Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Выводы

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ

умственной отсталостью

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова

Критерии оценивания работы

Критерии оценивания работы

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика

Спецификация контрольной работы по русскому языку

Описание программы индивидуальных развивающих занятий для ученика 2 класса с легкой умственной отсталостью

Критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование

Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)

Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Динамика развития и достижений предметных результатов

Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)

Динамика результатов диагностики уровня развития мышления

Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Входная и итоговая

Динамика результатов диагностики отклонений развития

Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Содержание

Занятие 1

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ


    1. Диагностика особенностей развития и достижений предметных результатов по русскому языку младшего школьника с легкой

умственной отсталостью



Опытная работа проходила на базе «начальная школа и «Ascend». Ученики обучались в 1 классе с 1 сентября 2021 г. После 2 четверти дети были отправлены на ПМПК, где им диагностировали ЗПР и рекомендовали обучение по адаптированным программам в обычном классе. В течении года дети имели неуспеваемость по основным предметам и не проявляли интереса к школьным предметам, во время уроков вели себя пассивно. Способностей в учебной деятельности не проявляли. Не были сформированы первоначальные навыки, не знали простейших вещей. На основании перечисленных причин в конце учебного года ученики были повторно отправлены на ПМП, по результатам которой были переведены на индивидуальное обучение в связи с диагнозом легкая умственная отсталость.

Для построения программы и выбора средств обучения нам необходимо было знать особенности психологического развития. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии был поставлен диагноз - легкая умственная отсталость. Информация в документах была дана в самом общем виде, не включала содержательный анализ. Е.И. Рогов отмечает, что «содержательная информация об уровне умственного развития школьника, его индивидуальных особенностей познавательной деятельности
, качествах ума необходимо учителю для следующих целей:

  • осуществления индивидуального подхода;

  • подбора заданий, наиболее эффективно влияющих на умственную деятельность;



  • воздействия на личность ученика через индивидуализированную оценочную деятельность;

  • организации совместной с родителями деятельности по совершенствованию качеств ума школьников;

  • выявления наиболее умственно одаренных детей;

  • правильной оценки своего педагогического труда;

  • творческой деятельности» [61, с.70-71].

В процессе постоянного наблюдения учитель собирает информацию об особенностях психического развития ученика, о его успехах, ошибках. На этой основе может быть построена программа коррекционной работы. Для более точного выявления особенностей развития мыслительной деятельности детей, кроме наблюдения, нами была составлена характеристика, проанализированы продукты учебной деятельности, а также проведены дополнительные исследования.

На первом этапе были изучены и сопоставлены несколько диагностических методик, среди них:

  • диагностика развития познавательных способностей детей (Л. Ф. Тихомировой) [75];

  • диагностика интеллекта, креативности и познавательных процессов (О.Н. Истратовой) [25];

  • диагностика общих способностей (В. Н. Дружинина) [22];

  • диагностика мышления (Е.И. Рогова) [61];

  • диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М. Шипицыной) [12].

При отборе методик для работы мы учитывали их соответствие младшему школьному возрасту и посильность выполнения заданий ребенком

с умственной отсталостью. В соответствии с этими критериями были выбраны 2 методики: диагностика мышления Е.И. Рогова и диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста Л.М. Шипицыной [61; 12].

Данные диагностические методики проводились последовательно. Первая методика диагностика мышления Е.И. Рогова позволила выявить индивидуальные особенности мышления учеников, при этом показывала сформированность таких мыслительных операций, как: анализ, сравнение, обобщение. Вторая методика диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста Л.М. Шипицыной также направлена на выявление особенностей развития мыслительных операций синтеза, анализа, установление закономерностей пространственных соотношений, причинно- следственных связей и отношений между событиями и объектами. При этом данная методика позволяет выявить отклонения развития мышления, что особенно актуально при изучении ребенка с легкой умственной отсталостью.

На втором этапе работы была проведена диагностика мышления ребенка с помощью методик Е.И. Рогова и Л.М. Шипицыной [61; 12]. Протоколы психологических диагностик в приложении (см. прил.1).
      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   26

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью



Для определения направлений коррекционной работы на констатирующем этапе работы были составлена характеристика ученика с легкой умственной отсталостью.

Ученики 2 класса обучаются индивидуально по коррекционной программе 8 вида. В новом 2022-2023 учебном году поведение детей изменилось в лучшую сторону. У учеников повысилась учебная мотивация и успеваемость, они начали стараться работать на уроках, всегда отвечали на вопросы учителя. В школу дети приходят в хорошем настроении, на переменах знакомятся и играют с другими ребятами.

Дети освоили учебную программу и на начало исследования обладали необходимыми знаниями умениями в достаточной степени.

На уроках математики научились:

  • сравнивать предметы по размеру и длине;



  • считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

  • складывать и вычитать числа в пределах 10;

  • сравнивать числа в пределах 10;

  • чертить и измерять отрезки в пределах 10 см;

  • различать единицы измерения длины, объема, массы и стоимости (см, л, кг, руб.);

  • решать задачи в 1 действие;

  • составлять схемы к задачам;

  • различать геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник).

Ученики хорошо справляются со всеми заданиями и упражнениями, предлагаемыми учителем. Единственной проблемой при обучении математике является зеркальное написание некоторых цифр.

На уроках русского языка научились:

  • различать буквы и звуки;

  • различать печатные и прописные буквы;

  • различать заглавные и строчные буквы;

  • записывать текст под диктовку печатными и прописными буквами;

  • списывать текст печатными и прописными буквами;

  • выполнять звуковой анализ слов;

  • составлять предложения из слов;

  • делить слова на слоги;

  • ставить ударение в словах.


Однако встречаются следующие трудности при обучении русскому языку:

  • делают много исправлений в тетради, пишут «грязно»;

  • зеркально пишет некоторые буквы;

  • иногда пишут слова слитно;

  • не видят заглавные буквы в тексте;

  • при списывании текста пропускают буквы, слова и даже строки текста;



  • при записи под диктовку пропускают буквы, особенно гласные;

  • делают ошибки при звуковом разборе (вероятно, из-за слаборазвитого фонематического слуха).

На уроках чтения ученики научились:

  • читать со скоростью 18 слов в минуту (по слогам);

  • отвечать на вопросы по тексту;

  • пересказывать небольшие тексты;

  • составлять рассказ по картинками;

  • расставлять картинки по порядку в соответствии с текстом.

При чтении встречаются следующие ошибки:

  • переставляет буквы в слогах;

  • додумывает конец слова, а не дочитывает.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что больше всего трудностей ученики испытывают при изучении русского языка. Поэтому было решено организовать коррекционную работу именно по данному предмету.
      1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   26