Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2069

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

, при котором под объек-том понимается сама реальная (объективная) действительность, которая “еще подлежит научному изучению”, а под предметом – создаваемый наукой (в этом смысле – субъективный) идеальный теоретический образ познанного объекта. С этих позиций объектами юридической науки являются право и государство. А ее предметом – основные сущностные свойства права и государства.

Предметом юридической науки являются понятие права и понятие государства, поскольку сущностные свойства объекта в соответствии с требованиями научного (теоретического) познания можно адекватно выразить лишь в такой высшей познавательной форме, как понятие.

При наличии в юридической литературе многих формулировок предмета общей теории государства и права можно предложить следующее достаточно полное определение.

Предметом теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности (государства, права и производных от них явлений), на основе познания которых разрабатывается система основных понятий юриспруденции, используемых всеми юридическими науками.

Для сравнения приведем два других более конкретных определения. Первое: “предметом об-щей теории права и государства выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечелове-ческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры”. Другое определение: “предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономер-ности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе,
а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования” [14].

При подобном подходе (перечислении всех основных признаков предмета) всегда остается опасность упустить какие-то признаки в силу того, что определение должно быть по возможности кратким, или, наоборот, вместо какого-то важного признака указать менее основной, поскольку отбор основных определяющих признаков и менее основных производится в значительной степени субъективно.


Наконец, следует специально отметить позицию отдельных авторов, полагающих, “что общая теория государства и права..., включает в себя две основные части: социологию государства и права и философию государства и права” [7]. Или даже три взаимосвязанные части: философию права, социологию права и социально-юридическую теорию (речь идет не о теории государства и права, а об общей теории права) [11]. Однако приходится согласиться и с тем, что при таком подходе утрачивается разграничение философии права, в рамках которой осмысливается право как таковое и его отличие от закона и теории права, предметом которой выступает позитивное право, а также энциклопедии права, предметную область которой составляют сведения о юридических науках и юридических категориях.



1.3 Методология теории государства и права



Целостность и специфика той или иной науки определяется не только ее предметом, то есть что эта наука изучает (онтологический аспект), но и тем, как, каким образом и какими способами она это делает (гносеологический аспект). Изложение последнего вопроса связано с пониманием метода и методологии данной науки.

Применительно к теории государства и права понимание это осложняется тем, что разные авторы пользуются категориями и «метод», и «методология», а чаще – обеими категориями одно-временно, не уделяя достаточно внимания разграничению этих философских понятий. В юридической литературе в связи с широким использованием философских категорий справедливо указывается на то, что только полагаясь и опираясь на понятийный и категориальный аппарат, выработанный философией, на “философские понятия и категории, можно идти от более общего, перво-начального представления о государственно-правовой материи к менее общему, углубленному представлению о ней, от незнания к знанию” [7].

Начиная с Нового времени (т.е. с XVII века – периода научной революции в естествознании, становления капитализма и начала буржуазных революций), проблема методологии становится одной из основных в философии. До этого не проводилось различия между наукой и научным методом. Родоначальник английского материализма и эмпиризма Ф. Бэкон (1561–1626) образно сравнивал метод в познании со светильником, освещающим дорогу в потемках, с путеводной нитью в руках исследователя. Но сами по себе методы (“россыпью” или в совокупности) еще не составляют методологию. Ею они становятся только тогда, когда объединены единой системой.

Последовательно формировалось положение о том, что каждому предмету (и объекту) познания в той или иной науке должен соответствовать свой метод (а также методология) познания. Процесс формирования научной методологии привел к созданию в ХIХ веке диалектического материализма, который, с одной стороны, представляет собой собственно материалистическую философско-мировоззренческую науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
, а с другой, – общую методологию научного исследования любой конкретной науки с позиций раскрытия основных законов бытия и познания, таких, как единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания (развития “по расширяющейся спирали”, каждый виток которой как бы “отрицает” в силу своего нового “качества” предыдущий виток, а затем и сам таким же образом “отрицается” следующим витком). Все современные отечественные исследователи государства и права так или иначе придерживаются диалектико-материалистических позиций.

Со времени утверждения в отечественной философии марксизма-ленинизма и до конца
80-х гг. XX столетия распространение диалектического материализма на исследования общественной жизни в целом рассматривалось главным образом через призму исторического материализма (материалистического понимания истории) – науки о наиболее общих законах и движущих силах развития человеческого общества. В силу сложившейся при этом схематичности, односторонне подчеркиваемой значимости классовости и партийности этой науки в современной теории государства и права категории исторического материализма стали применяться более ограниченно. В научный обиход вошла наука “социальная философия”. Тем не менее, такие категории исторического материализма, как общественно-экономическая формация, экономи-ческий базис общества и государственно-правовая надстройка, понятия классовой борьбы в связи с развитием государства и права и многие другие неизменно исследуются современной теорией государства и права.

Метод (методология) исследования неразрывно связан с его предметом (объектом). И то, и другое выражаются через категории (основные наиболее общие понятия) данной науки. Однако процесс применения понятий для достижения нового знания подчиняется определенным методологическим правилам, соблюдение которых является обязательным условием для получения объективно-истинного знания. Неверное применение категорий (любых теоретических положений) приводит к заблуждениям и ошибкам, а не к открытию новых знаний.

Подводя итог сказанному, отметим, что в современной философии под методом понимается способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Тогда как под диалектико-материалистической
методологией понимается: во-первых, философское учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к практике; во-вторых, системная совокупность особых приемов исследования, принципов и способов, методов и частных методик, применяемых в какой-либо науке, знания о них.

Научную методологию общей теории государства и права можно представить как применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и методов исследования государственно-правовых явлений. Методология, таким образом, “не сводится к совокупности определенных методов, способов познания, а является цельным, внутренне единым аппаратом познания государственно-правовых и политико-идеологических явлений” [10].

В соответствии с изложенным в методологической системе теории государства и права выделяются:

1) принципыисследования государственно-правовой материи: объективность, всесторон-ность, историзм, комплексность, плюрализм, практика как цель и критерий истинности познания;

2) логические приемы, применяемые при выработке научных понятий о государстве и праве: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и другие;

3) методы исследования:

всеобщие (диалектико-материалистический и метафизический методы; их всеобщность выражается в использовании во всех конкретных науках и на всех этапах научного познания);

общие как для теории государства и права, так и для ряда других наук, методы. Это такие методы как структурно-функциональный, абстрагирование, системный (определяет целостность объекта познания и выявляет многообразие типов и связей в нем), подведения менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному и другие. Сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;

специальные методы (разрабатываются в рамках специальных наук, но широко исполь-зуются и для изучения государственно-правовых явлений); в их числе статистический, математи-ческий, компьютерной обработки, кибернетический, моделирование, психологический, социоло-гический (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ документов и пр.) и многие другие методы;