Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

закреплением соответствующих форм собственности, а с другой, она – эта правовая часть – еще очень сильно связана с религиозным содержанием. Первичное право с закреплением различных форм собственности (прежде всего, на землю и рабочий скот, а также рабов) получает все более четкое классовое содержание. Право на самых первых этапах своего возникновения наряду с выполнением общесоциальных функций, выступало в роли нормативно-классового регулятора общественных отношений с позиций интересов господствующего класса. Именно эти классовые отношения – новые содержательные качества регулирования – начинает выражать, закреплять и обслуживать нормативная правовая система.

По способам регулирования. Наряду с общим развитием всех известных форм регулирования общественных отношений – запретов, дозволений и обязываний – в их системе все больший объем и значение приобретает позитивное обязывание. Заметную роль здесь сыграло создание агрокалендарей. Соответственно им государство предписывало должное поведение не только в производственной, но и общественной, а также в личной жизни членов раннеземледельческой общины; упорядочивало социальный уклад всего раннеклассового общества. Таким образом, появляются правовые способы, регулирующие поведение человека путем государственного указания на то, что обязательно надо делать (“должно”), что разрешено делать (“можно”), что запрещено делать (“нельзя”), наконец, что безразлично для общества (государства), то есть в каких случаях можно поступать по своему собственному усмотрению.

В связи с социальным расслоением на разноимущие классы и проявлениями их несовпадающих, а то и резко антагонистических интересов убыстряется процесс “расщепления” мононорм родового строя на правовые нормы и нормы морали, все еще объединяемые общими религиозными представлениями. Новое, предписываемое правом и обеспечиваемое государством, поведение все чаще и заметнее не совпадает с прежними представлениями о справедливости, с иными его нравственными оценками, опирающимися на общественное мнение. Складывающееся общественное мнение господствующего меньшинства все больше и больше противостоит общественному мнению эксплуатируемого большинства населения. Все это усиливает и делает теперь постоянной социальную напряженность в обществе, требует все возрастающих усилий государства по обеспечению исполнения всем населением норм права. И хотя борьба народных масс
временами тормозила этот процесс расслоения, победа правового способа регулирования общественных отношений исторически была предопределена: процесс этот вел в будущее, нормы родового строя – в прошлое.

По форме выражения. В социально-регулятивной системе IV–III тыс. до н.э., в связи с появлением и повсеместным распространением письменности, появляется новый элемент – четкое фиксирование в письменных источниках норм – предписаний, исходящих от государства в лице различных его органов. Такие предписания со временем образовали иерархическую систему нормативно-правовых актов: законы высших государственных органов (а также указы и иные формы документов нормативного характера, исходящие от монарха); нормативные подзаконные акты чиновничьего аппарата; судебные прецеденты, письменные нормативные договоры. В связи с необходимостью четкой юридической формализации положений тех или иных актов и соот-ветствующего их использования в хозяйственной, общественной и личной жизни (брачные отно-шения и др.) появляется новое понятие документ (лат. documentum – письменное свидетельство, доказательство), составленный в порядке, предусмотренном законом или иным государственным актом, а затем и соответствующая должность нотариуса (лат. notarius – писец), в обязанности которого входило составление и засвидетельствование разного рода юридических документов.

Особенностью формы выражения правовых норм стала и их кодификация, появление сводов законов, судебников и других нормативных актов (первый, дошедший до нас свод законов, – это свод царя Ур-Намму, который правил в Шумере в III тыс. до н.э.), иная систематизация, в том числе, судебной практики (например, в древнем городе-государстве Месопотамии – Лагаш), норм обычного права. Последнее обстоятельство нашло четкое выражение в более поздних (VI–XIII вв.) памятниках права – “варварских правдах” (Салическая Правда – у германцев, Русская и Польская Правда – у славян), возникших как записи правовых обычаев предков.

Отметим также, что новая система регулирования общественных отношений потребовала и новой процедуры реализации правовых предписаний, обучения соответствующим правилам поведения, иных способов информирования населения. Так, законы Хаммурапи, определяющие справедливые цены, выбивали на каменных стелах и устанавливали возле рынков.



