Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине пропедевтика детских болезней.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 639

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практическое занятие №1

Практическое занятие №2

Практическое занятие №3

Практическое занятие №4

Практическое занятие №5

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Тестовые задания для входного контроля знаний по теме «Нервно-психическое развитие детей»

Практическое занятие № 8

Практическое занятие № 9

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 13

Практическое занятие № 14

Практическое занятие № 15

Практическое занятие № 16

ЗАЧЁТ

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Практическое занятие № 8

Практическое занятие № 9

Практическое занятие № 10

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 13

Практическое занятие №15

Практическое занятие №16

Практическое занятие №17

Практическое занятие №18

Практическое занятие №19

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Методика исследования и семиотика поражений органов и систем детей с учетом анатомо-физиологических особенностей

Принципы рационального питания.

Определение естественного вскармливания. Биологические и биохимические

свойства женского молока.

Методика исследования органов и систем детей с учетом анатомо-физиологических особенностей

HGB: 66 г/л

HCT: 30/4%

ЦП: 0,7

Цвет: мясных помоев

Лейкоциты: 4000 в 1 мл

Цвет: светло - желтый

Соли: оксалаты умеренное количество

Билирубин: 24,0 мкмоль/л

Билирубин: 12,6 мкмоль/л

, мочеиспускание болезненное.

В клиническом анализе крови: Нв-136г/л, Эр-3,8 х 1012 /л, ЦП-1,0, Л-10 х 109 /л, э-2%, п/я-3 %, с/я-60 %, л-25%, м-10%, СОЭ-22 мм/ч.

В ОАМ: желтая, мутная, относит. плотность - 1018, глюкоза – отр., белок - 0,099 г/л, Л-40-50 в п/зр.

Вопросы:

1. Сделайте заключение по анамнезу жизни с выделением факторов риска.

2. Оцените объективные данные (ФР, ЧД, ЧСС, АД).

3. Оцените анализы крови и мочи.

4. Выделите синдромы поражения.

5. Поражение каких систем имеется у ребенка?

6. Какие дополнительные методы исследования Вы можете предложить для подтверждения поражения этих систем?
Задача № 4

Витя С., 4 лет, поступил в стационар с жалобами на отеки, редкое мочеиспускание. Три дня назад мать заметила у ребенка отеки на лице, которые постепенно распространились на конечности и туловище. Мальчик стал редко мочиться, жаловаться на боли в животе, стал вялым.

В анамнезе жизни: ребенок от 1 беременности, протекавшей с нефропатией во 2 половине. Родился на сроке 38 недель, с массой 3250,0, длиной 50 см. К груди приложен на 2 сутки. На естественном вскармливании до 2 месяцев из-за гипогалактии у матери. Страдает пищевой аллергией на шоколад и цитрусовые (сыпь). На вакцинацию АКДС была реакция в виде гипертермии. Наследственность: у отца и дяди по линии отца - заболевание почек. У бабушки по линии матери - гипертоническая болезнь, хронический холецистит.

Объективно: кожные покровы бледные, чистые, Отеки на лице, туловище передней брюшной стенке, на ногах. Живот умеренно увеличен в размерах, перкуторно определяется свободная жидкость в брюшной полости. АД-90/50 мм.рт.ст. Тоны сердца ритмичные, средней громкости. Аппетит снижен. Язык чистый. Есть кариозные зубы. Печень перкуторно + 2см из-под реберной дуги. Симптом Пастернацкого сомнительный с обеих сторон. Мочится 2-3 раза в день. Моча желтая, умеренно мутная.

В ОАМ: относит. плотность – 1020, белок 6,6 г/л, эп. плоский 3-4 в п/зр., Л - 1-2 в п/зр., эритроциты - 0-1 в п/зрения, цилиндры гиалиновые - 10-12 в п/зр., цилиндры зернистые - 3-4 в п/зр.

Вопросы:

1. Оцените анамнез жизни, выделите факторы риска.

2. Оцените объективные данные.

3. Оцените ОАмочи.

4. Выделите синдромы поражения у ребенка.

5. Поражение каких систем имеется у данного больного?

6. Какие дополнительные методы исследования необходимо применить для подтверждения поражения данной системы?

Эталоны ответов к ситуационным задачам по теме

«Семиотика поражения органов мочевой системы у детей»

Эталон к задаче № 1

1. Анамнез неблагоприятный, т.к. имеются факторы риска:

- нефропатия беременной и угроза прерывания беременности у матери;

- недоношенность;

- раннее искусственное вскармливание;

- кишечная инфекция в раннем возрасте;

- наследственная отягощенность по патологии мочевыделительной

системы.

В клиническом анализе крови - лейкоцитоз, нейтрофилез со сдвигом влево, СОЭ увеличена.

В ОАмочи - протеинурия, лейкоцитурия (пиурия), микрогематурия.

