ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 1365

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Трое охотников с фонарём входят на поляну и садятся отдохнуть на берегу озера. К ним присоединяется Илларион. Вскоре мужчины замечают, что оказались в жутком месте. Зная, что здесь танцуют вилисы, охотники не скрывают страха. Огоньки в небе движутся, исчезают и вспыхивают вновь. Вспомнив, что поблизости находится могила Жизели, Илларион ощущает тревогу. Он направляется к могиле, но трое товарищей уговаривают его уйти. Илларион медлит в нерешительности, а затем уходит вместе с друзьями.

В глубине сцены появляется плавно движущаяся призрачная фигура. Это Мирта, повелительница вилис. Она быстро пересекает сцену и опять отступает в глубину. Перед вторым выходом она снимает вуаль. Мирта наклоняется, замирает в глубоком арабеске и начинает танцевать. Её движения уверенны, сдержанны, прекрасны, но холодны. Сверхъестественные силы, которыми наделена Мирта, не допускают ничего, кроме совершенства. Постепенно её танец убыстряется, он блистателен и великолепен. Сорвав две ветви папоротника на берегу озера, она бросает их, распространяя вокруг чары, и кружит по сцене, демонстрируя виртуозное мастерство.

Взмахнув палочкой, Мирта призывает к себе вилис. Немедленно повинуясь её приказу. Они появляются с обеих сторон сцены, скрестив руки на груди. Мирта велит им снять белые вуали. Повиновавшись, вилисы выстраиваются, чтобы начать танец. Возглавляемые двумя приближёнными Мирты, вилисы движутся с поразительной, но почти механической грацией, словно танцуют только по воле Мирты. Сама Мирта неутомимо танцует среди них, будто не может устоять на месте, а затем подает сигнал завершить танец. Все вилисы поворачиваются лицом к могиле Жизели, встают на колени и низко склоняются. Им предстоит увидеть посвящение новой вилисы.

Мирта склоняется и касается могилы волшебной палочкой. Земля расступается, из могилы выходит Жизель. Она в белом одеянии и вуали, её руки сложены на груди. Словно загипнотизированная, она покорно повинуется приказам Мирты. Подойдя к повелительнице вилис, Жизель застывает в неподвижности, пока Мирта снимает с неё вуаль. Только после этого Жизель открывает глаза. Следуя примеру Мирты, она начинает танцевать, в точности повторяя движения повелительницы. Мирта объявляет, что теперь Жизель стала одной из вилис и приказывает ей станцевать одной. Девушка словно оживает и, вращаясь, радуется тому, что её вызволили из могилы.

Окруженная сёстрами, Жизель танцует вместе с ними так, как каждая из них танцевала, впервые поднявшись из могилы, до того, как была вынуждена покориться королеве. Закончив танец, Жизель покидает сцену, а Мирта велит вилисам спрятаться.


На безлюдной сцене появляется Альберт, идущий медленно и отрешённо. Он пришёл к могиле возлюбленной и охвачен воспоминаниями о трагической смерти Жизели. За Альбертом следует Уилфрид, пытаясь отвлечь его от тяжёлых мыслей. Альберт отпускает слугу и встаёт на колени перед могилой Жизели. Словно в ответ на его мысли, откуда-то появляется Жизель. Альберт не верит своим глазам; он снова смотрит в ту же сторону, но уже никого не видит. Вскочив, он оглядывается вокруг. Жизель легко пересекает сцену, двигаясь по диагонали перед Альбертом. Альберт успевает на миг схватить её, поднять в воздух, но затем Жизель снова исчезает. Краткое прикосновение Альберта подобно мимолетному взгляду; Альберт считает, что Жизель ему привиделась, но молит, чтобы грёза стала реальностью. (С-13)

Когда Альберт молитвенно опускается на колени, Жизель вновь появляется и танцует вокруг него. Но Альберт ничего не замечает. Тогда Жизель подходит к нему сзади и ласково трогает за плечо. Вскочив, Альберт смотрит на неё. Обрадованный тем, что его мольбы услышаны, он стремиться прикоснуться к девушке. Они начинают танцевать вдвоём, Жизель ведёт партнёра в танце, а потом опять внезапно исчезает.

