Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Выводы

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ

умственной отсталостью

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова

Критерии оценивания работы

Критерии оценивания работы

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика

Спецификация контрольной работы по русскому языку

Описание программы индивидуальных развивающих занятий для ученика 2 класса с легкой умственной отсталостью

Критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование

Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)

Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Динамика развития и достижений предметных результатов

Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)

Динамика результатов диагностики уровня развития мышления

Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Входная и итоговая

Динамика результатов диагностики отклонений развития

Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Содержание

Занятие 1

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)



На констатирующем этапе работы была проведено 2 диагностики мышления с помощью методик Е.И. Рогова и Л.М. Шипицыной. Рассмотрим подробнее выбранные методики и результаты, полученные в ходе их проведения.

Первая диагностика (диагностика мышления Е.И. Рогова) позволяет выявить индивидуальные особенности мышления ученика, при этом показывает сформированность таких мыслительных операций, как: анализ, сравнение, обобщение и включает в себя 5 методик: «Нелепицы», «Что здесь лишнее?», «Пройди через лабиринт», «Исключение лишнего», «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» [61].

Рассмотрим подробнее каждую методику.

Первая методика называется «Нелепицы». Данная методика позволяет оценить элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Ребенку демонстрируется изображение и дается инструкция: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». Обе части
инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено 3 минутами. За это время ребенок должен заметить, как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так, как на самом деле должно быть.

Наглядный материал для методики представлен на рисунке (см. рис. 2).
Рисунок№2Наглядныйматериалдляпроведенияметодики«Нелепицы»



Выполнение задания оценивается следующим образом:

10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три- четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла – за отведенное время ребенок

не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Набранные баллы переводятся в уровни развития: 10 баллов – очень высокий уровень развития, 8-9 баллов – высокий, 4-7 баллов – средний, 2-3 балла низкий, 0-1 балл – очень низкий.

Вторая методика называется «Что здесь лишнее?». Целью данной методики является исследование процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у ребенка. В методике ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в

сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На выполнение задания дается 3 минуты. Наглядный материал для методики представлен на рисунке (см. рис. 3).
Рисунок №3 – Наглядный материал для проведения методики «Что здесьлишнее?»

Выполнение задания оценивается следующим образом:

10 баллов ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы
на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин. 6-7 баллов ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. 0-1 балл ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Набранные баллы переводятся в уровни развития: 10 баллов – очень высокий уровень развития, 8-9 баллов – высокий, 4-7 баллов – средний, 2-3 балла низкий, 0-1 балл – очень низкий.

Третья методика «Пройди через лабиринт». Цель исследование логичности и гибкости мышления, уровня развития мышления. В этом задании

ребенку показывается рисунок и дается инструкция: «Перед тобой лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева верху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Тебе нужно пройти лабиринт, не задевая карандашом стенки лабиринта». На выполнение задания дается 2 минуты. Наглядный материал для проведения методики представлен на рисунке (см. рис. 4).

Рисунок№4Наглядныйматериалдляпроведенияметодики«Пройди

черезлабиринт»

Выполнение задания оценивается следующим образом:

10 баллов задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8-9 баллов задание выполнено ребенком за время от 45 до
60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6-7 баллов задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.

4-5 баллов задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.

2-3 балла задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.

0-1 балл задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Набранные баллы переводятся в уровни развития: 10 баллов – очень высокий уровень развития, 8-9 баллов – высокий, 4-7 баллов – средний, 2-3 балла низкий, 0-1 балл – очень низкий.

Четвертая методика «Исключение лишнего». Целью данной методики является изучение способности к обобщению у младших школьников. Ученик получает карточку с 12 рядами слов и инструкцию: «Прочитай слова и в каждом ряду слов найди и назови слово, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Наглядный материал для проведения методики представлен на рисунке (см. рис. 5).

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

  3. Собака, лошадь, корова, лось.

  4. Стол, стул, пол, кровать.

  5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

  6. Очки, глаза, нос, уши.

  7. Трактор, комбайн, машина, сани.

  8. Москва, Киев, Волга, Минск.

  9. Шум, свист, гром, град.

  10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 11.Береза, сосна, дуб, роза.

12.Абрикос, персик, помидор, апельсин.