Посев мочи - признаки микробно-воспалительного процесса в мочевой системе, бактериурия превышает норму.

Поражены системы: мочевыделительная, дыхательная, костная (кариес).

4. Синдромы поражения: - интоксикация;

- респираторный синдром;

- болевой;

- мочевой.

5. Дополнительные методы исследования:

- б/химическое исследование крови (мочевина, креатинин, белковые фракции);

- морфология мочевого осадка;

- проба Зимницкого;

- титруемая кислотность, аммиак мочи;

- УЗИ почек и мочевого пузыря;

- в/в экскреторная урография.
Эталон к задаче № 2

1. Анамнез неблагоприятный, т.к. имеются факторы риска:

- пиелонефрит беременной;

- раннее искусственное вскармливание;

- отягощенный аллергологический анамнез;

- отягощенный генетический анамнез.

2. В клиническом анализе крови - лейкоцитоз, нейтрофилез, СОЭ увеличена, б/химия крови – диспротеинемия в виде a и b-глобулинемии, гиперазотемия.

ОАмочи - протеинурия, гематурия, лейкоцитурия.

3. Синдромы поражения: гипертензионный, отечный, болевой, мочевой.

4. Поражение системы мочевыделения.

5. Дополнительные методы исследования:

- суточный диурез;

- суточная протеинурия;

- посев мочи на флору и степень бактериурии;

- клиренс по эндогенному креатинину;

- проба Зимницкого;

- УЗИ почек;

- глазное дно (консультация окулиста);

- консультация ЛОР-врача.
Эталон к задаче № 3

1. Анамнез неблагоприятный, т.к. имеются факторы риска:

- токсикоз беременности у матери;

- сниженная иммунологическая реактивность у ребенка (частые ОРВИ);

- пищевая аллергия.

2. ФР с отклонением: повышенная масса (рост-5 ц.к., масса - 7 ц.к)., при нормальной длине тела. Дизгармоничное. ЧСС, ЧД, АД - в пределах нормы.

3. В клиническом анализе крови: лейкоцитоз, увеличение СОЭ до 22 мм/ч.

В ОАмочи: протеинурия, лейкоцитурия.

4. Синдромы поражения: респираторный, дизурический, мочевой.

5. Поражение мочевыделительной, дыхательной систем.



6. Дополнительные методы исследования:

- посев мочи на флору и чувствительность к антибиотикам с определением степени бактериурии;

- УЗИ почек и мочевого пузыря;

- цистоскопия (при рецидивах заболевания);

- консультация гинеколога (мазок из вульвы).

Эталон к задаче № 4

1. Анамнез жизни неблагоприятный, т.к. имеются факторы риска:

- нефропатия беременной;

- раннее искусственное вскармливание;

- пищевая аллергия;

- реакция на прививку (извращенная и иммунологическая реактивность);

- отягощен генетический анамнез по патологии почек, заболеваниям пищеварительной системы, сердечно-сосудистой системы.

2. Объективно: отеки по типу анасарки, олигурия, положительный симптом Пастернацкого.

3. В ОАмочи - протеинурия, цилиндрурия.

4. Синдромы поражения: отечный, болевой, мочевой.

5. Поражена мочевыводящая система, костная (кариес).

6. Дополнительные методы исследования:

- суточный диурез, суточная протеинурия;

- клиренс по эндогенному креатинину;

- УЗИ почек;

- клинический анализ крови;

- биохимический анализ крови: общий белок, белковые фракции, мочевина, креатинин, холестерин, ВЛП;

- консультация стоматолога, ЛОР.

Практическое занятие № 14
Тема: «Лабораторные и инструментальные методы исследования органов мочевой системы у детей»
Вопросы для самоподготовки:


  1. Правила сбора мочи для клинического исследования у детей в зависимости от возраста и пола.

  2. Характеристика основных показателей общего анализа мочи у здоровых и больных детей: цвет, прозрачность, реакция (рН), относительная плотность, глюкоза, белок, слизь, кристаллы солей.

  3. Микроскопия мочевого осадка (эпителий, эритроциты, лейкоциты, цилиндры).

  4. Показания к проведению количественных исследований форменных элементов крови в моче пробами Каковского – Аддиса, Нечипоренко. Их оценка у здоровых и больных детей.

  5. Исследование морфологии мочевого осадка:

  • клеточный состав лейкоцитов (нейтрофилурия, лимфоцитурия, эозинофилурия ), клиническое значение;

  • морфология эритроцитов (определение формы, величины, среднего диаметра), значение для дифференциации гломерулярной и негломерулярной гематурии.

  1. Бактериологический посев мочи на флору с определением степени бактериурии. Техника сбора, оценка.

  2. Методы лабораторного исследования функционального состояния почек:


  • диурез;

  • проба Зимницкого;

- клиренс по эндогенному креатинину ( проба Реберга);

  • оценка кислотовыделительной способности почек (ацидогенез), аммониогенеза (аммиак мочи);

  • биохимическое исследование сыворотки крови (мочевина, креатинин, кислотно-основное состояние, концентрация калия, натрия).