Но вскоре Жизель возвращается с двумя большими лилиями в руках и, пробегая в танце по диагонали, бросает цветы за спину. Альберт, следующий за ней по пятам, ловит цветы и вместе с Жизелью скрывается в лесу.

На сцену возвращается Илларион, перед ним тут же возникают вилисы. Илларион пытается сбежать, но крылатые существа надвигаются со всех сторон и окружают его. Вышедшая вперед вместе со своими приближенными Мирта внимательно оглядывает пленника. По её приказу вилисы окружают Иллариона кольцом, а затем выстраиваются по диагонали в длинную линию, растянувшуюся от переднего угла сцены до берега озера. Мирта становится справа, во главе линии. Осознав, что они задумали, Илларион молит о пощаде, но королева величественным жестом отказывает ему в милости. Илларион мечется вдоль строя вилис, умоляя их вступиться за него, но все отказываются. Мирта объявляет, что он должен умереть, и указывает на озеро. Вращаясь, Илларион неуклонно движется к берегу. В конце концов, две вилисы хватают его за руки и бросают в озеро.

Безжалостная и торжествующая Мирта пересекает сцену лёгкими, не остающимися в памяти, прыжками и скрывается. Виллисы попарно следуют за ней, в точности повторяя движения повелительницы. Когда Мирта вновь выводит их на сцену, перед ней появляется Альберт. Он тоже просит пощадить его, но королева неумолима. За Альберта вступается Жизель, но её заступничество только злит Мирту. Решив спасти Альберта любой ценой, Жизель жестом указывает ему на место за крестом на её могиле. Мирта поспешно велит вилисам преградить путь Альберту, но, несмотря на их усилия, юноше удается добраться до креста. Жизель заслоняет его, застыв в аттитюде. Королева беспомощна.


Решив, что Альберт всё равно умрёт, королева, раздражённая своей неудачей, приказывает Жизели отойти от креста и начать танцевать. Девушка повинуется ей, танцуя в одиночестве между вилисами, выстроившимся в линии по бокам сцены.

Когда танец заканчивается, Альберт отходит от спасительного креста и вместе с Жизелью идёт мимо вилис, умоляя их о заступничестве. Все вилисы упрямо отказываются. Жизель и Альберт начинают pas de deux. Пока Альберт поддерживает Жизель в адажио, вилисы пытаются встать между влюблёнными, чтобы разлучить их. Но связь Жизели и Альберта настолько крепка, они так уверены в своей вечной любви, что даже не замечают вилис.

Мирта вновь велит Жизели танцевать одной. За этим танцем следует вариация Альберта. Жизель присоединяется к нему. Альберт поднимает её всё выше и выше в воздух, призрачное тело Жизели кажется невесомым. Жизель танцует ещё одну сольную вариацию. Королеве вилис известно, что Жизель никогда не устанет, что, подобно всем вилисам, она одержима страстью к танцу. А ещё Мирта знает, что Альберт, стремясь угодить Жизели, будет танцевать с ней, пока не умрёт.

Альберт начинает ещё одну вариацию. Закончив её, он умоляет вилис больше не заставлять его танцевать. Вилисы не обращают внимания на его мольбу, и вскоре Альберт в изнеможении падает на землю. Жизель пытается помочь ему подняться, но Альберт не в силах пошевелиться. Повернувшись к Мирте, Жизель танцует, чтобы отвлечь её. Наконец Альберт начинает подниматься, Жизель бросается к нему. Они возобновляют танец, Альберт снова умоляет Мирту о пощаде, а она опять отказывает ему. Когда Альберт падает на колени, Жизель застывает над ним в оберегающей позе. Она униженно просит Мирту о милости и, услышав упрямый отказ, просит каждую из вилис поддержать её. Но вилисы бессильны: над ними властвует королева.

