Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2091

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ



В кризисные эпохи решающим фактором сохранения гражданского общества является состоя-ние народа (его социальный, образовательный, культурный уровни) как особой социальной общности.


8 Государство и личность



Прежде чем рассматривать взаимоотношения государства и личности, необходимо остановиться на таких понятиях, как человек, личность и гражданин. Наиболее широким по содержанию из них является понятие “человек”. Человек – это живое существо, представитель человеческого рода, индивид, рассматриваемый вне социальных связей. Понятие “человек” выражает биологическую сущность человеческого рода. Личность – это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность – продукт общества. Гражданин – это человек, индивид, который рассматривается в свете его отношений с государством, личность, обладающая определенным правовым статусом, продукт государства на известной ступени его развития.

Понятия человек, личность, гражданин взаимосвязаны. Биологическая сущность выступает основой личности, социальное преобразуется в правовой статус. Между биологическим, социаль-ным и правовым началами существует прямая и обратная связь. С одной стороны, биологическое в человеке предопределяет возможности личности, ее правовой статус. Например, младенец, психически ненормальный человек не могут являться полноценными личностями. Право закрепляет личностные особенности в категориях дееспособности, вменяемости и невменяемости. С другой стороны, права и свободы граждан определяют степень свободы личности, возможность самореализации и тем самым обеспечивают человеку определенный жизненный стандарт.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Фактическое положение личности, масштаб ее свободы выражается, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объек-тивных и субъективных факторов отличаются основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и на свободу в современ-ной Европе принципиально отличаются от тех же прав в России в эпоху диктатуры пролетариата.



В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит важнейшая роль. Значение государства объясняется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рыча-гами воздействия, которыми оно располагает. Государство выступает как официальный предста-витель всего общества, поэтому отношения между ним и человеком носят государственно-право-вой характер. Любой человек в пределах территории государства попадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний. Устойчивая связь между человеком и государством выражается в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами.

Вместе с тем необходимо отметить, что государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод: завышение делает права фикцией, а ограничение ведет к разрушению государства.

По своей сущности права человека различны. Одни являются врожденными: право на жизнь, свободу, безопасность. Другие зависят от усмотрения государства.

Крайних взглядов на права человека придерживаются представители юридического позитивизма и сторонники естественной доктрины права. Первые считают, что права личности полностью зависят от государства. Вторые, напротив, считают, что врожденные права не зависят от усмотрения государства. Разумный компромисс между этими двумя крайними точками зрения достигается благодаря делению всеобщих прав на права человека и права гражданина. Государства, признающие такое деление, исходят из того, что врожденные и неотъемлемые права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность должны быть обязательно признаны и закреплены в законодательном порядке. Задача государства состоит в ограждении естественных прав человека от любых посягательств. Права гражданина охватывают сферу отношений личности и государства (свобода слова, объединений, право на труд, на образование и т.д.). Эти права, установленные государством, нуждаются в создании гарантий их реализации.


Деление индивида на человека и гражданина отразили законодательные акты многих демократических государств, например, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция), Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. (Россия) и др.

Соотношение личности и государства может быть различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, наблюдается стремление гармонизировать отно-шения между отдельной личностью и государством. Государство рассматривается как необхо-димое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества.

8.1 Правовой статус личности



Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение индивида в обществе. Правовой статус – комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства.

Структура правового статуса личности состоит из пяти элементов.

1. Права и обязанности.

Права личности– это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Обязанности личности – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения.

2. Свободы личности. Свободы по сути также являются правами личности. Однако предо-ставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. Например, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить его. Только сам человек решает, как реализовать принадлежащую ему свободу совести.

3. Законные интересы. Это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не входящие в содержание прав и свобод. Законные интересы конкретно законодателем не определены. Это объясняется тем, что в правовых нормах нельзя заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации. При определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права, либо к расширенному толкованию правовых норм.

4. Юридическая ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия в случаях совершения противоправных и виновных действий, неисполнения или ненадлежащего исполнения юридических обязанностей.

5. Гражданство