Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине пропедевтика детских болезней.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 657
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тестовые задания для входного контроля знаний по теме «Нервно-психическое развитие детей»
Принципы рационального питания.
Определение естественного вскармливания. Биологические и биохимические
Методика исследования органов и систем детей с учетом анатомо-физиологических особенностей
- пальпация: костей черепа, состояние швов и родничков.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
-
Работа с литературой -
Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию
Тестовые задания для контроля знаний по теме «Анатомо-физиологические особенности, методика исследования костно-мышечной системы у детей»
Выберите правильные ответы
1. У детей раннего возраста основная масса мышц:
1) приходится на мышцы конечностей
2) приходится на мышцы туловища
3) распределяется равномерно по телу
2. Для позы здорового доношенного новорожденного ребенка характерно:
1) руки согнуты в локтях
2) колени и бедра притянуты к животу
3) наблюдается сгибание ног в коленях и тазобедренных суставах, но руки остаются вытянутыми
4) лежит на спине с вытянутыми руками и ногами
5) руки и ноги после разгибания возвращаются в первоначальное положение
3. Для мышечной системы новорожденного справедливы следующие утверждения:
1) преобладает тонус мышц-разгибателей 2) преобладает тонус мышц-сгибателей
3) во время сна мышцы расслабляются 4) во время сна мышцы не расслабляются
5) чувствительность к электрическому току повышена
4. При недостаточности кальция в пище уровень Са++ в крови поддерживается за счет:
1) усиленного кишечного всасывания кальция
2) уменьшения почечной экскреции кальция
3) вымывания кальция из костей
5. У новорожденного ребенка открыты швы:
1) стреловидный 2) лобный 3) венечный 4) затылочный
6. Гипокинезия приводит:
1) к сахарному диабету и ожирению 2) к ожирению и вегето-сосудистой дистонии
3) полигландулярной недостаточности 4) к снижению уровня здоровья детей
7. Малый родничок закрывается:
1) к 4 – 8 неделям после рождения 2) к 2 – 3 неделям после рождения
3) к 3 – 3,5 месяцам после рождения 4) к 5 – 6 месяцам после рождения
5) к 7 – 7,5 месяцам после рождения
8. У ребенка 3 –х лет имеются ядра окостенения в следующих костях запястья:
1) ладьевидной 2) крючковатой 3) трехгранной
4) полулунной 5) гороховидной
9. Первые зубы у здорового ребенка прорезаются:
1) 2 – 3 мес. 2) 3 – 4 мес. 3) 5 – 6 мес. 4) 6 – 8 мес. 5) 9 – 10 мес.
10. Прорезывание молочных зубов заканчивается:
1) к 1 году 2) к 2 годам 3) к 2,5 годам 4) к 3 годам 5) к 4 годам
11. При прорезывании постоянных зубов вначале появляются:
1) верхние средние резцы 2) верхние боковые резцы 3) клыки
4) первые моляры 5) вторые моляры
12. Большой родничок у здоровых детей закрывается:
1) к 2–3 мес. 2) к 4–6 мес. 3) к 7–9 мес. 4) к 12–15 мес. 5) к 2 годам
13. Первые постоянные зубы появляются в возрасте:
1) 5 – 5,5 лет 2) 2 – 3 года 3) 7 –8 лет 4) 9 – 10 лет 5) 13 – 14 лет
14. Установите соответствие:
Роднички: Возраст закрытия (в мес.):
1) малый а) 6
2) большой б) 1 – 2
3) боковые в) 12 – 15
г) к рождению
д) 12 – 18 е) 8
Ответы: 1. _____ . 2. ______ . 3. ______ .
15. Физиологические изгибы позвоночника у детей появляются:
Изгибы: Возраст (в мес.)
1) шейный лордоз а) 1
2) грудной кифоз б) 2
3) поясничный лордоз в) 3 – 5
г) 6 –7
д) 8 – 9
е) 9 – 12
Ответы: 1. ____ . 2. _____ . 3. ______ .
Дополнить:
16. Гармоничность движений у детей нарушается в период ____________ .