Альберт пытается покинуть сцену, но бдительные вилисы преграждают ему путь и вновь заставляют танцевать. Он делает один прыжок, второй… и, наконец, падает на землю.

Приближается рассвет. Вдалеке часы бьют четыре. Вилисам предстоит исчезнуть: с наступлением дня они теряют свою силу. Жизель обрадована: Альберт будет спасён! Вилисы опять склоняются перед могилой Жизели, призывая её вернуться под землю. Жизель обнимает коленопреклонённого Альберта, зная, что больше они никогда не увидятся. Отступая перед приближающимся рассветом, вилисы убегают вслед за своей повелительницей. Альберту удаётся встать. Таинственные потусторонние силы тянут Жизель в могилу. Альберт следует за ней, но прежде, чем он успевает подойти к могиле, земля поглощает Жизель. В отчаянии Альберт падает на землю в том месте, где он впервые встал на колени перед могилой возлюбленной.


(С-14) В центре внимания балета «Жизель» не романтическая тема «загробной любви», для которой первый акт – обман Жизели Альбертом – только пролог, а реальный рассказ о большой и красивой душе крестьянской девушки, противопоставляемой себялюбивому и легкомысленному аристократу. Тесная связь с народным творчеством, правда чувств и переживаний, глубокая симпатия к героине балета – простой крестьянке, обманутой представителем знати, - сделали «Жизель» чрезвычайно близкой требованиям русского зрителя и запросам времени. Успех постановки был необычайным. Спектакль в полной мере соответствовал прогрессивным традициям русского балета – имел богатое содержание и чёткую идею, предоставляя широкие возможности и танцу, и пантомиме.

В самобытном исполнении русских артисток «Жизель» продолжала линию развития национального балета, начатую танцами из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» и впоследствии с огромной силой прозвучавшую в балетах П.И.Чайковского.

В 1848 году в Россию прибыл создатель «Жизели» Жюль Перро.

Жюль Перро (1810 -1892) (С-15) - сын машиниста сцены городского театра, родился во Франции, в Лионе. Хореографическое образование он начал в родном городе при театре. В 1825 году Перро переехал в Париж. Здесь он работал сначала в театре «Гейтэ», а затем в драматическом театре «Жако, бразильская обезьяна». Одновременно с работой в драме Перро завершал своё специальное образование в школе Большой парижской оперы у знаменитого педагога Огюста Вестриса. В 1830 году он дебютировал в Большой опере в балетах «Соловей» и «Зефир и Флора», где танцевал вместе с М.Тальони. Перро обратил на себя внимание зрителей новыми стилевыми особенностями танца. Общепринятому тогда женственному, манерному и слащавому мужскому танцу он противопоставил свой, мужественный и энергичный. Постепенно совершенствуя его, Перро, как основоположник зарубежного мужского романтического танца, вскоре получил прозвище «брат Тальони». Но, несмотря на свой выдающийся успех, он в 1834 году был вынужден покинуть Большую оперу из-за неприязненного отношения к нему Тальони, не желавшей делить с ним свою славу. После этого Перро стал выступать в Лондоне и Неаполе, а затем в Вене и Мюнхене.

В 1836 году в Вене Перро впервые начал свою балетмейстерскую деятельность. В 1839 году он снова выступает в Неаполе, где знакомится с молодой танцовщицей К. Гризи. Пленившись её незаурядными способностями, он увозит Гризи в Париж и поступает вместе с ней в театр «Ренессанс». Через два года Гризи переходит в Большую парижскую оперу, где Перро вместе с композитором А. Аданом принимает участие в постановке созданного им специально для Гризи балета «Жизель». Не окончив постановки по не зависящим от него причинам, Перро покидает Париж, и спектакль выходит в свет как самостоятельное произведение балетмейстера Ж. Коралли. однако парижские газеты сочли нужным отметить, что «ради справедливости надо добавить, раз программа умалчивает об этом, что Перро лично поставил свои танцы для своей жены, иначе говоря, поставил добрую часть нового балета». После этого Перро работает в Англии и Италии, где окончательно формируется как балетмейстер. (С-16)