Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Выводы

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ

умственной отсталостью

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова

Критерии оценивания работы

Критерии оценивания работы

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика

Спецификация контрольной работы по русскому языку

Описание программы индивидуальных развивающих занятий для ученика 2 класса с легкой умственной отсталостью

Критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование

Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)

Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Динамика развития и достижений предметных результатов

Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)

Динамика результатов диагностики уровня развития мышления

Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Входная и итоговая

Динамика результатов диагностики отклонений развития

Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Содержание

Занятие 1


«Собери времена года» и др.);

  • развитие навыков сравнения мысленное установление сходства и различия по существенным признакам («Кто выше всех?», «Кто за кем?»,

«Найди такой же», «Сравни котят», «Найди одинаковые домики» и др.);

  • развитие навыков обобщения умение делать вывод, выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов. («Четвертый лишний»,

«Объедини в группу», «Закрой картинки», «Продолжи ряд», «Заполни пустые клеточки» и др.;

  • развитие умения выполнять классификацию – умение разделять предметы на группы по какому-либо признаку по размеру, цвету, форме, назначению. («Кто бегает?», «Кто плавает?», «Что бывает летом и зимой?»,

«Что растет в саду и в огороде?»);

  • умение выполнять умозаключение – операция мышления, в ходе которой устанавливаются причинно-следственные связи и производиться умозаключение по аналогии. («Подбери, что нужно для профессии», «Что перепутал художник», «Подбери по смыслу» и др.) [6].



Примерами дидактических игр для ознакомления с окружающим миром и развития элементарных математических представлений у детей являются:

  • игра: «Что сначала, что потом?». Цель развитие временных представлений и ориентировки в пространстве. 1) Покажи развитие пассивного словаря. 2) Назови – развитие активного словаря. Примерные вопросы: – Какое время года недавно закончилось? – Какое время года сейчас – После какого времени года приходит весна? – С какого времени начинается год? Расставь картинки и назови по порядку все времена года;

  • игра «Найди такую же цифру». Цель – развитие зрительного восприятия. Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру. Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.;

  • игра «Чудесный мешочек» или «Узнай цифру на ощупь». Цель – развитие тактильных ощущений. 1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её. 2. Найти цифры по заданию (только 1);

  • игра «Составь фигуру». Цель – развитие целостного восприятия. Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей;

  • игра «Узнай фигуру». Цель – закрепление формы, цвета, размера. Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры. Учитель описывает одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать;

  • игра «Большие, маленькие, одинаковые». Цель развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру. Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру. 1. Найти: все большие фигуры. 2. Найти все маленькие фигуры. 3.Найти одинаковые фигуры [6].


Из содержания данного параграфа следует, что коррекционная работа с детьми с легкой умственной отсталостью является специфической формой педагогической деятельности и для ее осуществления разработаны особые педагогические приемы.



Выводы



Изучением проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья занимались многие ученые, в том числе Выготский Л. С., Гонеев А. Д., Епифанцева Т. Б., Лебединский В.В., Кузнецова Л.В.

В настоящее время существует несколько вариантов классификаций ограниченных возможностей здоровья. ФГОС НОО ОВЗ базируется на классификации Г.Н. Коберника и В.Н. Синева, которая включает в себя следующие группы: дети с сенсорными нарушениями, дети с опорно- двигательными нарушениями, дети с недостатками умственного развития, дети с нарушением речи, дети с комбинированными нарушениями и дети с дисгармоничным развитием.

Как все дети с ограниченными возможностями здоровья, так и отдельные их группы обладают рядом особенностей, выделяющих их на фоне других учащихся. К числу таких особенностей можно отнести, например, низкий уровень социальной адаптации, недостатки речевого развития, недостатки развития моторики, замедленное и ограниченное восприятие, недостатки развития навыков мышления и др.

Для эффективной организации образовательного процесса педагогу необходимо иметь четкое представление о психофизиологических особенностях детей с ОВЗ, средствах и приемах коррекционной работы.

К средствам коррекционного обучения и развития детей с ОВЗ можно отнести адаптированные образовательные программы, коррекционные
образовательные программы, особую структуру уроков в коррекционных классах и специальные упражнения, а также индивидуальные развивающие занятия.

В настоящее время актуальными становятся индивидуализированные формы обучения. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению каждого ребёнка с различными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании

индивидуальных особенностей школьника. Наиболее перспективными для обучения детей с ОВЗ, в том числе и с умственной отсталостью, представляются: обучение по индивидуальному образовательному маршруту, обучение с тьюторским сопровождением, индивидуальные развивающие занятия.

Одним из средств коррекционного обучения и развития детей с ОВЗ является особая структура урока и специально подобранные задания и упражнения. Перед каждым уроком учитель должен решить, какой психический процесс или эмоционально-волевая сфера будет корректироваться именно на этом уроке. На одном уроке невозможно корректировать сразу все сферы личности ребенка, поэтому в зависимости от типа, структуры, содержания урока определяется его коррекционная цель. В соответствии с целью подбираются специальные приемы (задания, упражнения) для коррекции проблем ребенка: для коррекции речевых нарушений, развития психической деятельности, развития пространственно-
временных представлений, развития моторики. Также на выбор приемов и упражнений влияет специфика нозологии ребенка.

В связи со всем вышесказанным, можно сделать вывод о том, что каждая нозология имеет свои особенности и определяет выбор формы, средств и приемов обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья отдельно.