17. Грудной кифоз окончательно формируется в возрасте ____________ .
18. Стреловидный, венечный, затылочный швы закрываются к _______ .
19. Количество постоянных зубов определяется по формуле __________ .
20. Количество молочных зубов определяется по формуле ____________ .
21. Костная ткань детей раннего возраста по сравнению со взрослыми
а) менее плотная, более гибкая, склонна к деформациям
б) более плотная, менее гибкая, не склонна к деформациям
в) менее плотная, менее гибкая, не склонна к деформациям
г) более плотная, более гибкая, не склонна к деформациям
22. Особенностями костно-мышечной системы здорового ребёнка первых 3 месяцев жизни является
а) физиологический гипертонус мышц верхних и нижних конечностей
б) гипотонус мышц верхних конечностей в сочетании с физиологическим гипертонусом мышц нижних конечностей
в) физиологический гипертонус мышц верхних конечностей в сочетании с гипотонусом мышц нижних конечностей
г) гипотонус мышц верхних и нижних конечностей
23. В процессе остеогенеза выделяют ________ стадии/стадий
а) 3
б) 2
в) 5
г) 6
23. Строение костной ткани у детей приближается к характеристикам взрослого к (год)
а) 12
б) 7
в) 3
г) 15
24. Первыми из молочных зубов прорезываются два ______ резца
а) нижних средних
б) верхних средних
в) верхних боковых
г) нижних боковых
25. Определение «зубного и костного возраста» у детей используется для оценки
а) физического развития
б) биологического возраста
в) психомоторного развития
г) полового созревания
26. Уровень кальция в сыворотке крови детей грудного возраста составляет (ммоль/л)
а) 2,5-2,8
б) 1,2-2,0
в) 2,8-3,2
г) 2,0-2,2
27. Соотношение уровня кальция и фосфора в сыворотке крови в норме
а) 2:1
б) 1:5
в) 1:2
г) 3:1
28. Искривление позвоночника вперед называют
а) лордозом
б) кифозом
в) сколиозом
г) спондилезом
29. Искривление позвоночника назад называют
а) кифозом
б) лордозом
в) сколиозом
г) спондилезом
30. Искривление позвоночника в сторону называют
а) спондилезом
б) кифозом
в) сколиозом
г) лордозом
31.По каким показателям оценивается костный возраст ребенка?
а) сроки появления точек окостенения
б) уровень са и р в крови
в) физиологические искривления позвоночника
г) уровень развития мышечной силы
32. При нормостенической грудной клетке надчревный (эпигастральный) угол (градус)
а) равен 90
б) меньше 90
в) больше 90
г) равен 60
33. При гиперстенической грудной клетке надчревный (эпигастральный) угол (градус)
а) больше 90
б) меньше 90
в) равен 90
г) равен 60
34. При астенической грудной клетке надчревный (эпигастральный) угол (градус)
а) меньше 90
б) больше 90
в) равен 90
г) равен 60
35. Количество постоянных зубов у ребенка определяется по формуле (n – возраст ребенка в годах)
а) n-10
б) 4n-20
в) 2n-10
г) 4n-10
Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме «Анатомо-физиологические особенности, методика исследования костно-мышечной системы у детей»
1. | 2 | 8. | 2, 3, 4 | 15. | 1 – б, 2 – г, 3 – е |
2. | 1, 2, 5 | 9. | 4 | 16. | в период полового созревания |
3. | 2, 4 | 10. | 2, 3 | 17. | 6 – 7 лет |
4. | 3 | 11. | 4 | 18. | 3 – 4 месяца |
5. | 1, 3, 4 | 12. | 4 | 19. | 4n - 20 |
6. | 2, 4 | 13. | 1 | 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. | n – 4 а а а а б а а а а в а а а а б |
7. | 1 | 14. | 1 – б, 2 – в, 3 – г | | |
| | | | | |
Практическое занятие № 10
Тема: «Анатомо-физиологические особенности (АФО), методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста. Особенности методики исследования органов дыхания у детей первого года жизни»
Форма контроля - собеседование
Вопросы для самоподготовки:
1. Анатомо-физиологические особенности системы органов дыхания у детей и подростков (органогенез бронхиального дерева, механизм первого вдоха, клинические признаки зрелости дыхательного центра, сегментарное строение легких, особенности бронхиального секрета, мукоцилиарного транспорта).
