Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Правомерное поведение. Понятие и значение правомерного поведения. Виды правомерного поведения.

Правонарушение.

Понятие, признаки и состав правонарушения.

Виды правонарушений.

Основные принципы законодательного определения правонарушений и санкций за их совершение.

Юридическая ответственность. Понятие и принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

Законность. Понятие законности. Основные принципы и требования законности.

Пределы действия законности.

Деформации законности в процессе государственного развития. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Законность и правопорядок.

Правопорядок и общественный порядок.

Проблемы укрепления законности и правопорядка.

ЛИТЕРАТУРА



Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенными конституционными законами РФ от 30.12.2008
№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.06.2009) // СЗ РФ. 2009. № 25. Ст. 2954.
Учебные издания
1. Барихин, А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь [Текст] / А. Б. Барихин – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Книжный мир, 2006.

2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права [Текст] : учебник для юрид. вузов
/ А. Б. Венгеров – 6-е изд., стереот. – М. : Омега-Л, 2009.

3. Керимов, Д. А. Методология права : предмет, функции, проблемы философии права [Текст] / Д. А. Керимов – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : СГА, 2003.

4. Матузов, Н. И. Теория государства и права [Текст] : учебник / Н. И. Матузов,
А. В. Малько. – М. : Юрист, 2009.

5. Морозова, Л. А. Теория государства и права [Текст] : учебник / Л. А. Морозова – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2009.

6. Общая теория государства и права [Текст] : в 3 т. : акад. курс / Под ред.М. Н. Марченко –
3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2007.

7. Общая теория права и государства [Текст] : учебник / Под ред. В. В. Лазарева – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрист, 2007.


8. Перевалов, В. Д. Теория государства и права [Текст] : учебник / В. Д. Перевалов. –
М. : Высшее образование, 2008.

9. Радько, Т. Н. Теория государства и права [Текст] : учебник / Т. Н. Радько. – М. : Проспект, 2009.

10. Теория государства и права [Текст] : учебник / А. С. Пиголкин [и др.] ; под ред.
А. С. Пиголкина – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

11. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права [Текст] : учебник для вузов
/ В.Н. Хропанюк; под ред. В. Г. Стрекозова – 4-е изд., испр. – М. : Омега-Л, 2010.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ



Студент должен обладать следующими компетенциями:

  1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1).

  2. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3).

  3. Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4).

  4. Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

  5. Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

  6. Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).

  7. Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР



1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ




1.1 Понятие и значение правомерного поведения


Человек как социальное существо в процессе своей жизнедеятельности постоянно вступает в различные межличностные отношения, в которых он воздействует либо на окружающую его социальную среду (в целях ее преобразования или приспособления), либо на самого себя (приспосабливая или изменяя свое состояние относительно среды). Общество судит о граж-данской зрелости личности, ее жизненной позиции по практическим действиям, либо направленным на достижение социально значимых результатов

, либо преследующим цели, противоречащие установленным правовым или моральным требованиям общества.

Поведение, являясь материальным, объективным процессом, изучается различными науками и выступает важнейшей социальной характеристикой человека: оно всегда отличается осознанным волевым проявлением (в отличие от инстинктивных либо рефлекторных действий).

Важный фактор, характеризующий поведение человека в обществе, – его отношение к праву, правовой действительности. Действия человека в сфере правового регулирования оцениваются обществом на основе образцов поведения, отраженных в нормах права. Такими правовыми дейст-виями лица являются поступки – правомерные или противоправные. Все остальные действия могут быть причислены к юридически безразличным (индифферентным по отношению к праву), т.е. не отнесенным к категории действий, нуждающихся в правовом опосредовании.

Выполняя требования права, лицо поступает позитивным образом с точки зрения закона. Его правомерные действия фактически способны вылиться в различные поведенческие акты, зависящие от форм реализации права в процессе регулирования им общественных отношений. Правомерное поведение составляет основную, наиболее значительную часть действий и поступков граждан правового государства.

По преобладающему в современной юридической литературе мнению, правомерное поведение – это деятельность личности в сфере социально-правового регулирования, основанная на сознательном выполнении требований норм права, которое выражается в их соблюдении, исполнении и использовании.

Конкретные поступки в рамках закона основываются на различной степени активности. Правовая норма предписывает субъекту в определенных ситуациях либо воздерживаться от каких-либо действий (соблюдать правовые требования), либо совершать действия (исполнять указания норм права). Правомерное поведение неоднородно в своем содержании и требует в каждом конкретном проявлении различную степень самостоятельности личности, ее инициативных действий. При соблюдении норм права фиксируется минимальная активность, т.к. субъект только воздерживается от определенных действий. Иные формы правомерного поведения требуют большей степени интенсивности человеческой деятельности.


Правомерное поведение представляет собой общественно необходимое и общественно полез-ное явление, считается объективной предпосылкой нормального функционирования гражданского общества, содействует его благополучию и развитию. Правомерное поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности личности, понимании людьми справедливости и полезности правовых установлений, ответственности перед обществом и государством за свои поступки.

Социальная ценность правомерного поведения состоит в общественной полезности и массовости, добровольности и сознательности, ответственности личности за свои действия. Никакое общество не могло бы функционировать без соблюдения гражданами его нормативных требований (рисунок 1).



Рисунок 1. Значение правомерного поведения в жизни общества

Правомерное поведение – результат осуществления в жизни требований режима законности. Воплощение правового порядка в обществе – совокупность всех правомерных действий.

1.2 Виды правомерного поведения


Одним из важнейших показателей состояния общества является качество поведения личности в сфере правового действия, зрелость ее поступков, готовность или, наоборот, неготовность воспринимать происходящие перемены. По этому признаку выделяют четыре вида правомерного поведения (рисунок 2).

1. Социально активное поведение представляет собой наиболее высокий уровень правомер-ного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении. Активное правомерное поведение основывается на сформированной убежденности не только в необходимости соблюдения правовых требований, но и в признании высокой социальной значимости права, солидарности с законом в оценке регулируемых ценностей, желании руководствоваться его положениями в повседневной жизни, отстаивать и защищать их предоставленными личности законными средствами. Такая убежденность способствует формированию высокой правовой культуры, наиболее эффективно побуждает к активным правомерным действиям.


социально активное


Рисунок 2. Классификация правомерного поведения

Действия людей должны быть не только полезными для общества, но и совершаться под воздействием подлинной правовой убежденности и законными средствами. Именно тогда дости-гается единство мотива, действий и результата (социальных последствий) поведенческого акта. Это поведение – закономерный результат воздействия права на личность.

2. Привычное поведение. Следование усвоенным правовым идеям становится для человека во многих случаях само собой разумеющимся, постоянно повторяющимся действием, привычным поведенческим актом, при котором личность не подвергает каждый раз критическому анализу правильность тех требований, которые предъявляет к ней общество, а следует им без длительной борьбы мотивов.