Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 402

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Выводы

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ

умственной отсталостью

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова

Критерии оценивания работы

Критерии оценивания работы

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика

Спецификация контрольной работы по русскому языку

Описание программы индивидуальных развивающих занятий для ученика 2 класса с легкой умственной отсталостью

Критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование

Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)

Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Динамика развития и достижений предметных результатов

Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)

Динамика результатов диагностики уровня развития мышления

Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Входная и итоговая

Динамика результатов диагностики отклонений развития

Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Содержание

Занятие 1

программы учтены индивидуальные особенности ученика; сконструированы конспекты занятий, раздаточный материал, дневник настроения; предложено календарно-тематическое планирование и оценочные материалы для текущего и итогового контроля; подобраны игры и упражнения для развития фонематического слуха, мелкой моторики и мыслительных операций. В приложении к работе описаны диагностические методики, которые может

использовать учитель общеобразовательной школы для выявления особенностей мышления учеников с ОВЗ. Представленные материалы могут быть использованы в практике работы учителей начальной школы для коррекционно-развивающей работы.

Основные положения и результаты исследования были представлены на конференциях и опубликованы.

Основные публикации:

  1. Габидуллина Д.Ф. Развитие мышления у детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью. // Реализация воспитательно- образовательных функций современной начальной школы: электрон. сб. ст. по матер. Х всерос. науч.-практ. конф. «Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова» (6 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – с.52-57;

  2. Габидуллина Д.Ф. Индивидуальные развивающие занятия по русскому языку как средство коррекции затруднений у младших школьников с легкой умственной отсталостью. // Сборник научных статей студентов высших учебных заведений Российской федерации: электрон. сб. ст. по матер. VI открытого конкурса выпускных квалификационных работ бакалавриата и магистратуры (2019) / под общ. ред О.В. Шабалиной; Перм. гос.гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – с.34-40;

  3. Габидуллина Д.Ф. Изучение особенностей мышления младших школьников с легкой умственной отсталостью. «XXI век – время молодых»: сборник студенческих научных работ. Пермь: ПГГПУ. 2019.


Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включает приложения, одним из которых является программа индивидуальных развивающих занятий по русскому языку.


Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

    1. Особенности психофизического развития детей с ОВЗ



Влияние врожденных или приобретенных в раннем детстве физических и психических патологий на психофизическое развитие личности является темой изучения многих исследований. Так, в частности, Л. С. Выготский в своих работах указывает на высокую вероятность формирования вторичного дефекта в том случае, когда социальное окружение не компенсирует психофизиологического нарушения развития, а наоборот предопределяет его [15]. Согласно исследованиям Л. И. Божович, тяжелое хроническое соматическое заболевание пагубно влияет на все социально-психологическое развитие ребенка. Оно снижает уровень его творческих и учебных способностей, приводит к ограничению круга контактов с окружающими людьми [9].

В процессе изучения особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) были разработаны несколько вариантов классификации.

Классификация Т. А. Власова и М. С. Певзнер отражает причины появления особенностей детей:

    1. отклонения в развитии, вызванные с органическими нарушениями центральной нервной системы (далее ЦНС);

    2. отклонения в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС;

    3. отклонения в связи с депривационными ситуациями [14].

В классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, обозначены виды аномалий детей:

  1. сенсорные нарушения (зрения и слуха);

  2. интеллектуальные нарушения (умственная отсталость и задержка психического развития);

  3. нарушения речи;



  4. нарушения опорно-двигательного аппарата;

  5. комплексные, комбинированные расстройства;

  6. искаженное (дисгармоничное) развитие [33].


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья базируется на классификации недостатков психофизического развития детей Г. Н. Коберника и В. Н. Синева. Данная классификация имеет сходство с классификацией В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова, но включает конкретизированное описание аномалий в каждой группе:

  1. сенсорные нарушения; к этой группе относятся дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) и зрения (слепые, слабовидящие);

  2. опорно-двигательные нарушения; дефекты опорно-двигательной системы могут возникнуть в результате перенесенных болезней (детский церебральный паралич, где выделяют следующие формы: спастическая диплегия, гемипаретическая форма детского центрального паралича (далее ДЦП), гиперкинетическая форма ДЦП, двойная гемиплегия, атонично- астеническое форма), вследствие травмы позвоночника или ампутации;

  3. недостатки умственного развития; олигофрения, задержка психического развития: F 70 – легкая степень умственной отсталости, F 72 – средняя степень умственной отсталости, F 73 глубокая умственная отсталость (идиотия), синдром Дауна;

  4. нарушения речи (логопатия); сюда относятся нарушения устной речи (дистония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия) и нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия);

  5. комбинированные нарушения, то есть в эту группу входят дети со смешанным (сложным) дефектом, например умственно отсталые и глухие, умственно отсталые и слабовидящие или незрячие, слепоглухонемые и др .;

  6. дисгармоничное развитие – психопатия (стойкий дисгармоничный состав психики) [11].







Наглядно классификация представлена на схеме (см. рис. 1).

Детский центральный паралич (ДЦП)
Слепые, слабовидящие, поздноослепшие

Легкая умственная отсталость, олигофрения, идиотия




Глухие, слабослышащие, позднооглохшие


Нарушения слуха



Нарушения зрения



Сенсорные нарушения


Комбинированные нарушения



Смешанный сложный дефект


Опорно-

двигательные нарушения


Ограниченные возможности здоровья


Дисгармоничное развитие


Задержка психического развития (ЗПР)
Нарушения умственного развития


Нарушения речи



Нарушения письменной речи


Дислексия, дисграфия


Умственная отсталость




Синдром Дауна



Нарушения устной речи




Дистония, брадилалия,

тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия,

афазия








Психопатия
Рисунок№1КлассификацияограниченийздоровьяГ.Н.КоберникаиВ.Н.Синева



У детей, имеющих аномалии, наблюдаются специфические особенности развития, обусловленные характером и степенью выраженности психофизических отклонений, социальным окружением ребенка, качеством