Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Выводы

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ

умственной отсталостью

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова

Критерии оценивания работы

Критерии оценивания работы

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика

Спецификация контрольной работы по русскому языку

Описание программы индивидуальных развивающих занятий для ученика 2 класса с легкой умственной отсталостью

Критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование

Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)

Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Динамика развития и достижений предметных результатов

Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)

Динамика результатов диагностики уровня развития мышления

Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Входная и итоговая

Динамика результатов диагностики отклонений развития

Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Содержание

Занятие 1



Рисунок№5Наглядныйматериалдляпроведенияметодики

«Исключениелишнего»

Для обработки результатов необходимо определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова), установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» это посуда, а остальное – еда), выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия, определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Результаты оцениваются следующим образом: высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями, хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним, средний 7-12 рядов с одним родовым понятием, низкий

  • 1-6 рядов с одним родовым понятием.

Пятая методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах». Целью данной методики является выявление умения определять понятия, объяснять причины, выявлять сходства и различия. Ученику предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

  2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

  3. Днем на улице светло, а ночью?

  4. Небо голубое, а трава?

  5. Черешня, груша, слива и яблоко это

  6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

  7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?

  8. Который сейчас час? (показываются часы)

  9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?

  10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

  11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? 13.Что есть общего между белкой и кошкой?


  1. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?

  2. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание? 16.Какие ты знаешь виды транспорта?

  1. Чем отличается старый человек от молодого?

  2. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?

  3. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?



  4. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

Посчитав набранное количество баллов, можно сделать вывод о уровне развития умения определять понятия, объяснять причины, выявлять сходства и различия: 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 4-7 баллов – средний, 2-3 балла – низкий, 0-1 балл очень низкий.

Результаты входной диагностики мышления Е.И. Рогова представлены на диаграмме (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1


Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова



При выполнении методики «Нелепицы» ученики нашли 5 нелепиц из 7, но не успели объяснить их, тем самым продемонстрировали невысокий

уровень развития образных представлений о мире и низкий уровень умения рассуждать логически.

При выполнении заданий методики «Что здесь лишнее?» ученики выбрали правильно 3 и менее лишних предметов из 4, затратив на это более 3 минут, что подтверждает низкий уровень развития умений анализировать и обобщать изображенные объекты.

Анализ выполнения методики «Пройди через лабиринт» показал, что ученики прошли менее половины лабиринта за отведенное время и продемонстрировали очень низкий уровень развития зрительно- пространственной координации.

При выполнении заданий методики «Исключение лишнего» ученики дали 5 и менее правильных ответов из 12, при этом верно подобрали аргументы к трем из них, и продемонстрировал низкий уровень развития способности к обобщению.

При выполнении заданий данной методики ученики дали 6 и менее правильных ответов из 20 и продемонстрировал низкий уровень развития умения определять понятия, объяснять причины, выявлять сходства и различия.

Таким образом, проведенная диагностика показала, что у учеников низкий уровень развития: 1) образных представлений о мире и умения рассуждать логически, 2) умений анализировать и обобщать изображенные
объекты, 3) способности к обобщению, 4) умения определять понятия, объяснять причины, выявлять сходства и различия, 5) мышления в целом.
      1. Входная диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (методики Л. М. Шипицыной)


Вторая проведенная методика – диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста Л.М. Шипицыной также направлена на выявление особенностей развития мыслительных операций синтеза, анализа, установление закономерностей пространственных соотношений.

Данная методика позволяет выявить отклонения развития мышления, что особенно актуально при изучении ребенка с легкой умственной отсталостью.

Диагностика Л.М. Шипицыной включает определение уровня развития каждой из основных психических функций (мышления, памяти, воли, внимания) и интегрального уровня развития познавательной деятельности [12].

Выделяются пять уровней психического развития ребенка:

  • 1-й уровень очень высокий уровень, уровень высоких потенциальных возможностей;

  • 2-й уровень высокий уровень, уровень высокого актуального развития школьника;

  • 3-й уровень средний уровень, уровень нормы возрастного развития;

  • 4-й уровень низкий уровень, уровень риска;

  • 5-й уровень очень низкий уровень, уровень личностно-социальной дезадаптации [12].

Наряду с определением уровня развития психических функций
устанавливаются качественные особенности индивидуального и личностного развития ребенка: мотивация, самооценка, социометрический статус, проблемные области взаимоотношений личности.

При оценке психического развития личности учитывается состояние и динамика показателей успеваемости учащихся по основным видам учебной деятельности: русский язык, чтение и математика. Исследование также учитывает индивидуальные особенности и возможные нарушения речевой активности ребенка [12].

Ученики, которые имеют низкий (уровень риска) или очень низкий уровень (уровень личной и социальной дезадаптации) умственного развития, представляют группу повышенной социально-педагогической озабоченности, должны пройти специальное дополнительное углубленное психофизическое обследование [12].

В этой диагностике были выбраны методики, связанные только с изучением особенностей мышления: «Четвертый лишний (наглядный материал)», «Четвертый лишний (словесный материал)», «Последовательные картинки», «Продолжи ряд» [12].

Рассмотрим подробнее использованные методики.

Первая методика «Четвертый лишний (наглядный материал)». Цель – определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. Ученикам предлагалось

5 карточек, по 4 изображения на каждой и инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Почему? (Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке?) Подумай, как назвать одним словом остальные предметы?». Наглядный материал методики