  1. Инструментальные и рентгено-радиологические методы исследования ОМС:

- ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря;

- экскреторная урография; микционная цистоуретрография, почечная ангиография;

  • радиоизотопные методы диагностики заболеваний ОМС (ренография, динамическая и статическая нефросцинтиграфия);

  • компьютерная томография (КТ);

  • магнитно-резонансная томография (МРТ).

9. Эндоскопические методы исследования (цистоскопия).

10. Функциональные методы исследования мочевого пузыря: ритм спонтанных мочеиспусканий, цистометрия, урофлоуметрия;

11. Морфологические методы исследования (биопсия почек).
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию

  • Работа с литературой

  • Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию

  • Письменное задание – представить в виде таблиц следующую информацию:

характеристика основных показателей общего анализа мочи

нормативы

- количественных проб (Нечипоренко, Каковского-Аддиса),

- биохимических показателей сыворотки крови (мочевина, креатинин, общий белок и белковые фракции, холестерин, бета-липопротеиды, кислотно-основное состояние, концентрация натрия, калия),

- функциональных проб (Зимницкого, Реберга, тируемая кислотность, аммиак мочи).

  • Подготовка рефератов и реферативных сообщений:

«Методы исследования функционального состояния почек у детей»

Тестовые задания для контроля знаний по теме

«Лабораторные и инструментальные методы исследования органов мочевой системы у детей»
Выберите правильные ответы

1. Функциональное состояние канальцев почки частично можно оценивать:

1) по пробе Зимницкого

2) по пробе Реберга (клиренс по эндогенному креатинину)

3) по данным радиоизотопной ренографии

4) по пробе Нечипоренко

5) по пробе Аддиса-Каковского

2. Функциональное состояние клубочков почки можно оценивать:

1) по пробе Зимницкого 2) по пробе Реберга


3) по данным радиоизотопной ренографии 4) по данным экскреторной урографии

5) по данным ангиографии почек

3. Суточная гематурия у здорового ребенка по методу Аддиса-Каковского может составлять (эритроцитов в суточной моче):

1) 0,5-1,0 х 106 2) 2,0-3,0 х 106 3) 1,5-2,0 х 106 4) 3,5-4,0 х 106 5) 5,0 х 106

4.Укажите нормальное соотношение дневного и ночного диуреза в пробе Зимницкого:

1) 1 : 1 2) 1 : 2 3) 2 : 1 4) 1 : 3 5) 3 : 1

5. Укажите нормальные колебания удельной плотности мочи в пробе Зимницкого для ребенка 5 лет:

1) 1005-1020 2) 1010-1013 3) 1013-1015 4) 1025-1030 5) 1002-1005

6. Суточная лейкоцитурия у здоровых детей по пробе Аддиса-Каковского может составлять:

1) 6 х 106/сут. 2) 12 х 106/сут. 3) 4 х 106/сут. 4) 1-2 х 106/сут.

7. Наличие рефлюксов в мочевыделительной системе можно выявить:

1) по в/в урографии 2) методом ультразвуковой диагностики

3) по ренографии 4) по цистографии 5) по цистоскопии

8. Для выявления почечной недостаточности необходимо определить следующие показатели:

1) уровень мочевины в сыворотке крови 2) уровень мочевой кислоты

3) уровень креатинина в сыворотке крови 4) щелочную фосфатазу

5) аланин-аминотрансферазу

9. Строение клубочка нефрона становится идентичным строению последнего у взрослого:

1) после 1 года 2) после 5 лет 3) после 10 лет

4) после 7 лет 5) после 13-15 лет

11. Отметьте нормальные показатели в пробе Реберга:

1) клубочковая фильтрация 100 мл/мин 2) клубочковая фильтрация 20 мл/мин

3) канальцевая реабсорбция 80% 4) канальцевая реабсорбция 99%

5) канальцевая реабсорбция 20%

14. Пиурия - это:

1) содержание в моче большого количества эритроцитов и лейкоцитов

2) содержание в моче лейкоцитов в большом количестве

3) увеличение содержания в моче цилиндров

4) бактериурия

5) бактериурия + лейкоцитурия

15. При хронической почечной недостаточности повышаются следующие показатели в сыворотке крови:

1) мочевина 2) креатинин 3) общий белок 4) остаточный азот 5) калий

Дополнить:

16. Концентрационная функция почек определяется с помощью пробы _________________________.

17. Количество мочи от количества выпитой жидкости в норме у детей (в %) составляет ___________________.

18. Величина клиренса у детей в норме достигает величины взрослого к возрасту __________________.

19. Величина клубочковой фильтрации в норме у детей старше 1 года и у взрослых составляет (в мл/мин.) ______________________.
Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме