Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Выводы

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ

умственной отсталостью

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова

Критерии оценивания работы

Критерии оценивания работы

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика

Спецификация контрольной работы по русскому языку

Описание программы индивидуальных развивающих занятий для ученика 2 класса с легкой умственной отсталостью

Критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование

Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)

Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Динамика развития и достижений предметных результатов

Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)

Динамика результатов диагностики уровня развития мышления

Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Входная и итоговая

Динамика результатов диагностики отклонений развития

Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Содержание

Занятие 1

пяти уровней. Затем предлагается разложить по порядку картинки из второго набора «Пловец» и составить по ним рассказ. Далее предлагается разложить по порядку картинки третьего напора «Хитрецы» и составить по ним рассказ. Полный ответ ребенка заносится в протокол. Протокол в приложении (см.прил.1). Правильный вариант разложения картинок: 1 набор k, l, u, ch, 2 набор р, l, о, V, е, z, 3 набор h, i, t, r, e, z, y.

Обработка результатов. Каждое из трех заданий оценивается следующими образом:



  • 1-й уровень – разложил без ошибок, без дополнительных (поправочных действий;

  • 2-й уровень разложил верно, самостоятельно внеся поправки;

  • 3-й уровень – сделал одну ошибку и при обосновании (на вопрос «Поче- му?») ее исправил;

  • 4-й уровень сделал одну ошибку и не справился с обоснованием

  • 5-й уровень – разложил картинки без установления логической последо- вательности или отказался выполнить задание.

Для подсчета общего уровня развития необходимо сложит все полученные уровни и разделить это число на 3.

По общему уровню развития можно сделать следующие выводы:

  • 1-й уровень отражает высокий уровень сформированности логического мышления, способность понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Ребенок быстро и точно устанавливает причинно-следственные связи. Способен обосновать правильность своего решения. Умозаключения правильны, суждения точны. Речь правильная, связная, эмоционально насыщенная.

  • 2-й уровень отражает высокий уровень логического мышления. Ребенок достаточно быстро устанавливает причинно-следственные отношения между событиями, способен понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Допущенные ошибки обна- руживает самостоятельно и устраняет сам.

  • 3-й уровень отражает достаточный уровень развития логического мышления. Ребенок практически самостоятельно выполняет все задания. Безошибочно устанавливает причинно-следственные отношения между небольшим числом событий. Самостоятельно исправляет ошибки при организующей помощи специалиста-психолога.



  • 4-й уровень отражает недостаточную сформированность логического мышления. Ребенок способен установить причинно-следственные отноше- ния между небольшим числом событий. Испытывает трудности при обо- сновании своего решения, часто ориентируется на субъективную логику видения событий. Замечает и исправляет ошибки с помощью специалиста- психолога.

  • 5-й уровень отражает несформированность умения устанавливать причинно-следственные отношения между событиями. Ребенок выполняет задание чисто механически, вне логики событий. Неспособен объяснить свой вариант решения.


Четвертая методика «Продолжи ряд». Цель – выявление способности к синтезу, анализу и установлению закономерностей пространственных соотношений. Ученик получал 4 карточки с изображением последовательности геометрических фигур и инструкцию: «Рассмотри внимательно, что нарисовано, продолжи рисунок так же, как здесь». Ученику необходимо было продолжить каждый ряд, сохраняя форму, размер и цвет фигур. Наглядный материал методики представлен на рисунке (см. рис. 10).




Рисунок№10Наглядныйматериалдляпроведенияметодики

«Продолжиряд»



Процедура проведения: задания №1, №2, №3, №4 (см. рис. 10) предъявляются отдельно один за другим, начиная с задания №1. При правильном выполнении задания №1 обследование прекращается.

Обработка результатов: учитывается правильность воспроизведения совокупности шести признаков: последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величина, расположение относительно оси, направление штриховки. Задание считается правильно выполненным, если школьник воспроизводит все шесть признаков. В случае нарушения хотя бы одного из них задание считается неправильно выполненным, и предлагается выполнить другое, менее сложное.

