Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Выводы

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ

умственной отсталостью

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова

Критерии оценивания работы

Критерии оценивания работы

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика

Спецификация контрольной работы по русскому языку

Описание программы индивидуальных развивающих занятий для ученика 2 класса с легкой умственной отсталостью

Критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование

Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)

Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Динамика развития и достижений предметных результатов

Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)

Динамика результатов диагностики уровня развития мышления

Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Входная и итоговая

Динамика результатов диагностики отклонений развития

Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Содержание

Занятие 1

быть сосредоточено не только на формировании у учащегося умений читать и писать, но и на том знает ли школьник о назначении тех или иных предметов, умеет ли ими пользоваться, умеет ли или пытается обслуживать себя [15; 17; 23; 29]. В процессе обучения педагог должен создавать игровые и учебно- игровые ситуации, которые бы стимулировали психофизическое развитие ребенка, способствовали познанию нового, вызвали положительные эмоции.

Обобщая вышесказанное можно заключить, что дети с ОВЗ обладают рядом характерных особенностей, определяющих специфику педагогической работы с ними, и в процессе изучения особенностей таких детей различными группами специалистов было разработано несколько вариантов классификации аномалий у детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом в настоящее я существует общепринятая классификация, на основе которой составлен ФГОС НОО ОВЗ [78]. Кроме того, каждая группа детей с ОВЗ обладает рядом особенностей, свойственным только представителям этой группы. Следовательно, педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен разбираться в общих особенностях детей с ОВЗ, особенностях группы детей с ОВЗ, к которой относятся его ученики, а также в индивидуальных особенностях каждого ученика.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей



В современной школе обучаются дети нормы и дети с особыми образовательными потребностями. Для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены различные варианты. Обучение может быть организовано индивидуально или в группе. При организации обучения в группе ученики с ОВЗ могут учиться в коррекционном классе или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность коррекционной направленности. В этом случае школьники с ОВЗ учатся по коррекционным программам. Обучение в группе возможно и совместно с обучающимися нормы инклюзивное образование. В этом случае школьник с ОВЗ учится в обычном общеобразовательном классе по адаптированной образовательной программе [80].

Адаптированная образовательная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный [78]. В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ «Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень обязателен для всех обучающихся, осваивающих данный вариант образовательной программы. Если этот уровень по отдельным предметам не достигается, это не является препятствием к продолжению образования по учебной программе. Если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных

предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант адаптированной образовательной программы» [78].

Для обучения детей с ОВЗ в школе должны быть созданы специальные условия: доступная среда и технические средства реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с ОВЗ, специальное обучение или переподготовка педагогов общего образования. При недостатке специальных

психолого-педагогических знаний и умений, неслаженной работе команды специалистов (педагога, психолога, логопеда, медика и др.) работа учителя начальных классов становится затруднительна. Специальное образование необходимо, потому что педагог должен быть готов к специфическим трудностям обучения, обусловленными особенностями психического и физического развития детей с ОВЗ.

По мнению М. Н. Апиш специфический образ жизни, который вынуждены вести дети с ОВЗ, формирует у них ограниченные представления об окружающем мире, пессимизм и равнодушие по отношению к новой информации. Многие дети с особыми образовательными потребностями отличаются повышенной тревожностью и гиперчувствительностью, болезненно реагируют даже на мягкую критику или просто изменение тона голоса педагога [5]. Для большинства детей с ОВЗ характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сохраняют сосредоточенность на задании. При неудачах быстро теряют интерес, быстро отказываются от выполнения
задания. А. П. Тряпицына отмечает, что данные проблемы касаются всех детей с ОВЗ, а не только тех, чьи заболевания касаются психического и умственного развития. Например, ребенок с ОВЗ, страдающий болезнью опорно-двигательного аппарата, но с полностью здоровым мозгом, казалось бы, должен усваивать правила русского языка или таблицу умножения на том же уровне, что и дети без каких-либо нарушений развития, однако физическое увечье деформирует психику ребенка, и это неизбежно негативно сказывается на его способности к усвоению учебного материала [52].

Еще одним фактором, крайне существенно усложняющим образовательный процесс при работе с детьми с ОВЗ, является затрудненная коммуникация больного ребенка с педагогом и другими детьми. Особенно ярко выражена эта проблема у слабовидящих, слепых, слабослышащих, глухих детей, детей с серьезными нарушениями речи, детей, страдающих от психических расстройств аутистического спектра [52].

Рассмотрим подробнее психофизические особенности детей с легкой умственной отсталостью, определяющие особенности их обучения.

Дети с легкой умственной отсталостью отличаются психической пассивностью. Это проявляется в том, что познавательные интересы у них не сформированы вообще или находятся на низком уровне развития, поэтому дети с легкой умственной отсталостью равнодушны к процессу овладения знаниями, избегают задач, которые требуют психического напряжения, крайне редко обращаются с вопросами, ответы взрослых их не интересуют [52].

Недостатки мышления детей с умственной отсталостью проявляются
при их обучении чтению, письму, счету. Обучающиеся не способны обобщить прочитанное, понять текст, хоть в некоторых случаях могут научиться технически правильно читать. Допущенные ошибки они не замечают, а, следовательно, и не исправляют. Эти дети способны научиться считать на наглядном материале, однако абстрактный счет, даже в пределах первого десятка, им недоступен. В работах Гонеева А. Д. отмечается, что у детей с легкой умственной отсталостью полностью отсутствует ориентировочный этап деятельности: при решении задач они легко, не задумываясь, сразу начинают выполнять действия без всякого предварительного осознания [17].

Особенности мышления проявляются в том, что эти дети с трудом усваивают правила и закономерности, способны лишь к элементарным обобщениям, которые формируются у них очень медленно. В процессе специального обучения им удается научиться объединять предметы по общему признаку, и разницу они устанавливают только в пределах конкретного. Дети с легкой умственной отсталостью просто воспроизводят конкретные ситуативные связи между предметами и явлениями. При сравнении предметов часто ориентируются на несущественные признаки, не выделяя основные. Все это обуславливает неосознанный, механический характер процесса освоения материала.

Наряду с недоразвитием мышления внимание детей с легкой умственной отсталостью находится также на низком уровне. Рассматривая объекты

окружающей действительности, дети не замечают их существенных деталей.