Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
Итак, авторитарный режим – это политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека (диктатора) или в одном ее органе, характеризующийся отсутствием тоталитарного характера государственной власти, единой идеологии, одной господствующей партии, массового террора.
В соответствии с многочленной классификацией политические режимы подразделяются на:
– деспотический, предполагающий практически неограниченную власть правителя и его обожествление;
– тиранический, основанный на власти тирана и безраздельном господстве произвола, наси-лия, бесправия;
– тоталитарный;
– фашистский;
– авторитарный;
– либерально-демократический, предполагающий осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;
– собственно демократический, провозглашающий и гарантирующий народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти1.
5.5 Соотношение типа и формы государства
Как уже отмечалось, тип государства – это совокупность основных черт, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, а форма государства – это структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Эти два понятия взаимосвязаны, соотносятся между собой как содержание и форма, где определяющую роль играет содержание, т.е. тип государства. Однако и форма государства оказывает немалое влияние на существование и развитие типа государства, на процесс замены одного исторического типа государства другим.
От типа государства в конечном счете зависит характер формы правления. В государствах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством сильной централизованной власти, естественной формой правления является монархия; для обществ, осно-ванных на рыночных отношениях между свободными, политически равными собственниками, характерна республиканская форма правления.
Вместе с тем, государства каждого исторического типа могут облекаться во множество форм, которые зависят от следующих факторов:
– уровня экономического развития общества;
– соотношения классовых сил;
– международной обстановки;
– национальных и культурных традиций;
– географических, климатических и иных условий существования того или иного государства.
Так, история свидетельствует, что основными формами правления рабовладельческого государства были чаще всего монархии и реже – республики.
Монархии, в свою очередь, подразделялись на следующие виды:
– деспотические (древние Вавилон, Египет, Индия), основанные на азиатском способе произ-водства, обусловливающем практически неограниченную власть монарха и его обожествление;
– античные (древнеримская империя I в. до н.э. – V в. н.э.), на первых стадиях которых наряду с
монархическими существовали республиканские институты, а на более поздних стадиях монарх опирался на военную бюрократию.
Рабовладельческими республиками были:
– аристократическая республика (Римская республика VI–I вв. до н.э.), в которой органами государственной власти формально считались народные собрания, однако они не обладали правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или отклонять предложения особых должностных лиц, именуемых магистратами; кроме того, решения народных собраний должны были утверждаться Сенатом, избираемым недемократическим путем;
– демократическая республика (Афинское государство), высшим органом государственной власти которой было Народное собрание, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира, выступавшее в качестве судебной инстанции. Высший орган управления – Совет пятисот – избирался демократическим путем на один год. Вместе с тем из общественно-политической жизни исключались женщины, лица, не достигшие двадцатилетнего возраста и вольноотпущенники.
Характерными формами правления в феодальных государствах были монархии и городские республики.
Феодальные монархии подразделялись на следующие виды:
– раннефеодальные, отличавшиеся слабостью центральной государственной власти, большой степенью децентрализованности и существованием множества самостоятельных княжеств;
– сословно-представительные,в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством (во Франции – Генеральными штатами, в Англии – парламентом, в России – земскими соборами);
– абсолютные, которые характеризовались ослаблением или полной утратой роли сословно-представительных органов, усилением власти монарха, который сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти.
Своеобразной формой феодального государства были городские республики (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков), высшими органами власти в которых были городские советы, со-стоящие в основном из городской знати. В некоторых республиках существовали
вече – собрания всех свободных горожан, на которых решались многие вопросы внутренней жизни города-республики. Однако решающая роль принадлежала все-таки Советам феодальной аристократии.
Буржуазному государству свойственны две основные формы правления: конституционная монархия и республика (парламентская, президентская и смешанная).
Формами правления социалистических государств являются такие виды республик, как Парижская Коммуна, советская республика и республика народной демократии.
Таким образом, конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Вместе с тем государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Например, сословно-представительная монархия может быть только в феодальном государстве на определенном этапе его развития, а конституционная монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.
Необходимо также отметить, что разнообразие форм правления и политических режимов не беспредельно и имеет свои логические и исторические границы. Так, цивилизованному государству присущ лишь демократический режим и для него неприемлемы фашистский, тоталитарный или авторитарный режимы. Точно так же в демократическом государстве не может быть такой формы правления, как абсолютная монархия с ее произволом и беззаконием.
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Системообразующими элементами политической системы общества являются следующие.
1. Политические организации такие как:
– государство;
– политические партии. Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть;
– общественные организации – основанные на фиксированном членстве объединения граж-дан, создаваемые для реализации и защиты общественных интересов объединившихся лиц;
– общественные фонды – объединения, цель которых заключается в формировании иму-щества, в том числе денежных средств для использования в интересах третьих лиц.
Таким образом, государство и иные организации, занимающиеся политической деятельностью, составляют основу первого элемента политической системы общества.
2. Политическое сознание и политическая идеология.
3. Политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества.
4. Политические отношения, складывающиеся между элементами политической системы.
5. Политическая практика, состоящая из политической деятельности и политического опыта.
Большое теоретическое и практическое значение имеет определение места государства в политической системе общества. Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать как важнейшую составную часть этой системы, как ее особое звено. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
– в отличие от других элементов политической системы государство охватывает все населе-ние