Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Выводы

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ

умственной отсталостью

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова

Критерии оценивания работы

Критерии оценивания работы

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика

Спецификация контрольной работы по русскому языку

Описание программы индивидуальных развивающих занятий для ученика 2 класса с легкой умственной отсталостью

Критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование

Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)

Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Динамика развития и достижений предметных результатов

Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)

Динамика результатов диагностики уровня развития мышления

Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Входная и итоговая

Динамика результатов диагностики отклонений развития

Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Содержание

Занятие 1

и игровой деятельности. Данная работа включает в себя два аспекта учебной цели: познавательный и развивающий. В познавательном аспекте упор

делается на развитие внимания, общеучебных умений и навыков. Развивающий аспект включает в себя развитие речи и сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук), а также игры и упражнения, специально направленные на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, установление причинно-следственных связей, установление закономерностей), так как включение в занятия специальных приемов для развития мыслительных операций в форме игры позволяет влиять на формирование предметных умений и на развитие мышления [7]. В программе были предусмотрены такие задания, как: «Назови одним словом», «Что лишнее?», «Что общего?», «Раздели на группы», «Продолжи ряд», «Расставь по порядку» и др.

В программе представлена психолого-педагогическая характеристика обучающегося с легкой умственной отсталостью.

Наблюдается интеллектуальное и психофизическое недоразвитие, а также нарушения эмоционально-волевой сферы. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности затрудняет процесс освоения предметных учебных знаний. Слабость активного внимания затрудняет решение сложных задач познавательного содержания. Из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости и неустойчивости внимание обучающегося отличается низким уровнем продуктивности. Помимо нарушений базовых физических функций, мышления и памяти наблюдается нарушение структурных компонентов речи: фонетического, грамматического и лексического. Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности и темпа
движений, что осложняет формирование физических действий. У обучающегося отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. В связи с этим появились трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, застегивание пуговиц, письмо и др.

Программа разработана на основе ФГОС НОО ОВЗ и рассчитана на 24 занятия (по 2 занятия в неделю). Длительность одного занятия 30 минут.

К планируемым результатам освоения программы можно отнести 2 группы результатов: предметные и результаты коррекционно-развивающей работы. Предметными результатами являются развитие каллиграфических навыков, умение правильно писать и называть все буквы, умение выполнять звуковой анализ, умение делить слова на слоги. К результатам коррекционно- развивающей работы можно отнести развитие фонематического слуха, развитие мышления (мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, классификация) и внимания, развитие мелкой моторики, расширение кругозора и словарного запаса.

К программе прилагаются оценочные материалы для текущего и итогового контроля, а также критерии оценивания достижений обучающегося. Критерии представлены в таблице (см. табл. 4).

Таблица 4

Критерии оценивания





Вид

оценивания

Содержание

Критерии оценки

Текущая оценка

Оценка эмоционального фона

«1 балл» настроение ученика ухудшилось

«2 балла» настроение ученика осталось без изменений

«3 балла» настроение ученика улучшилось

Оценка работы на занятиях

«1 балл» ученик пассивен, не проявляет интереса к заданиям

«2 балла» – ученик проявляет избирательный интерес к заданиям

«3 балла» ученик активен и выполняет задания с интересом

Итоговая

Проверка

№1 Запись букв под диктовку

оценка

предметных

2 балла 1-2 ошибки (пропуска)




достижений –

1 балл 3-4 ошибки (пропусков)




контрольная

0 баллов – более 5 ошибок




работа по

№2 Запись слов под диктовку




итогам занятий.

2 балла все слова записаны верно







1 балл 1-2 ошибки (пропуска букв) в словах







0 баллов – 3 и более ошибок







№3 Списывание печатными буквами







2 балла все слова записаны верно







1 балл 1-2 ошибки (пропуска букв) в словах








  1. баллов – 3 и более ошибок

№4 Списывание прописными буквами 2 балла все слова записаны верно

  1. балл 1-2 ошибки (пропуска букв) в словах

0 баллов 3 и более ошибок (пропусков букв) в словах

№5 Диктант

2 балла текст записан верно

1 балл 1-2 ошибки (пропуска букв) в словах

0 баллов 3 и более ошибок (пропусков букв) в словах

№5.1 Выделение ударения

2 балла – задание выполнено верно 1 балла – менее половины ошибок 0 балл более половины ошибок

№5.2 Выделение слогов

2 балла – задание выполнено верно 1 балла – менее половины ошибок 0 балл более половины ошибок

№5.3 Звукобуквенный разбор

2 балла – задание выполнено верно 1 балла – менее половины ошибок 0 балл более половины ошибок

Максимум: 16 балл. Выставляется отметка:

«отлично» 14-16 баллов

«хорошо» 10-13 баллов

«удовлетворительно» – 6-9 баллов

«неудовлетворительно» 5 и менее баллов

Для отслеживания динамики развития мышления используются психологические диагностики Л.М.Шипицыной и Е.И.Рогова.

Содержательный раздел включает в себя структуру занятий и календарно-тематическое планирование.

Структура коррекционно-развивающего занятия включает в себя 3 части:

  1. Вводная часть – создание положительного эмоционального фона. Учитель создает условия для положительного настроя ученика, проявляет заинтересованность (предлагает улыбнуться, говорит добрые слова и т.д). Ученик фиксирует свое настроение в специальном дневнике



  2. Основная часть коррекционно-развивающая работа, идущая по двум направлениям: коррекция предметных достижений и общее развитие ребенка. Данная работа включает в себя 3 тематически связанных между собой блока:

    1. «Каллиграфия» (10 минут) – упражнения и задания, направленные на развитие мелкой моторики и формирования навыка каллиграфии. Работа идет по двум направлениям: развитие мелкой моторики и работа в прописях. Для развития мелкой моторики используются следующие приемы: раскрашивание, вырезание фигур по контуру, завязывание узлов и работа с пластилином. При работе с прописями ученик выполняет штриховку, рисует и продолжает узоры, прописывает буквы, слоги и слова. Перед проведением блока «Каллиграфия рекомендуется выполнять


«Пальчиковую гимнастику»

    1. «Фонетический анализ» (10 минут) упражнения и задания, направленные на развитие фонематического слуха и формирование умения выполнять звуковой анализ. Данный блок включает в себя: игры и упражнения для развития фонематического слуха и упражнения для отработки умения выполнять звукобуквенный разбор

    2. «Слоги» (10 минут) упражнения и задания, направленные на формирование умения делить слова на слоги. В этом блоке происходит закрепление умения делить слова на слоги разными способами («Хлопки»,

«Ладошка», «Скандирование»), а также проводятся упражнения и игры, связанные с делением на слоги и составлением слов из слогов.

Все блоки тематически связаны между собой.

  1. Заключительная часть рефлексия и самоанализ. Ученик вместе с учителем подводит итоги занятия, оценивает свою работу, Ученик фиксирует свое настроение в специальном дневнике

Часть календарно-тематическое планирования представлена в таблице (см. табл. 5). Полное планирование в приложении (см. прил. 2).

Таблица 5