Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

2 стадии правотворческого процесса



Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организа-ционных действий, образующих в своей совокупности то, что называется правотворческим процессом. Правотворческий процесс – это технология создания нормативных актов и доведение их предписаний до адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения регулируется конституционными и другими юридическими нормами.

Рассмотрим стадии правотворческого процесса на примере нормотворчества Российской Федерации.

1. Правотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке проекта, которое находит воплощение в утвержденных планах правоподготовительных работ.

До начала подготовки проекта важны предварительные работы. Необходимо выявить общественную потребность в нормативном регулировании соответствующей сферы общест-венных отношений. Для этого, прежде всего, определяется, каково фактическое состояние той области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы), к которой относится предлагаемый акт, существо вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общая цель предлагаемого правового регулирования. Проекты нормативных правовых актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам.

По каждому проекту перед началом его разработки подготавливают справку о действующем нормативном регулировании по соответствующему вопросу, а также справку о зарубежном законодательстве по теме проекта.

Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта, помогает ответить на вопрос, можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт. Должны быть заранее определены возможные последствия действия акта и затраты материальных, финансовых и иных ресурсов.

На начальном этапе работы над проектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач, достижение требуемых результатов, а также устранение недостатков действующего по данному вопросу законодательства
.

На стадии подготовки первоначального текста проекта обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. Важность включения в подготовительные комиссии специалистов, имеющих большой опыт и знания, объясняется тем, что комиссия должна сочетать в своей работе демократизм, профессионализм и деловитость. Привлекаются к работе и депутаты. Участие юридических подразделений органов и организаций, разрабатывающих проект, обязательно, так как такое участие обеспечивает высокую юридическую культуру проекта, правильное его оформление и соблюдение правил законодательной техники, стыковку с действующим регулированием по теме проекта.

Возведение государственной воли в закон (деятельность правотворческого органа по рассмот-рению и принятию нормативного акта) начинается с внесения проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его.

2. После того, как проект разработан и внесен на рассмотрение в правотворческий орган, приступают к его предварительному обсуждению. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности. Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.) с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций; парламентские чтения; расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями и т.д.

Важнейшие проекты нормативных правовых актов могут быть вынесены на всенародное (региональное или местное) обсуждение. В этом случае проект нормативного правового акта публикуется в центральных и местных газетах и журналах, рассматривается на заседаниях представительных органов различных звеньев, в трудовых коллективах предприятий и учрежде-ний, в воинских частях, общественных объединениях, на собраниях граждан по месту жительства. Однако всенародные обсуждения в нашей стране пока еще не превратились в эффективный инструмент учета общественного мнения в законодательной работе, повышения качества законопроектов. Здесь играет большую роль недостаточная активность граждан и их объединений.

После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.



3. Затем наступает третья стадия правотворческого процесса, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом. Эта стадия обычно называется принятием нормативного правового акта.

Коллегиальные правотворческие органы принимают нормативные правовые акты простым большинством голосов, а в единоначальных органах принятие нормативного правового акта осуществляется его подписанием руководителем органа.

4. В заключительной стадии правотворческого процесса – официальном оглашении – приня-тый нормативный правовой акт официально публикуется в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также оглашается в иной форме (по радио, телевидению и т.д.). Таким образом обычно обнародуются законодательные акты, нормативные решения Президента и Правительства. Неопубликованные нормативные правовые акты в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не применяются.

Рассмотрим такую разновидность правотворческого процесса как законодательный процесс.

Законодательный процесс формируется из ряда стадий.

1. Стадия законодательной инициативы. Речь идет о первичном официальном действии ком-петентного субъекта, состоящего из внесения в законодательный орган или предложения о принятии некоего закона, или предложения о принятии подготовленного проекта закона.Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с проектом нормативного акта, предполагает юридическую обязанность законодательного органа рассмотреть поступивший проект закона или предложение. Решение о подготовке законопроекта может исходить от законодательного органа в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству, какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного закона. К примеру, проект федерального закона может быть подготовлен по инициативе Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и других органов, обладающих правом законодательной инициативы. Инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты, входящие в Российскую Федерацию, через их законодательные органы государственной власти.

К проекту закона представляется и объяснительная записка, содержащая обоснование необходи-мости его принятия, развернутую характеристику целей, задач и основных положений будущего закона и его места в системе действующего законодательства. Кроме того, прилагается финансово-экономическое обоснование.

2. Решение законодательного органа о необходимости работы над проектом закона, включе-ния его в план законопроектных работ, определение сроков рассмотрения законопроекта, назначение депутатов, ответственных за его рассмотрение и т.п.

3. Предварительное обсуждение проекта закона. В зависимости от важности проекта закона, от того, кому поручена его разработка или кто подготовил проект закона, а также от характера будущего закона определяется порядок его обсуждения. Наиболее важные проекты законов могут быть вынесены на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консульта-тивные группы ученых и специалистов-практиков совместно с депутатами профильной комиссии.

4. Рассмотрение проекта закона на пленарном заседании того органа, который уполномочен его принять. Рассмотрение законопроектов осуществляется в двух или в трех чтениях (если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение). Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки, обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения. Так, в соответствии с регламентом Государственной Думы принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимоотношений статей и редакционной правки.

5. Принятие закона. Обычные законы принимаются простым большинством голосов депута-тов парламента (1/2 депутатов + 1 голос), а конституционные и органические – квалифицирован-ным большинством (2/3 депутатов + 1 голос). В двухпалатных парламентах предусмотрена такая процедура, как одобрение принятого закона второй палатой. В частности, в Российской Федерации принятый Государственной Думой федеральный закон одобряет Совет Федерации.

6. Подписание закона главой государства и направление его для официального опубликования в уполномоченном печатном органе. В Российской Федерации – это “Российская газета”, “Собрание законодательства Российской Федерации”, “Парламентская газета”.


7. Введение в действие закона. Как правило, закон вступает в силу по истечении определенного срока после его первого официального опубликования, в редких случаях – в ином порядке. Например, федеральный закон вступает в силу через десять дней после его первого официального опубликования, за исключением тех случаев, когда в самом федеральном законе установлен иной порядок вступления его в силу.