ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 1337
Скачиваний: 0
По окончании московских гастролей Андреянова отправилась в заграничную поездку (С-36). Первые её выступления состоялись в Париже. Она три раза участвовала в дивертисментах в театре Большой оперы, где имела несомненный успех в «Сальтарелло» и мазурке. Особенное впечатление на зрителей производил тот факт, что Андреянова благодаря своему от природы правильному дыханию без всякого усилия могла бисировать мазурку, в то время как её партнер А. Деплас, задыхаясь, еле доводил номер до конца. Характерно, что дирекция театра не только ничего не заплатила русской артистке за её выступления, но ещё потребовала с неё плату за разрешение показаться на сцене Большой оперы «для того, чтобы узнать мнение Парижа о своём танце». В парижских рецензиях на выступление Андреяновой указывалось, что у русской танцовщицы «нет недостатка ни в изяществе, ни в гибкости и крайнее волнение… не помешало ей показать и лёгкость, и элевацию и выполнять изящные девлопманы». Некоторые статьи имели явно покровительственный тон. Так, в одной из французских газет подчёркивалось, что: «…всякий артист, не имеющий одобрения Парижа, не уверен в своём таланте». В итоге газета заявила, что в конце спектакля публика своими аплодисментами поздравила Андреянову как парижанку.
После Парижа артистка выступила в Гамбурге и Брюсселе, а затем направилась в Милан. Здесь в театре «Ла Скала», её успех превзошёл все ожидания. Андреянова в Италии не ограничивалась исполнением отдельных номеров, а вела целый балет Перро «Своенравная жена». Её темпераментные, эмоциональные танцы и яркая, выразительная пантомима как нельзя лучше соответствовали вкусам миланского зрителя. В честь русской танцовщицы в Милане были выпущены её портреты и выбита бронзовая медаль – знак уважения, которого удостоились в этом городе только М. Тальони и Ф. Эльслер. Следуя одной из основных традиций русского балета – никогда не пренебрегать возможностью расширить свои профессиональные знания, Андреянова взяла в Италии несколько уроков у знаменитого педагога Карло Блазиса. После почти полугодового пребывания за границей артистка летом 1846 года возвратилась в Петербург, увенчанная европейской славой.
Осенью 1848 года Андреянова снова появилась в Москве. Зрители верхних мест встречали её так же враждебно, как и раньше, но всё же заполняли театр. Труппа относилась к артистке по-прежнему сдержано. Успех Андреяновой значительно возрос после того, как она выступила в «Пахите», перенесённой из Петербурга в Москву М. Петипа. (Это была его первая балетмейстерская работа в России.) на представлении этого балета в декабре 1848 года произошёл небывалый скандал, ярко характеризовавший нравы «высшего света» того периода и его отношение к русским деятелям искусства. Один великосветский шалопай во время вызовов бросил на сцену к ногам Андреяновой дохлую чёрную кошку. Весь зрительный зал и вся труппа слились в едином порыве возмущения против безобразной выходки и всеми силами старались выказать своё сочувствие незаслуженно оскоблённой артистке. Когда она со свойственным ей самообладанием продолжала балет, то танцевала уже до конца под несмолкаемые аплодисменты. Москва признала танцовщицу, и её выступления в этот приезд превратились в сплошные триумфы. А когда она покидала город, проститься с ней на заставу, несмотря на недомогание, приехала Санковская. Эти гастроли были последними выступлениями Андреяновой в Москве.
В 1852 году Андреянова опять поехала за рубеж и выступала в Лондоне. Здесь её гастроли не увенчались успехом. Английская печать отмечала, что её выступление «в некоторых местах вызывало взрывы смеха, перемежавшиеся с шиканьем, однако, за небольшими исключениями, всё прошло гладко». Возвратясь в Петербург и узнав о том, что в труппу приглашена австрийская танцовщица Г. Иелла, Андреянова стала думать об очередных гастролях, избрав для этого русскую провинцию. Она решила превратить эту поездку в коллективный выезд императорской труппы с целым рядом столичных постановок. Без особого труда получив согласие дирекции использовать для этой цели московских артистов, которые в 1853 году из-за пожара Большого театра и переноса спектаклей в Малый театр не находили себе применения на небольшой сцене, и воспитанниц старших классов Московской балетной школы, а также взяв из театра необходимые декорации, костюмы и нотный материал, Андреянова направилась в Москву. Здесь она набрала свою труппу, в состав которой вошли танцовщики Дмитрий Иванович Кузнецов, Иван Алексеевич Ермолов и балетмейстер Фредерик Маловерн. Гастроли начались в Одессе в ноябре 1853 года, а затем продолжались в Харькове, Полтаве, Киеве, Воронеже и Тамбове. В репертуар коллектива входили балеты «Пахита», «Своенравная жена», «Жизель», «Эсмеральда», «Катарина», «Тщетная предосторожность» и другие. В Воронеже Андреянова поставила «Бахчисарайский фонтан» - «большой двухактный балет, заимствованный из известного стихотворения А.С. Пушкина». Более подробных сведений об этом спектакле не сохранилось. В провинции, не опасаясь сравнений, Андреянова выступила в роли Фанни Эльслер и, судя по рецензиям, создала яркие и самостоятельные образы Эсмеральды, Катарины и Лизы. Поездка увенчалась небывалым успехом, но из-за беспечности Андреяновой, ведавшей всеми финансовыми и хозяйственными делами, не принесла участникам особых денежных выгод.
