Файл: SAMOUChITEL_ANGLIJSKOGO_YaZYKA_A_V_Petrova.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2021

Просмотров: 4410

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ

Урок первый

1. АРТИКЛЬ

Неопределенный артикль a (an) [q], [qn]

Определенный артикль the [Dq, Di:, DI]

2. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА

Урок второй

1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Множественное число

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

3. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

4. ГЛАГОЛ. Настоящее неопределенное время

«Немые» буквы

Основные особенности чтения букв и произношения звуков

1. Порядок слов в предложении

2. Косвенный падеж личных местоимений

3. Указательные местоимения

Урок четвертый

1. Притяжательные местоимения

2. Существительное. Притяжательный падеж

3. Предлог of

4. Глагол-связка to be

5. Счет до двенадцати

Урок пятый

1. Глагол. Инфинитив

2. Модальные глаголы can, may, must

3. Определение, выраженное существительным. Сложные слова

4. Предлоги in, at, on, to, from, into

Урок шестой

1. Глагол to have. The Present Indefinite Tense

2. Конверсия

3. Суффиксы -еr, -or

Урок седьмой

1. Оборот there is (there are)

2. Суффикс -ly

Урок восьмой

1. Вопросительная форма глаголов в Present Indefinite Tense

2. Вопросительные слова

3. Вопросительные предложения. Общие и специальные вопросы

4. Многозначность местоимений who, which, that

Урок девятый

1. Отрицательная форма глагола в Present Indefinite Tense

2. Отрицательная форма повелительного наклонения

3. Краткие ответы

4. Отрицательные предложения

Урок десятый

1. Притяжательные местоимения (вторая форма)

2. Степени сравнения прилагательных и наречий

3. Причастие I

4. Неопределенные местоимения some, any

5. Сложные слова с some, any, every, по

Урок одиннадцатый

1. Прошедшее неопределенное время (The Past Indefinite Tense)

2. Счет до ста

3. Даты

Урок двенадцатый

1. Будущее неопределенное время (The Future Indefinite Tense)

2. Числительные

3. Артикль

4. Суффикс -ure

Урок тринадцатый

1. Три основные формы глагола. Причастие II

2. Предлоги by, with

3. Сравнение причастий I и II. Причастные обороты

4. Форма -ing. Герундий

5. Суффикс -ed

6. Сложные глаголы

Урок четырнадцатый

1. Страдательный залог (The Passive Voice)

2. Группа неопределенных времен (Indefinite Tenses)

3. Суффиксы -al, -ic(s), -ern, -ion

4. Отрицательные приставки un-, in-, поп-

5. Приставки under-, over-

Урок пятнадцатый

1. Времена группы Continuous (Continuous Tenses)

2. Сложноподчиненное предложение

3. Бессоюзное подчинение придаточных предложений

4. Место предлога

5. Суффикс -ive

Урок шестнадцатый

1. Времена группы Perfect (Perfect Tenses)

2. Present Perfect

3. Безличные предложения

4. Суффиксы -meat, -y, -en

Урок семнадцатый

1. The Past Perfect Tense

3. Согласование времен

4. Суффиксы -ish, -ist, -ward(s)

Урок восемнадцатый

1. Модальные глаголы и обороты

2. Многозначность as

3. Суффиксы -able, -ous, -ful, -less

4. Суффиксы -ry, -ize (-ise)

Урок девятнадцатый

1. Инфинитив и причастие как дополнение (винительный падеж с инфинитивом и причастием12)

2. Союзы either ... or, neither ... nor

3. Возвратные и усилительные местоимения

4. Словопроизводство с помощью изменения произношения

Урок двадцатый

1. Совершенные длительные времена (Perfect Continuous Tenses)

2. Оборот «именительный падеж с инфинитивом»13

3. Суффикс -ness

Урок двадцать первый

1. Герундий

2. Суффиксы -ant, -ent; -ance, -ence; -ancy, -ency

3. О РАБОТЕ С ОБЩИМ АНГЛО-РУССКИМ СЛОВАРЕМ

Урок двадцать второй

1. Инфинитив

2. Слова-заместители

3. Суффикс -ty (-ity)

Урок двадцать третий

1. Причастия (сложные формы)