По средствам обеспечения – санкциям. Санкции раннего права формализуются и становятся жестко фиксированными. Само правило поведения (норма) приобретает все более четкую логическую структуру (прообраз структуры современной правовой нормы) по формуле “если – то – иначе”. “Если” – это указание на условия, когда должна действовать, применяться норма. “То” – само правило поведения: что надо делать или от чего воздержаться. “Иначе” – указание на те неблагоприятные последствия, то есть санкции, которые могут иметь место, если не будет выполнено “то” (не будет осуществлено регламентируемое поведение). Так постепенно санкции избавляются от религиозного элемента. Причем санкции все чаще осуществляются специальным аппаратом государства, а не жрецами и другими служителями культов. Этому способствует и то, что денежный штраф начинает обращаться в пользу государства.

Происходит дифференциация санкций на уголовные (личные физические страдания, телесные повреждения, смертная казнь – ответственность “головой”) и имущественные, неизвестные родовому строю (выкупы, штрафы и т.п.). С этих позиций начинает разрушаться и сложившийся в родовом обществе, широко распространенный в раннеклассовом (законы Хаммурапи и другие источники права) – принцип талиона (лат. talio, talionis – возмездие, равное по силе преступлению), заключавшийся в причинении виновному такого же вреда, какой был нанесен им (“око за око, зуб за зуб”).

В санкциях ясно виден дискриминационный подход. Он выражается как в различных по тяжести наказаниях за одни и те же неправомерные деяния, но совершенные представителями различных слоев населения (происходит легализация привилегий по классовому и имущественному принципу), так и в зависимости наказания от статуса потерпевшего (раб или свободный общинник, государственный чиновник; мужчина, женщина, ребенок). С одной стороны, резко ужесточаются санкции, защищающие собственность социальной верхушки, с другой, – от личного наказания все чаще можно откупиться путем штрафа, имущественной компенсации пострадавшему или его хозяину (когда пострадал раб, зависимый человек). При судебном рассмотрении споров древние средства доказывания (ордалии, поединок, присяга) все больше приспосабливались к интересам богатых и знати: допускались выкуп от ордалии (“суд божий” – испытания водой, огнем и т.п.) или поединка, привилегии богатых при поединке. Присягнуть за знатного или богатого могли зависимые люди, как и выступить за него на поединке.


Наконец, необходимо еще раз специально отметить, что формируется и действует неведомый при родовом строе особый государственный аппарат обеспечения исполнения норм права – от учетчиков, контролеров, судебных исполнителей до всей системы карательных органов государства. Таким образом, именно наличие права отличает государство от общественной власти родового строя.



6.2 Первичные формы возникновения права



Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства. Право знаменует собой качественно новый способ социального регулирования общественных отношений и с появлением государственности является необходимым условием существования самого общества. Исторически праву как основному регулятору общественных отношений предшествовали в их собирательном значении – обычаи (см. п. 2.1 настоящего обзора).

Обычаи при первобытнообщинном строе закрепляли выработанные веками необходимые, наиболее рациональные и полезные для общества варианты поведения людей в определенных ситуациях. Изменялись обычаи очень медленно и передавались вместе с иным опытом выживания рода, племени, общины из поколения в поколение, а, главное, выражали в равной степени интересы всех членов общества. Осмысление обычаев основывалось на доверии к предкам, на вере в сверхъестественное и в то, что “так было всегда”.

С изменением религиозных представлений, связанных с созданием новой религии (в отличие от “тотемной”), объединявшей родовые общины, идеологическая сила обычаев резко возрастает. Для земледельческих общин такой новой религией во многих регионах стал культ Солнца (ему поклонялись все древнейшие народы Месопотамии, Передней Азии, Индии, долины Нила, индейцы Америки, Горного Перу).

Религиозные обряды поклонения Солнцу требовали обязательного исполнения работ сельскохозяйственного цикла. Даже у древних греков и римлян, у славянских народов, кельтов и германцев, у которых не было развито поливное земледелие, религиозные ритуалы сельскохозяй-ственных работ поддерживались языческими государствами этих народов. Жрецы, носители новой религии, создали первые агрокалендари, которым были подчинены все правила общественных работ и быта. Нарушения этих правил наглядно влекли “кару божью”, включая величайшие беды: неурожаи, засухи или наводнения, голод, болезни, мор и иные тяжкие последствия.

Наряду с религиозным осознанием обычаев (мононорм), начинается их осознание с