Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
– земельное право – отрасль, которая регулирует отношения, складывающиеся по поводу владения, пользования и распоряжения землей;
– гражданское право – совокупность норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;
– трудовое право – объединяет нормы, которые регулируют отношения рабочих и служащих с предприятиями и учреждениями;
– экологическое право – регулирует общественные отношения в сфере освоения и исполь-зования окружающей природной среды;
– семейное право – система норм, регулирующих брачно-семейные отношения;
– уголовное право – отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возника-ющие в связи с совершением преступлений;
– уголовно-исполнительное право – отрасль, которая регулирует условия и порядок назначе-ния и отбывания наказания: виды исправительных учреждений и порядок их функционирования, права и обязанности осужденных и др.;
– уголовно-процессуальное право – совокупность норм, регулирующих порядок производства по уголовным делам;
– гражданское процессуальное право – отрасль права, регулирующая порядок процессуаль-ных действий по гражданским делам. Эту систему права использует Высшая аттестационная комиссия по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий.
5.2.2 Институты права
Институт права – это совокупность юридических норм, входящих в соответствующую отрасль права и регулирующих определенный вид общественных отношений.
Институт права – гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль уголовно-процессуального права включаются институты возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, применения мер пресечения и т.д. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт – лишь их вид.
Институты права можно классифицировать по следующим основаниям:
По характеру предписаний институты подразделяются на материальные (институт найма) и процессуальные(исковое производство).
По функциональной роли – на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к административной ответственности).
Институты права могут складываться в подотрасль права
, представляющую собой систему однородных институтов определенной отрасли права. Так, авторское, жилищное, изобретатель-ское право являются подотраслями гражданского права; доказательственное право – подотрасль уголовно-процессуального права и т.д.
5.3 Право частное и публичное
Кроме отраслей и институтов в структуре права принято выделять две большие группы: частное и публичное право, соответствующие природе отношений между личностью и государством. Такое деление было введено еще римскими юристами, создавшими классическую модель частного права.
Публичное право – это совокупность юридических норм императивного характера, закрепляющих интересы государства.
Частное право – совокупность юридических норм, основанных на соглашениях сторон, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.
Если частное право – область свободы и частной инициативы, то публичное – сфера власти и подчинения. Поэтому частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейного, трудового права, а публичное – из отраслей конституционного, административного, уголовного и т.д.
Критериями разграничения частного и публичного права являются:
– характер интересов, защищаемых правом: частное право призвано регулировать частные ин-тересы, публичное – общественные, государственные;
– предмет правового регулирования: частному праву свойственны нормы, регулирующие иму-щественные отношения, публичному – неимущественные;
– метод правового регулирования: в частном праве господствует метод координации, в пуб-личном – субординации;
– субъектный состав: частное право регулирует отношения частных лиц между собой, публич-ное – частных лиц с государством либо между государственными органами.
Особенности современной российской системы права обусловлены как изменениями последнего десятилетия, так и тем наследием, которое ей досталось от советского этапа развития нашей страны. Разделение права на публичное и частное в социалистическом обществе не поддерживалось, ибо, как утверждалось, социализм не знает противоречий между личностью и обществом, между частным и публичным. Однако в последние годы российское правоведение признает, что различение частного и публичного права является необходимой предпосылкой для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, поскольку преобладание публичного права над интересами граждан, которое имело место в теории
советского права, привело к неоправданному администрированию и нарушению прав личности. В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и т.д.
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Долгое время понятия “система права” и “система законодательства” отождествлялись.
В настоящее время большинство правоведов рассматривают систему законодательства в качестве самостоятельной категории.
Система права, как было рассмотрено выше, характеризует внутреннее строение права, содержание которого образуют отрасли, подотрасли права, институты, нормы права и связи между ними.
Система законодательства – это совокупность действующих законов и подзаконных актов, то есть представляет собой внешнюю форму выражения права.
Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:
1) первичным элементом системы права является норма права, первичным же элементом системы законодательства – нормативно-правовой акт;
2) система права выступает в качестве содержания, система законодательства – в качестве внешней формы права;
3) система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, а система законодательства, как правило, субъективна, зависит от законодателя;
4) система права имеет первичный характер, она является основой системы законодательства, система законодательства – вторична, производна от системы права;
5) система права имеет только горизонтальное строение (отрасли – институты – нормы права), система законодательства – еще и вертикальное (конституционные, федеральные, местные законы и подзаконные акты различаются по юридической силе);
6) система права и система законодательства различаются между собой и по объему: с одной стороны, система законодательства не охватывает всей системы права, поскольку оно может выражаться не только в правовых нормах, но и в правовых обычаях, прецедентах, договорах, а с другой стороны, включает в себя не только нормативно-правовые акты, но и иные элементы – преамбулы, программные положения
, названия разделов, глав, статей и т.п.
Несовпадение системы права и системы законодательства имеет важное практическое значение. Так, систематизация законодательства осуществляется только при наличии сложившейся системы права: например, появлению кодексов предшествовало образование соответствующих отраслей права. Система права оказывает существенное влияние не только на систему законодательства, но и на систему юридических наук и учебных дисциплин: как правило, каждой отрасли права соответствует своя отраслевая наука и одноименная учебная дисциплина.
Некоторые ученые пытаются решить проблему соотношения отраслей права и отраслей законодательства через отрицание деления права на отрасли. Например, Р.З. Лившиц считает, что система права – это идеи, нормы и отношения, а система законодательства – это составляющие его отрасли. Однако подобное упрощение не соответствует объективному существованию сложившейся системы права.