрых родов, на 7 баллов по шкале Апгар. В настоящее время произносит отдельные слоги, повторяет их различными интонациями, знает своих близких, выполняет несложные задания по просьбе взрослого: “ладушки”, “дай ручку”, “до свидания”. Не ползает. Пытается встать в кроватке.
Вопросы: 1.Оцените анамнез жизни ребенка. 2. Оцените физическое и нервно-психическое развитие ребенка.
Задача № 2
Оцените нервно-психическое развитие ребенка 7 месяцев, имеющего следующие показатели: Сидит самостоятельно, поворачивается с живота на спину, не ползает. Берет игрушки из различных положений, перекладывает игрушки из одной руки в другую. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, узнает голос матери. Произносит отдельные слоги многократно, на вопрос “где” не может найти предмет, лежащий в определенном месте. Пьет из чашки, которую держит взрослый, берет пищу губами с ложки при кормлении.
Задача № 3
Оцените нервно-психическое развитие ребенка:
Ребенку 2 года. Умеет частично одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого, умеет пользоваться горшком. Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании картинки, пользуется отдельными словами, изредка – двухсловными предложениями. Подвижный, преодолевает препятствия, чередуя шаг. Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте 15 см над полом. Играя, воспроизводит ряд логически связанных действий. Различает три разных по величине предмета. Цвета не различает.