Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

5.2 Форма государственного устройства



Форма государственного устройства – внутреннее строение государства, способ его территориально-политического деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Существуют две основных разновидности форм государственного устройства.

1. Унитарное государство – это единое государство, подразделяющееся на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Население унитарного государства имеет единое гражданство.

В зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизован-ные и децентрализованные. В первом случае во главе местных органов власти стоят назначенные центром чиновники. Во втором случае существует определенная самостоятельность местных выборных органов власти в решении региональных вопросов.

Унитарное государство может быть мононациональным (Япония) и многонациональным (Китай, Афганистан).

2. Федеративное государство – это государство, состоящее из ряда государств или государственных образований, которые обладают политической самостоятельностью.

Отличительными признаками федерации являются:

– наличие, как правило, двух систем законодательной, исполнительной и судебной властей – федеральных и субъектов федерации;

– разделение полномочий федерации и субъектов федерации;

– определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;

– двухканальная система налогов;

– двойное гражданство.

В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: администра-тивные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика); национальные, основой территориального деления которых служит национальный состав населения (Югославия).



5.3 Конфедерация



Одной из дискуссионных форм государственного устройства является конфедерация – союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых органов власти и управления, единого бюджета и единого гражданства. Для координации совместных действий члены конфедерации создают объединенные органы, которые действуют лишь в строго определенных сферах в зависимости от целей создания конфедерации. Поскольку для конфедерации не характерен ни один из признаков государства, то многие специалисты вообще не относят конфедерацию к разновидности форм государственно-территориального устройства. Они считают, что ее необходимо относить к особым формам объединения государств.

Создание конфедерации основано на добровольном согласии всех ее членов, а выход из конфедерации возможен на основе одностороннего волеизъявления.

Конфедерация нередко является промежуточным звеном на пути создания федерации (например, конфедерация Швейцарский союз (1815–1848) трансформировалась в федерацию), либо распадается (Австро-Венгрия). В современном мире конфедерации встречаются крайне редко.

Разновидностями конфедерации являются:

межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

содружества – объединения государств, которые обрели суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости друг от друга (СНГ);

– сообщества государств – переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Целью сообщества чаще всего является подъем экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров (ЕЭС).

Конфедерации следует отличать от коалиций, представляющих собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.

Помимо приведенной выше классификации государственного устройства существует другая, двучленная классификация, в соответствии с которой различают простые (унитарные) и сложные государства. Сложные государства делятся на протектораты и унии.



Протекторат – союз двух государств, основанный на договоре, в соответствии с которым более сильное государство обязывается оказывать более слабому покровительство в виде эко-номической и культурной помощи, вооруженной защиты, представительства во внешних делах.

Унии – объединения государств различного характера. Разновидностями уний являются:

– федерации;

– конфедерации;

империи – сложные государства, созданные насильственным путем (Римская империя и др.);

фузии – воссоединенные государства (современная Германия);

– инкорпорации – государства, созданные путем присоединения одного государства к другому.



5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств



Государственный режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти.

Политический режим является наиболее динамичной составной частью формы государства. Всякие изменения, происходящие в социально-политической и экономической сферах государства прежде всего отражаются на его режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

О характере режима, существующего в той или иной стране, свидетельствуют разнообразные факторы:

– способы и порядок формирования органов государственной власти, управления и право-судия;

– порядок распределения компетенции между различными органами государства и характер взаимоотношения между ними;

– степень реальности прав и свобод граждан;

– роль права в жизни общества;

– место и роль армии, полиции, разведки и т.д.;

– степень реального участия граждан в управлении государством;

– способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

В зависимости от того, какие методы осуществления политической власти насаждаются и практикуются в государстве, различают несколько видов политических режимов. Большинство авторов предлагают двучленную их классификацию: все режимы делятся на демократические и антидемократические. В свою очередь, антидемократические режимы подразделяются на фашистский, тоталитарный и авторитарный.

Демократический режим характеризуется следующими признаками:

– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность перед избирателями, гласность;

– разделение властей;

– отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии;

– наличие свободно формируемых политических партий, отражающих социальную дифферен-циацию гражданского общества;


– существование оппозиции;

– наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод;

– господство закона.

Признаками антидемократического режима являются:

– отсутствие выборов либо формирование органов власти путем псевдовыборов;

– усиление роли исполнительно-распорядительных органов и отсутствие разделения властей;

– отсутствие политического плюрализма, запрещение оппозиционных партий;

– существование единой государственной идеологии;

– отсутствие демократических прав и свобод;

– господство беззакония и террора.

Фашистский режим представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму антидемократического режима. Его основой является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов “низшей” расы. Отличительными особенностями фашизма, как политического режима, являются: сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких масс населения; непререкаемая власть вождя; абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной; опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.

Тоталитарный режим во многом схож с фашистским. Тоталитарный режим – политический режим, характеризующийся сочетанием социальной демагогии, провозглашающей права, свободы и процветание, сочетающейся с массовыми репрессиями. В тоталитарном государстве также насаждаются вождизм, культ личности, господствуют одна идеология и одна партия, происходит сращивание государственного и партийного аппарата. Страна представляет собой казарму с жестким режимом и унифицированной формой поведения граждан.

Авторитарный режим несколько “мягче” двух предыдущих. Он является как бы промежу-точным режимом между демократическим и антидемократическим, переходным от одного к другому. Авторитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к система-тическому насилию в целях сохранения своего господства. Однако государственная власть не имеет тоталитарного характера и полного контроля над всеми сферами экономической, политиче-ской и культурной жизни. Нет единой, обязательной для всех идеологии, одной господствующей партии, отсутствует массовый террор. Авторитарный режим появляется тогда, когда власти наме-рены приступить к реформам общественного строя и осуществить “революцию сверху” (напри-мер, переход в Испании от фашизма к демократии происходил в условиях авторитарного режима).