Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Выводы

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ

умственной отсталостью

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова

Критерии оценивания работы

Критерии оценивания работы

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика

Спецификация контрольной работы по русскому языку

Описание программы индивидуальных развивающих занятий для ученика 2 класса с легкой умственной отсталостью

Критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование

Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)

Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Динамика развития и достижений предметных результатов

Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)

Динамика результатов диагностики уровня развития мышления

Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Входная и итоговая

Динамика результатов диагностики отклонений развития

Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Содержание

Занятие 1


// Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. 10-1. С. 43-45.

  1. Люблинская А. А. «Детская психология»: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г. 415 с.

  2. ЛящукА.Н.Об особенностях формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей с ЗПР / А.Н. Лящук // Международный студенческий научный вестник. 2015. – № 5-4. – С. 560-562.

  3. МакоедоваГ.В.Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. Магадан: Изд-во СВГУ, 2014. – 166 с.

  4. МалининаМ.Э.Социально-психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей, имеющих ОВЗ в школе-интернате / М.Э. Малинина // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. 2016. С. 192-197.

  5. МаллерА.Р.,ЦикотоГ.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 208 с.

  6. МамаеваА.В.Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребёнка / А.В. Мамаева, О.Л. Беляева, С.В. Шандыбо, Н.В. Пилипчевская, Н.В. Петропавловская, И.П. Цвелюх, Е.А. Черенёва // Методические рекомендации для начинающих тьюторов / Красноярск. 2015. Сер. Социальные практики инклюзивного образования

  7. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: [Учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин-тов] / Р. И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1983. – 89 с.

  8. Науменко Ю.В. Готовность к обучению детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью / Ю.В. Науменко // Учебный год. – 2016. – № 4 (45). – С. 75- 83.



  9. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2011. – 126 с.

  10. Новое время – новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика / Сост. М.В. Зверева, Р.Г. Чуракова. – М., 2011.

  11. ОлейниковаИ.А.Актуальные вопросы создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов / И.А. Олейникова, Н.Г. Сынкова // Материалы межрегиональной научно- практической интернет-конференции. – 2015. – 102 с.

  12. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / Л. В.Кузнецова, Л. И.Переслени и др.; под ред. Л. В.Кузнецовой. М., Изд.центр «Академия» – 2002. 480 с.

  13. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под. Ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. 304 с.: ил.

  14. Пешкова Н.А. Развитие познавательной сферы у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / Н.А. Пешкова // Акмеология. – 2016. – № 2 (58). С. 123-126.

  15. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 445с.

  16. Подласый И.П., Педагогика: в 3-х кн., кн. 1: Общие основы: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. "Образование и педагогика" / И.П. Подласый. 2-е изд., испр. и доп.- М.: ВЛАДОС, 2008. – 527 с.

  17. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко. – М. : Владос, 2011. 79 с.

  18. ПокаместоваО.В.Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе / О.В. Покаместова // Проблемы современной науки и образования. – 2014. 12 (30). С. 126- 127.

  19. Правдина,О.В.Логопедия / О. В. Правдина - М.: 1969.



  20. Профессиональный стандарт «Педагог» от «18» октября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://профстандартпедагога.рф (дата обращения 09.09.2019)

  21. Психолого-педагогическая диагностика: Уч. Пособие Под. ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. М.: Академия, 2015 – 98 с.

  22. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практич. пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 412 с. Серия: Настольная книга специалиста.

  23. РоговенкоА.И.Психологические особенности видов памяти младших школьников с умственной отсталостью / А.И. Роговенко // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. – № 27. – С. 40-44.

  24. СабельниковаC.И.Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2012. 1. с.42-54.

  25. Саралиева А.Х. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника с умственной отсталостью / А.Х. Саралиева // Инновации в современной науке Материалы IX Международного летнего симпозиума. Центр научной мысли. – 2015. – С.150-153.

  26. Семаго,Н.Я.Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование / Н. Я. Семаго // Приложение к журналу Стремление к Инклюзивной Жизни.


№3. 2011. – С.10-12.

  1. Скрипова Ю.Ю., Шабалина О.В. К вопросу о достижении выпускниками начальной школы планируемых результатов по русскому языку// Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты: Сб. материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 1–2 марта 2016 г. г. Пермь, Россия. – Пермь: ПГГПУ, 2016. – С. 233-247.

  2. СмеловаМ.В.Проблемы развития системы подготовки волонтёров- тьюторов: социальная работа с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ / М.В.



Смелова // Актуальные проблемы развития профессионального образования Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 75-78.

