Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Выводы

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ

умственной отсталостью

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова

Критерии оценивания работы

Критерии оценивания работы

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика

Спецификация контрольной работы по русскому языку

Описание программы индивидуальных развивающих занятий для ученика 2 класса с легкой умственной отсталостью

Критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование

Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)

Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Динамика развития и достижений предметных результатов

Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)

Динамика результатов диагностики уровня развития мышления

Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Входная и итоговая

Динамика результатов диагностики отклонений развития

Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Содержание

Занятие 1

несколько психологических диагностик: диагностика развития познавательных способностей детей (Л. Ф. Тихомировой) [75], диагностика интеллекта, креативности и познавательных процессов (О.Н. Истратовой) [25], диагностика общих способностей (В. Н. Дружинина) [22], диагностика мышления (Е.И. Рогова) [61], диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М. Шипицыной) [12].

При отборе методик для опытной работы мы учитывали их соответствие младшему школьному возрасту и посильность выполнения заданий ребенком с умственной отсталостью. В соответствии с этими критериями для ученика с легкой умственной отсталостью были выбраны 2 методики: диагностика мышления Е.И. Рогова и диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста Л.М. Шипицыной [61; 12]. После психологической диагностики была проведена диагностика предметных достижений по русскому языку.

Третьим шагом в исследовании стала разработка программы индивидуальных развивающих занятий в соответствии с индивидуальными особенностями ученика с легкой умственной отсталостью. При проектировании программы индивидуальных развивающих занятий для ученика с легкой умственной отсталостью были учтены полученные результаты. Индивидуальные особенности мышления ребенка М. определили стратегию коррекционной работы, логику построения занятий, отбор приемов работы.

Четвертым шагом в исследования стала реализация программы индивидуальных развивающих занятий в соответствии с индивидуальными особенностями ученика с легкой умственной отсталостью. На каждом
занятии ученику предлагались задания и упражнения для развития мышления, мелкой моторики и фонематического слуха. В занятие также включались пальчиковая гимнастика и физкульминутки, чередовалась работа с наглядным и словесным материалом. Данная работа способствовала не только общему развитию ребенка, но и достижению предметных результатов по русскому языку.

Последним шагом в исследовании стало выявление эффективности разработанной программы через повторную диагностику ученика с легкой умственной отсталостью. Для этого были проведены те же самые диагностики мышления и предметных достижений. По результатам входных и итоговых диагностик был сделан вывод о том, что индивидуальные развивающие занятия являются эффективным средством коррекции предметных достижений для учеников с ограниченными возможностями. Для коррекционно-развивающей работы учителю необходимо выявить индивидуальные особенности и специфику нозологии ребенка, правильно подобрать приемы работы, содержание материала и оказывать обучающемуся психологическую поддержку.



Библиографический список


  1. Агулина С.В. Технология разработки программ по подготовке родителей детей ОВЗ к тьюторскому сопровождению ребёнка / С.В. Агулина, И.В. Бурцева // Мир науки, культуры, образования. – 2017. № 1 (62). – С. 101- 102.

  2. АкатовЛ.И.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2013 – 120 с.

  3. АксеноваА.К.Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 320 с. (Коррекционная педагогика).

  4. Антонова Е.П. Развитие устной связной речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках чтения Вопросы педагогики. 2016.

12. – С. 10-14.

  1. АпишМ.Н.Проблемы и особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях начальной школы // Научно- методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 196– 200.

  2. БауэрО.М.Дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья / О.М. Мауэр, Н.В. Рафикова // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 129-137.

  3. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.

  4. БельковаЕ.М.Дети с ОВЗ: специфика работы воспитателя в доу с детьми с нарушением речи / Е.М. Белькова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. 53. С. 111-116.

  5. БожовичЛ.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.



  6. БондаренкоБ.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.

  7. Введение в специальность «Дефектология»: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Г. Н. Коберник, В. Н. Синев. – Киев: Вища школа, 1984. – 144 с.

  8. Виноградова А. Д., Н. Л. Коновалова, И. А. Михаленкова, С. Т. Посохом, А. А. Хилько, Л. М. Шипицына Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной – СПб: Речь, 2008. – 48 с.

  9. ВиситоваЛ.С.Инновационные методы преподавания в начальной школе


// Образование и воспитание. 2016. №1. С. 16-19.

  1. Власова Т.А., Певзнер Н.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. / Власова Т.А., Певзнер Н.С. – М.: Просвещение, 2017. – 137 с.

  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии: Учебник для вузов. - СПб.: Лань, 2011. – 656 с.

  3. ГолубеваА.В.Социальная адаптация детей-инвалидов: воспитание и обучение детей-инвалидов. Социальная адаптация. Правовые вопросы социальной защиты детей-инвалидов. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 5. С. 55-63.

  4. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2002. – 272 с.

  5. Григорьев Д.В. Характерные особенности общения детей с ЗПР / Д.В. Григорьев, Е.В. Короткова // XXIII Царскосельские чтения Материалы международной научной конференции. Ответственный редактор А.А. Беляева. – 2019. – С. 155-159.



  6. Данилова Е. Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. Москва: Академия, 2009. – 455 с.

  7. ДёминаС.Ю.Создание безбарьерной образовательной среды при социализации ребёнка с ОВЗ в общество здоровых детей / С.Ю. Дёмина // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – № 2 (3). – С. 174-176.

  8. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2015. – 608 с.

  9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.

  10. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога – дефектолога. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2013. – 480 с.

  11. Загуменнов,Ю.Л.Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. 2011. – № 6. – С. 3-6

  12. Истратова О.Н. Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 375 с.

  13. К вопросу об обучении школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута /Консультант: профессор кафедры начального образования Есенкова Т.Ф.: [Электронный ресурс]. http://uipk.narod.ru/diskons/nach/nach_4doc (Дата обращения: 12.09.2019)]

  14. Кисова В.В. Формирование познавательной мотивации учения у младших школьников с умственной отсталостью / В.В. Кисова, Т.С. Сударикова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-6. – С. 329-335.

  15. КоротковаЕ.В.Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР / Е.В. Короткова, Григорьев Д.В. // XXI ЦАРСКОСЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ материалы международной научной конференции. – 2017. – С. 329-333.



  16. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / Г.Ф.Кумарина, М. Э.Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под редакцией Г.Ф.Кумариной. М.: Издательский центр


«Академия», 2001. – 320 с.

  1. Коршунова А.А. Особенности проектной деятельности детей с задержкой психического развития (ЗПР) / А.А. Коршунова, А.В. Кубасов // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 218-219.

  2. КостенковаЮ.А.,ТригерР.Д.,ШевченкоС.Г.Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, речи. / Под ред. В. И. Лубовского. – М: Школьная пресса, 2011. – 64 с.

  3. Кузьмина О.С. К вопросу о подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. – 2014. – № 5.1 (53). – С. 365–371.

  4. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. 143 с.

  5. ЛебединскийВ.В.Нарушение психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2013. – 291 с.

  6. ЛебединскийВ.В.Нарушения психического развития у детей. / В.В. Лебединский – М. : МГУ, 2015. – 217 с.

  7. ЛокаловаН.П.120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IVклассов). – М.: «Ось-89», – 2006.

  8. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. 2013. – №4. С. 12-18.

  9. Лубовский В. И., Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 2011. 98 с.



  10. Лыгина М.А. Социально - педагогическое сопровождение детей - инвалидов и детей с ОВЗ / Л.А. Лыгина, К.С. Шевырдяева, Е.Ю. Емелина