2. Возрастные особенности этапов дыхания у детей. Глубина, частота, ритм, минутный объем, ЖЕЛ, МВЛ, их возрастные изменения.
3. Газы крови у детей. Особенности диффузии газов через альвеолокапиллярную мембрану и вентиляционно-перфузионные соотношения у детей.
4. Методика исследования органов дыхания у детей и подростков:
- жалобы, предъявляемые больными, особенности анамнеза заболевания, особенности анамнеза жизни (выделение факторов риска развития патологии органов дыхания);
- осмотр (физическое развитие, цвет кожных покровов, тип лица, состояние зева, миндалин, тип дыхания, форма грудной клетки, участие ее в дыхании, частота дыхания в минуту, оценка глубины и ритма дыхания, соотношение вдоха и выдоха, соотношение дыхания и пульса, экскурсия грудной клетки). Особенность подсчета частоты дыхания у детей раннего возраста.
- пальпация (эластичность грудной клетки, голосовое дрожание, толщина кожной складки на симметричных участках);
- перкуссия легких (топографическая и сравнительная, экскурсия нижнего легочного края, проекция долей легких на грудную клетку). Особенности перкуссии (сравнительная, непосредственная) у детей раннего возраста
- аускультация (виды дыхания, их отличия, бронхофония).
5. Особенности дыхательного шума у детей раннего возраста. Механизм пуэрильного дыхания, сроки его появления и перехода в везикулярное
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
-
Работа с литературой -
Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию -
Подготовка рефератов и реферативных сообщений: -
«Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков»
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
Тестовые задания для контроля знаний по теме
«Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов дыхания у детей»
Выберите правильные ответы
1. Анатомическими особенностями полости носа у детей раннего возраста являются:
1) недоразвитие полостей 2) нежность слизистой оболочки
3) плотность хрящей 4) узость носовых ходов
5) несформированный нижний носовой ход
2. Апноэ у новорожденных детей связаны:
1) с недостатком сурфактанта
2) с незаконченной дифференцировкой дыхательного центра
3) с гипоксией дыхательного центра
4) со слабостью сокращения диафрагмы
3. Особенностями гортани у детей раннего возраста являются:
1) хорошее развитие эластической ткани 2) податливость хрящей
3) узость голосовой щели 4) нежность слизистой оболочки
4. Ложные голосовые связки у детей:
1) богаты лимфоидной тканью 2) обильно кровоснабжаются
3) кровоснабжаются скудно 4) бедны лимфоидной тканью
5) утолщенные
5. Развитие альвеол в легких начинается:
1) внутриутробно 2) с рождения 3) с 4 - 6 недель 4) с 6 месяцев
5) с 1-го года
6. Лобная пазуха у ребенка:
1) к рождению отсутствует 2) к рождению развита плохо
3) начинает развиваться с 7 лет 4) формирование заканчивается к 10 годам
5) формирование заканчивается к 15 годам
7. Пещеристая ткань носа:
1) развита к моменту рождения 2) развивается в течение всего периода детства
3) претерпевает обратное развитие после рождения
4) окончательно развивается к 8 - 9 годам
5) окончательно развита к моменту полового созревания
8. Глоточные миндалины максимально развиты:
1) к моменту рождения 2) к 6 месяцам 3) к 3 - 5 годам 4) к 5 - 10 годам
5) к моменту полового созревания
9. Особенностями бронхов у детей раннего возраста являются:
1) слабое развитие мышечных и эластических волокон
2) узкий просвет бронхов
3) недостаточное кровоснабжение слизистых оболочек
4) недоразвитие хрящевого каркаса
5) хорошее сопротивление спадению бронхов
10. Особенностями легочной ткани у детей раннего возраста являются:
1) обильное развитие кровеносных сосудов 2) недоразвитие эластической ткани
3) недостаточное развитие ацинуса 4) хорошая воздушность легочной ткани