  1. Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии / И.А. Смирнова // Дошкольная педагогика. 2013. №5 (14). С. 20-24.

  2. Соботович, Е.Ф. Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. – 2012. – №4. – С. 44-50.

  3. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2013.

– 400 с.

  1. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2013.

– 452 с.

  1. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов вузов олигофренопедагогика / Е.А. Стребелева. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 256 с

  2. СтребелеваЕ.А.,Венгер А.Л., Екжанова Е.А. и др. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой . М.: Издательский центр «Академия», 2002. 312 с.

  3. СычеваЛ.П.Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.П. Сычева // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. – № 30-1. – С. 209-216.

  4. ТихомироваЛ.Ф.Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

  5. ТкачёвА.Н.Особенности поведенческих девиаций детей с легкой умственной отсталостью и ЗПР / А.Н. Ткачёв // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы Сборник научных статей и докладов XI Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 227-230.



  6. Токарева С. А. Дизартрии Расстройства речи у детей и подростков / С. А. Токарева; под редакцией С. С. Ляпидевского. – М.: Академия, 2014. – 234 с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru (дата обращения 02.09.2019)

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru (дата обращения 11.11.2019)

  9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.11.2019)

  10. ШклярН.В.Изучение особенностей эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта с целью оптимизации учебно- воспитательного процесса / Н.В. Шкляр // Вестник Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. – 2011. – № 1-2 (8). – С. 102-117.

  11. ЮрловскаяИ.А.Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с проблемами в развитии / И.А. Юрловская, И.К. Тебиева, И.М. Гриневич // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. 4. С. 69-76.

  12. ЮрловскаяИ.А.Педагогические приемы индивидуализации обучения учащихся младших классов (монография). Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2011. – 120 с.

  13. ЮрловскаяИ.А.Проектные технологии как средство развития индивидуальности учащихся //Сибирский педагогический журнал. – №3, 2013. – С. 94-98.




Приложение 1


Протоколы обследования
ВХОДНЫЕ ДИАГНОСТИКИ
Общие сведения о ребенке на начало исследования:

  1. Матвей Г.

  2. Пол: мужской

  3. Возраст: 8 лет

  4. Класс: 1 «е» (повторный год обучения)

  5. Состояние здоровья: редко болеет

  6. Успеваемость: по русскому языку удовлетворительная, по математике хорошая, по чтению - хорошая.

  7. Поведение хорошее: на уроках активно занимается, на переменах проявляет дружелюбие и интерес к другим ребятам.




    1. Диагностика отклонений развития (предмет обследования - мышление) по методикам Л.М.Шипицыной.


Методика 1. Четвертый лишний (наглядный материал)


Карта

Ответ ребенка

Признаки обобщения

Наличие

обобщающих слов

Уровень

1-я: репа, яблоко,

огурец, свекла

Яблоко +

Существенный

Овощи +

1

2-я: шорты, кепка, ботинки, шуба

Кепка -

Случайный

Кепка на голову, а остальное одежда -

4

3-я: ручка, нож, книга, карандаш

Книга -

Случайный

Ее можно читать, а остальное нет -

4

4-я: шкаф, стул, стол,

дверь

Шкаф -

Случайный

кухонные вещи -

4

5-я: самолет, автобус, пароход, тачка

Самолет

Случайный

Он в небе, а остальные на земле

-


4



Общий уровень: 4-й уровень. Недостаточная способность к обобщению наглядного материала. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным или функциональным признакам. Ребенок может анализировать и определять преимущественно различия между знакомыми предметами. Поиск обобщающего признака затруднен. Существенные признаки не называются.

Методика 2. Четвертый лишний (словесный материал)


Набор слов

Ответ ребенка

Признак обобщения

Наличие обобщающих слов

Уровень

1) воробей, синица, голубь, пчела

Пчела +

Существенный

Птицы +

1

2) яйцо, цыпленок, курица, котенок

Котенок -

Случайный

Птица и детеныш -

4

3) мальчик, доктор, градусник, милиционер

Милиционер

-

Случайный

Лечение -

4

4) Анастасия, Александр, Валерий, Евгений

Евгений -

Нет обобщения

Нет -

5

5) девять, три, число,

семь

Число +

Нет обобщения

Нет -

5


Общий уровень: 4-й уровень. Недостаточная способность к обобщению на понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам или поиск обобщающего слова затруднен. Существенные признаки почти не называются.

Методика 3. Последовательные картинки


набора

Выполнение

Уровень

1. Ключ

l, u, ch, k

5

2. Пловец

p, l, е, z, о, v,

5

3. Хитрецы

у, г, е, i, h, z, t

5