Когда артистка находилась в гастрольной поездке, её уволили со службы «за ненадобностью». Несмотря на то, что это увольнение носило вполне законный характер (Андреянова отслужила на сцене не только полагавшийся ей двадцатилетний срок, но и добавочные два года, в благодарность за назначенную ей пенсию), всё же оно было необычно. Как правило, срок пребывания первых танцовщиц в театре удлинялся и, кроме того, им полагался прощальный бенефис, которого почему-то лишили Андреянову. Создается впечатление, что она чем-то возбудила гнев правительства – быть может постановкой в Воронеже «Бахчисарайского фонтана» и напоминанием публике о Пушкине, всё ещё неугодным царю…
Убеждённая патриотка и неутомимый борец за повсеместное признание русского балета, Андреянова всю свою творческую жизнь провела в борьбе за торжество русского хореографического искусства. В обстановке петербургских театров времен Николая I для этого нужен был подлинный героизм. Но артистка с редким самоотвержением продолжала начатое ею большое дело, и её усилия не пропали даром. Никто из русских артистов балета до неё не совершал таких длительных гастрольных поездок за границу, никто не предпринимал выездов в русскую провинцию в таких масштабах, как это сделала Андреянова. Но её деятельность не была оценена по достоинству. Обиженная тем, что при поездке на гастроли в Москву ей была значительно уменьшена обычная плата за спектакли. Андреянова, отставая свои права, писала в дирекцию: «…бедные русские и так уже обижены против иностранцев, всякий пустой актёр получает вдвое больше первых русских актёров, мы едва можем жить своим жалованием». И, несмотря на все это, будучи за границей, она скучала по России и в письме из Рима признавалась своим друзьям: «…как волка не корми, а он всё в лес смотрит – чего бы, кажется, желать – чудная природа, померанцевые деревья, цветы, синее небо, песни, неумолкаемые всю ночь, а всё думаешь, как бы возвратиться восвояси и начать опять с волками жить и по-волчьи выть».
14 октября 1857 года Андреянова скончалась в Париже и была погребена на кладбище «Пер-Лашез». (С-37)
29 марта 1842 года труппой «Королевский датский балет» на сцене Королевского театра в Копенгагене осуществлена постановка романтического балета в трёх актах «Неаполь, или рыбак и его невеста» на музыку Э. Хельстеда, Н.В. Гаде и Х.С. Паули. Балетмейстер и автор либретто – Август Бурнонвиль (С-38). «Неаполь» - великий балет Августа Бурнонвиля, проделавшего большой творческий путь – танцовщик, балетмейстер и постановщик Королевского датского балета, основатель знаменитых традиций хореографической школы. Начиная с 1829 года, когда Бурнонвиль поставил в Копенгагене свой первый балет, артисты Королевского датского балета танцевали в его постановках более четырёх тысяч раз. Лучшая из них, «Неаполь», на год моложе «Жизели». (С-39) Но, в отличие от «Жизели», последующие поколения балетмейстеров, танцовщиков и музыкантов не отступали от первоначальный редакции «Неаполя» - этот балет в Копенгагене и по сей день исполняют так, как сто семьдесят лет назад.
«Неаполь, или рыбак и его невеста»
ПЕРВЫЙ АКТ
Неаполь, залив Санта-Лючия. Вечер. Трое юношей влюблены в прекрасную Терезину, дочь бдительной вдовы. Сердце Терезины отдано рыбаку Дженнаро. Двое поклонников Терезины – Джакомо, продавец макарон, и Пеппо, продавец лимонада, - убеждают мать Терезины, что девушку надо выдать замуж за одного из них. Мать возражает, она считает, что Терезина должна сама принять решение. Девушка не обращает внимания на поклонников – она ждёт Дженнаро, который скоро должен вернуться в порт вместе с остальными рыбаками.
Наконец рыбаки возвращаются. Дженнаро обнимает Терезину, её мать нехотя соглашается благословить их союз. Появляется монах Фра Амбросио, он просит у рыбаков и собравшихся горожан пожертвований на нужды церкви. Дженнаро и Терезина охотно выполняют его просьбу. Поклонники Терезины, Джакомо и Пеппо, по-прежнему докучают девушке и её матери; они пытаются пробудить в Терезине ревность: увидев, как Дженнаро шутит с другой девушкой, покупающей у него рыбу, тут же сообщают об этом. Но когда Дженнаро надевает кольцо на палец Терезины, она окончательно убеждается, что будет счастлива только с ним.
Чтобы побыть вдвоём, влюбленные уплывают в море. Вдруг раздаётся гром, сверкает молния. Начинается сильный шторм. Лодка находится довольно далеко от берега, Дженнаро лихорадочно гребёт обратно. Рыбаки спешат на помощь и спасают товарища. Но Терезину гигантской волной смывает с лодки. Не найдя возлюбленную, Дженнаро проклинает судьбу. Мать обвиняет его в смерти дочери, а горожане отворачиваются от него.
Дженнаро остается в одиночестве. В отчаянии он склоняется в молитве перед статуей Мадонны. К нему подходит Фра Амбросио и, вложив ему в руку образок, оберегающий от беды, говорит, что не стоит терять надежду. Он советует Дженнаро сесть в лодку и отправиться в море, чтобы найти любимую. Дженнаро спешит в лодку, Фра Амбросио преклоняет колени в молитве.
ВТОРОЙ АКТ.
Капри, голубой грот. Здесь совершенно иной мир. Мы видим героев в голубом гроте, во владениях могущественного властелина моря Гольфо. Две наяды приближаются к гроту в гигантской морской раковине, которая служит им лодкой. Они везут к своему повелителю спасённую Терезину. Девушка по-прежнему держит в руках гитару, на которой играла незадолго до того, как разразился шторм.