2. Самостоятельный причастный оборот

3. Форма на -ing

4. Приставки dis-, en-

5. Сложные существительные с элементами -man и -woman

Урок двадцать четвертый

1. Косвенный вопрос. Союзы if, whether

2. Будущее действие в условных и обстоятельственных придаточных предложениях

3. Оборот to be going to

4. Would

5. Суффиксы -an, -ian

6. Приставка re-

Урок двадцать пятый

1. Сослагательное наклонение

2. Should

3. Условные предложения

4. Бессоюзное подчинение условных предложений

Урок двадцать шестой

КЛЮЧ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

ТАБЛИЦА СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА

СПИСОК НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ СЛУЖЕБНЫХ СЛОВ

АНГЛО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ

А

B

C

D

E

F

G

H

I

J

K

L

M

N

O

P

Q

R

S

T

U

V

W

Y

H h обозначает звук [h], который близок русскому [Х], но значительно слабее его и представляет собой простой выдох.

L 1 обозначает звук [l], который несколько мягче, чем русский звук [Л]. Эти буквы и звуки не представляют трудности, так как в русском языке есть похожие на них звуки. Обращаем ваше внимание лишь на две последние буквы.

Произнесите звуки, обозначаемые буквами:

В, D, F, Н, К, L, М, N, Р, Т, V, Z; v, z, t, p, n, m, 1, k, h, f, b, d


Типы слогов. Долгие и краткие гласные звуки

В английском языке, как и в русском, есть открытые и закрытые слоги. Закрытым называется слог, кончающийся согласным звуком: «так», «вал». Открытым называется слог, кончающийся гласным звуком: «па», «ро». В английском языке к открытым слогам условно причисляются также слоги, кончающиеся гласной буквой е, которая не читается. Эта «немая» буква лишь показывает, что слог нужно условно считать открытым. Это обстоятельство важно помнить потому, что чтение английских гласных букв зависит от типа слога, в который они входят. В закрытых слогах гласные обычно изображают краткий звук, а в открытых — долгий. Долгие звуки совпадают с названием данной буквы в алфавите.

Долгота звуков имеет в английском языке гораздо большее значение, чем в русском. По-русски мы можем сказать кратко Пить! или протянуть Пи-и-ть! От этого изменится лишь оттенок высказывания, но не смысл самого слова пить. По-английски долгота звука меняет смысл слова.

Например, слово bin, звучащее приблизительно как русский слог [БИН] (с очень кратким и), означает бункер, а слово bean [БИ-ИН] (с протяжным гласным звуком) означает боб. Поэтому за долготой звука необходимо тщательно следить. В фонетической транскрипции знаки, обозначающие долгие (протяжные) звуки, сопровождаются двоеточием [:].


Гласная буква Е, е. Буквосочетание ее. Звуки [i:], [e]

Буква Е, е имеет два чтения: долгое [i:] в открытых слогах, т.е. кончающихся на гласную букву, и краткое [е] в закрытых слогах.

[i:] — звук долгий, похожий на протяжно произнесенный начальный звук русского слова ива [И-ИВА].

[e] — звук краткий, похожий на короткое [Э] в слове это.

В конце слова буква Е, е читается только в том случае, если она является единственной гласной в этом слове: me [mi:], he [hi:]. В остальных случаях буква Е, е в конце слова лишь обозначает, что слог должен условно считаться открытым: eve [i:v], mete [mi:t].

Буквосочетание ее передает звук [i:].


УПРАЖНЕНИЕ

Прочтите вслух слоги:

[i:]: be, bee, me, fee, deem, pete

[e]: met, men, hen, tent, tell, bend


Конечные согласные

Основное правило произношения английских согласных звуков в конце слова состоит в том, что звонкие согласные должны оставаться звонкими. По-русски мы превращаем их в конце слов в глухие. Так, мы пишем холод, а говорим [ХОЛОТ], пишем без слов, говорим [БЕССЛОФ]. По-английски этого делать нельзя. Например, если вы вместо led прочтете let, то у вас вместо руководил получится позволил. Поэтому все конечные звонкие согласные надо произносить звонко, не заменяя их глухими.



УПРАЖНЕНИЯ

1. Прочтите вслух слоги с буквой Е, е, обозначающей звуки [i:] или [е]:

[i:]: eve, peeve, mete, feed, be, he

[e]: ben, pen, fed, bed, bet, let, led

2. Прочтите слоги с гласным звуком [е], тщательно следя за произношением конечного согласного звука:

bed, bet; led, let; fed, fet; met, med; ned, net


Гласная буква А, а

Буква А, а имеет два чтения: [x] в закрытых слогах и [eI] в открытых.