Результаты оцениваются следующим образом:

  • 1-й уровень выполнено задание №1. Высокий уровень сформированности наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, выраженная способность к аналитико-синтетической деятельности, способность к целостному восприятию пространственных соотношений и самостоятельному прогнозированию последовательности расположения геометрических фигур в пространстве без опоры на образец. Ребенок способен точно воспроизвести заданную систему из 6 признаков фигур различной формы, заложенных в задании: последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величина, расположение относительно оси, направление штриховки (задание 1);

  • 2-й уровень выполнено задание №2. Высокий уровень сформированности наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, способность к аналитико-синтетической деятельности, способность к воспроизведению пространственных отношений в заданной последовательности фигур с опорой на образец, расстояние между ними, цвет, величина, расположение относительно оси, направление штриховки с опорой на образец (задание 2);

  • 3-й уровень – выполнено задание №3. Достаточная способность к анализу и синтезу на пространственном уровне. Ребенок способен точно


воспроизводить совокупность таких заданных признаков, как

65

последовательность фигур, расстояние между ними, цвет, величина, расположение относительно оси, направление штриховки одинаковых по форме фигур (задание 3);

  • 4-й уровень – выполнено задание №4. Способность к анализу и синтезу на пространственном! уровне, к воспроизведению пространственных отношений между геометрическими фигурами. Причинно-следственные отношения не устанавливаются. Закономерности, лежащие в расположении геометрических фигур в пространстве, определяются и воспроизводятся в ограниченном объеме, в пределах одной величины и формы с опорой на образец (задание 4);

  • 5-й уровень не выполнено ни одного задания. Недостаточная сформированность для данного возраста пространственного мышления. Ребенок испытывает трудности даже при воспроизведении элементарного ряда одинаковых по величине и форме геометрических фигур. Возможно простое манипулирование с бланком задания вместо его выполнения.

Результаты входной диагностики отклонений развития мышления Л.М.Шипицыной представлены на диаграмме (см. диаграмму 2). Согласно этой методики самый высокий уровень развития с минимальным отклонением обозначается цифрой 1, а самый низкий уровень с наибольшим отклонением обозначается цифрой 5.

Диаграмма 2

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика





При выполнении методики «Четвертый лишний (наглядный материал)» ученики нашли и объяснил 2 и менее лишних изображений. Ученики продемонстрировали недостаточную способность к обобщению наглядного материала. Обобщение осуществлялось по случайному признаку.

При выполнении заданий методики «Четвертый лишний (словесный материал)» ученики определил на слух 2 и менее лишних слова, но смогли объяснить только 1. Ученики продемонстрировали недостаточную способность к обобщению на понятийном уровне. Обобщение осуществлялось преимущественно по случайным признакам или поиск обобщающего слова был затруднен. Существенные признаки почти не назывались.

При выполнении заданий методики «Последовательные картинки» ученики не смогли правильно расставить все изображения, при этом было заметно, что чем больше становилось изображений, тем больше ошибок они допускали. Например, в группе изображений истории «Ключ» была допущена 1 ошибка, в группе изображений истории «Пловец» – 4 ошибки, в группе изображений истории «Хитрецы» – 6 ошибок. Такое выполнение заданий показало, что у учеников не сформировано умение устанавливать причинно-следственные отношения между событиями. Дети выкладывали картинки
вне логики событий и не могли объяснить свой выбор. Текст истории получался бессвязным, либо ученики не мог составить рассказ.

При выполнении заданий методики «Продолжи ряд» ученики смогли продолжить 1 ряд фигур из 4. Дети испытывали трудности даже при воспроизведении элементарного ряда одинаковых по величине и форме геометрических фигур. Учащиеся продемонстрировали недостаточную для данного возраста сформированность пространственного мышления.

Результаты проведенной диагностики позволили уточнить представления об особенностях развития мышления учеников: у школьников недостаточно развита способность к обобщению на наглядном и понятийном уровне, не сформировано умение устанавливать причинно-следственные отношения между событиями, недостаточно сформировано пространственное мышление.


      1. Входная предметная диагностика по русскому языку



Для диагностики уровня достижений предметных результатов по русскому языку была проведена контрольная работа.

Спецификация данной работы представлена в таблице (см. табл. 3).

Таблица 3

Спецификация контрольной работы по русскому языку







Задание

Диагностируемые

знания и умения

Баллы


1

Запись букв под

диктовку

Знание букв

(печатных строчных и заглавных)

2 балла 1-2 ошибки (пропуска)

1 балл 3-4 ошибки (пропусков)

0 баллов более 5 ошибок



2

Запись слов под

диктовку


Умение записывать слова под диктовку

2 балла все слова записаны верно

1 балл 1-2 ошибки (пропуска букв) в словах

0 баллов – 3 и более ошибок