Звук [x] представляет собой нечто среднее между русскими [А] и [Э]. Откройте рот так, как будто вы приготовились сказать [А], но произнесите [Э]. У вас получится звук [x]: man, pan, fan.

Звук [eI] представляет собой дифтонг, т.е. сочетание двух гласных звуков, произнесенных СЛИТНО. Он похож на русское [ЭЙ] с ударением на первом элементе: [Эй]. Встречается в открытых слогах, т.е. в слогах, кончающихся гласной буквой, включая «немое» е: take, pale.


УПРАЖНЕНИЕ

Прочтите вслух слоги:

[x]: bad, pan, an, lad, hat

[eI]: bade, pane, lane, lake, hate


Ударение в слове. Звук [q]

В английских словах ударение может падать на любой слог слова, но чаще всего ударным бывает первый слог. Приставки обычно являются безударными. В фонетической транскрипции ударение обозначается значком ['] перед ударным слогом.

В многосложных словах могут быть два ударения — основное и дополнительное (второстепенное). Это второстепенное, более слабое ударение обозначается тем же знаком, но внизу: ["]. Например: mathematics ["mxTI'mxtIks] математика.

В безударных слогах часто слышится неопределенный гласный звук [q]. Он встречается и в русском языке. Произнесите бегло предложение: Возьми карту со стены в моей комнате.

В слове комнате букву а вы произносите как неясный, неопределенный звук. Такой же звук получится у вас в предлоге со. Это и есть звук [q], встречающийся в неударных слогах.


УПРАЖНЕНИЕ

Прочтите следующие имена:

Helen ['helqn] Елена, Peter ['pi:tq] Петр, Ann [xn] Анна


Б уквосочетание th. Звуки [T, D]

Буквосочетание th обозначает звуки [9] и Щ. Это одни из самых трудных для нас звуков английской речи. Будем учиться их произносить. Выдвиньте распластанный кончик языка между зубами и произнесите русское [С]. У вас получится звук [T].

Если при том же положении языка произнести русское [З], то получится звонкий английский звук [D].

Помните, что эти звуки очень важны, так как они встречаются в целом ряде самых употребительных слов, например: that [Dxt] тот, then [Den] тогда.

Не подменяйте звуки [T] и [D] звуками [s] и [z] — от этого может измениться смысл слова. Например, вместо thin [TIn] тонкий получится sin [sIn] грех.


УПРАЖНЕНИЕ

Прочтите слова, в которых гласные читаются по изложенным выше правилам:

[T]: theme, thin, tenth, teeth

[D]: them, than, that, then


ГРАММАТИКА

1. АРТИКЛЬ

В английском языке, как и во многих других языках, перед существительным обычно ставится артикль. Артикль — это особое служебное слово, один из признаков существительного.

В русском языке артикля нет. В английском языке правила употребления артикля проще, чем в немецком или французском, так как он не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Есть два вида артикля — неопределенный и определенный.



Неопределенный артикль a (an) [q], [qn]

Артикль a (an) исторически произошел от слова, означавшего один, и употребляется только с существительным в единственном числе. Этот артикль означает один, какой-то, какой-нибудь и употребляется там, где речь идет об одном (любом) из ряда однородных предметов. Например: Take a map. Возьмите географическую карту. Говоря так, вы просите взять какую-нибудь географическую карту, одну из карт, любую корту.

Перед согласными звуками неопределенный артикль имеет форму а, перед гласными — an: an apple яблоко, a table стол.

Артикль a (an) не имеет ударения в предложении и произносится слитно со следующим словом: an apple [qn'xpl], a table [q'teIbl].


Определенный артикль the [Dq, Di:, DI]

Артикль the произошел от слова, означавшего этот. Поэтому он употребляется преимущественно с названием предметов, о которых уже шла речь. Он выделяет данный предмет из ряда однородных предметов. Этот артикль употребляется с существительными в единственном и множественном числе.

Артикль the не имеет ударения в предложении и читается слитно со следующим за ним словом: the pen [Dq'pen] ручка (с пером). Перед гласными the произносится [DI]: the apple [DI'xpl].

На русский язык артикль сам по себе не переводится, но он вносит в предложение оттенок, который иногда бывает необходимо учесть при переводе. По функции он похож на местоимение этот (this).

Take a pen. Возьмите ручку (какую-нибудь, любую).

Take the pen. Возьмите эту ручку.

Более подробно к вопросу об употреблений артикля мы вернемся в уроке 12.


2. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА

Повелительные предложения

Форма повелительного наклонения глагола совпадает с его основной словарной формой, т.е. с той формой, в которой данный глагол встречается в словаре: take [teIk] брать, бери(те); make [meIk] делать, делай (те).

Английское повелительное предложение строится так же, как русское:

Take a pen! Возьмите ручку!

Make a plan! Составьте план!

Перейдем к чтению текста, состоящего из отдельных предложений. Прочтите его несколько раз вслух и переведите с помощью данного под текстом словаря. Добейтесь полной беглости в чтении и переводе.


ТЕКСТ

Take a map. Take a map and a pen. Take that map. Take the lamp. Make a map. Helen, take the map. Make a plan, Ben. Let me take the map. Tell me, Ann. Tell them, Ben. Take a lamp, Helen. Take an apple. Make a table. Take that table. Ann and Helen, let me take that plan.

Ниже даются в алфавитном порядке слова, встречающиеся в тексте. Выучите их. Вы должны знать их твердо и не только понимать в тексте, но и уметь назвать, написать каждое слово отдельно.


Новые слова

and [xnd] и

Ann [xn] Анна

apple ['xpl] яблоко

Ben [ben] Бен

Helen ['helqn] Елена

lamp [lxmp] лампа

let [let] позволять, допускать

make [meIk] делать, составлять

map [mxp] карта (географическая)

me [mi:] меня, мне

pen [pen] перо, ручка

plan [plxn] план

table ['teIbl] стол; таблица

take [teIk] брать, взять

tell [tel] сказать

that [Dxt] тот, та, то

them [Dem] им; их


УПРАЖНЕНИЯ

1. Выпишите из алфавита буквы А, В, D, E, F, Н, К, L, М, N, Р, Т, V, Z прописные и строчные.


2. Напишите имена Ann, Ben, Ned, Ted, Dan; слоги pen, ken, pan, man, men, fan, val, van, zed, tab. Следите за правильным начертанием букв.

3. Перепишите текст, прочтите его вслух по тетради и переведите устно.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такие закрытый и открытый слоги?

2. В каких слогах гласные буквы обычно обозначают долгий звук? А краткий?

3. Как читается буква Е, е в открытом слоге? А в закрытом?

4. Что такое «немое» е?

5. Как читается буква А, а в открытом и закрытом слогах?

6. Что составляет характерную особенность звонких согласных звуков в конце английских слов?

7. Как читаются двойные согласные буквы?

8. Как изображается ударение в фонетической транскрипции?

9. В каких слогах встречается звук [q]: в ударных или неударных?

10. Как по-английски стол, брать, план, делать, тот, лампа, яблоко, и, позволять, географическая карта, меня, ручка, сказать? Если вы не сможете ответить на какой-либо вопрос, повторите соответствующий раздел урока. В ответе на последний вопрос надо добиться полной беглости.

Урок второй

В первом уроке мы рассмотрели 14 букв английского алфавита, состоящего из 26 букв. В этом уроке мы рассмотрим еще 10 букв.


Гласные буквы I, i и Y, у. Звуки [I],|[aI]

Гласная буква I, i обозначает звуки [I] или [aI].

Звук [I] —это краткий звук, приближающийся к русскому [И] в слове иглы.

Звук [aI] —это дифтонг, т.е. два звука, слившиеся в один. Он произносится приблизительно как [АЙ] в слове лайка. Буква I, i читается [aI] в открытом слоге и [I] в закрытом, в соответствии с общим правилом, согласно которому в закрытом слоге гласные обозначают краткий звук, а в открытом — долгий (урок 1).

Чтение буквы Y, у в основном совпадает с чтением буквы I, i: в закрытых слогах она обычно читается [I]: myth, а в открытых — [aI]: my.

Перед другой гласной буквой Y, у передает звук [j], соответствующий русскому [Й]. Более подробно о звуке [j] мы скажем ниже в этом же уроке.

Произнесите несколько раз следующие слова:

[I]: bin, pin, tin, kin, bit, kit, fit

[aI]: line, pine, mile, type, pike, file

He путайте звук [I]: со звуком [i:], с которым мы познакомились в предыдущем уроке.

Повторяем: [i:] — это протяжный звук, как в слове ива, если первый звук произнести протяжно и-и-ива;

[I] —краткий звук, как в слове игры.

Ниже мы даем ряд слов, показывающих, как меняется значение слов в зависимости от долготы гласного звука:

[I]:

[i:]

bit кусок

beet свекла

lit припадок

feet ноги

kin родня

keen острый


Гласная буква О, о. Буквосочетание оо. Звуки [O], [qu], [u], [u:]

В закрытом слоге буква О, о обозначает краткий звук [O], в открытом слоге—дифтонг [qu].

[O] — краткий гласный звук, напоминающий [О] в слове тот.

[qu] напоминает [ОУ] в быстро произнесенном слове клоун. Произнесите это слово как один слог, с выделением [О] и с очень кратким [У].

Буквосочетание оо передает звуки [u], [u:], Оно читается [u] перед буквой k и часто перед d и t; в остальных случаях оно обычно читается [u:].


Звук [u] соответствует русскому краткому [У] в слове ум.

Звук [u:] произносится протяжно у-умный. Вы помните из урока 1, что долгота (протяжность) звука обозначается двоеточием.

Прочтите слова, следите за гласным звуком и не превращайте звонкие согласные в глухие:

[O]: on, pot, dog, log, nod

[qu]: pole, note, mode, zone, home

[u]: book, took, look, good, foot

[u:]: noon, moon, loom, tool, fool


Буква С, с. Буквосочетание ck. Звук [s]

Буква С, с имеет два чтения: [s] перед буквами i, е, у и [k] — в остальных случаях.

Звук [s] соответствует русскому [С] в слове сосна. Звук [k] вы уже встречали в уроке 1: он соответствует звуку [К] в русском слове какой.

Буквосочетание ck также передает звук [k].

Прочтите вслух:

[s]: cent, lace, pace, ice [aIs], city ['sItI]

[k]: cat, cot, cod, cake, cane


Буква G, g. Звуки [g] и [G]

Перед буквами е, i, у буква G, g обычно изображает звук [G]. Этот звук соответствует сочетанию ДЖ. Его следует произносить очень слитно и мягко, почти ДЬЖЬ.

В остальных случаях буква G, g обозначает звук [g], соответствующий русскому [Г] в слове голос.

Из этого правила есть немало исключений. Ниже вы увидите, что два весьма распространенных слова — give [gIv] давать и get [get] получать — имеют звук [get], хотя буква g стоит перед i и е. Кроме того, в слове give буква i читается кратко, хотя слог оканчивается на букву е.

Прочтите данные ниже слова, не оглушайте звонкие согласные. Помните также, что [е] соответствует русскому [Э], а не [Е]:

[g]: gate, leg, bog, bag, give, get

[G]: gem, gin, page, age [eIG], gentle, gypsy ['GIpsI]


Гласная буква U, u. Звуки [A], [ju:]

Буква U, u изображает звуки [A], [ju:] и иногда [u].

Звук [A] близок русскому неударному [А] в слове камыш. В русском языке этот звук часто обозначается буквой о: мосты, плотва [МАСТЫ], [ПЛАТВА]. В английском языке, в отличие от русского, этот звук почти всегда является ударным.

Звук [ju:] соответствует русскому [Ю], но всегда произносится протяжно, как это видно по двоеточию в транскрипции.

Звук [u], соответствующий русскому [У], вы уже знаете.

Буква U, u в открытых слогах имеет чтение [ju:], в закрытых — [A]. В некоторых словах, в том числе нескольких распространенных, она читается как [u].

Прочтите вслух:

[A]: tub, nut, cut, bud, mud, under [['Andq]

[ju:]: tube, cube, huge, mute, duty ['dju:tI], unite [ju:'naIt]

[u]: full, pull, bull, put, bully ['bull]


Буква Y, у. Звук [j]

Этот звук напоминает русское [Й] в слове Нью-Йорк. Он встречается только перед другими гласными звуками. В предыдущем разделе вы познакомились со звуком [ju:], соответствующим русскому [Ю]. Он состоит из двух звуков [j] и [u:].

[jA] звучит приблизительно как я в слове яма;

[jO] звучит приблизительно как ё в слове ёлка;

[je] звучит приблизительно как е в слове ел.

На письме звук [j] часто изображается буквой Y, у: yell [jel], beyond [bI'jOnd].


Буква J, j

Буква J, j1 передает звук [G], соответствующий русскому сочетанию ДЖ. Звук [G] мы встречали, когда знакомились с буквой G, g. Разница между буквами G, g и J, j состоит в том, что J, j имеет только одно чтение [G], буква G, g — два: [G] и [g].

Прочтите вслух:

[G]: jam, jump, July [Gu(:)'laI], gentle, object ['ObGIkt], geology [GI'OlqGI]