Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 435
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ
Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей
Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью
Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ
Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью
Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)
Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова
Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)
Спецификация контрольной работы по русскому языку
Календарно-тематическое планирование
Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)
Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)
Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)
Динамика развития и достижений предметных результатов
Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)
Динамика результатов диагностики уровня развития мышления
Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)
Динамика результатов диагностики отклонений развития
Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по
русскому языку
На входной диагностике ученик набрал 6 (38%) баллов из 16. Данный результат соответствует отметке «удовлетворительно». На повторной
(итоговой) диагностике ученик набрал уже 14 (88%) баллов, что соответствует отметке «отлично».
На диаграммах наглядно видно, что программа индивидуальных развивающих занятий оказывала положительное влияние на достижение предметных результатов и развитие мышления младшего школьника.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило необходимость применения психологической диагностики в процессе обучения младших школьников с ОВЗ. Использование диагностических методик позволило выявить особенности развития мышления ученика с легкой степенью умственной отсталости, определить логику построения индивидуальных развивающих занятий, приемы работы и тем самым способствовать коррекции некоторых затруднений у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Выводы
Практическая часть исследования диагностику и коррекционно- развивающую работу с учеником с легкой умственной отсталостью.
-
этап – констатирующий этап работы. Составлена характеристика ученика с умственной отсталостью. Изучены и сопоставлены диагностические методики (Л.Ф.Тихомировой, О.Н. Истратовой, В. Н. Дружинина, Е.И. Рогова, Л.М. Шипицыной). При отборе методик для работы учитывалось их соответствие младшему школьному возрасту и посильность выполнения заданий ребенком с умственной отсталостью. Проведена диагностика предметных достижений по русскому языку и диагностика мышления ребенка с помощью методик Е.И. Рогова и Л.М. Шипицыной. Первая методика - диагностика мышления Е.И. Рогова - позволила выявить индивидуальные особенности мышления ученика, при этом показывала сформированность таких мыслительных операций, как: анализ, сравнение, обобщение. Вторая методика – диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста Л.М. Шипицыной – также направлена на выявление особенностей развития мыслительных операций синтеза, анализа, установление закономерностей пространственных соотношений, причинно-следственных связей и отношений между событиями и объектами. При этом данная методика позволяет выявить отклонения развития мышления, что особенно актуально при изучении ребенка с легкой умственной отсталостью; -
этап – формирующий этап работы. Разработка и реализация программы индивидуальных развивающих занятий. Индивидуальные особенности мышления ребенка М. определили стратегию коррекционной работы на данном этапе исследования. Полученные результаты были учтены при проектировании программы индивидуальных развивающих занятий для ученика М., построении логики занятий, при отборе приемов работы.
Программа индивидуальных развивающих занятий построена на основе ФГОС НОО ОВЗ [78]. Она предусматривает 24 занятия. Часть из этих занятий
-
подготовительные – направлены на развитие мелкой моторики и фонематического слуха, а часть – основные – направлены на коррекцию предметных достижений ученика по предмету «Русский язык» Каждое занятие предусматривало упражнения из трех содержательных блоков.
-
«Каллиграфия» – упражнения и задания, направленные на развитие мелкой моторики и формирования навыка каллиграфии. -
«Фонетический анализ» – упражнения и задания, направленные на развитие фонематического слуха и формирование умения выполнять звуковой анализ. -
«Слоги» – упражнения и задания, направленные на формирование умения делить слова на слоги.
В структуру занятий были включены игры и упражнения, специально направленные на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, установление причинно-следственных связей, установление закономерностей), так как диагностика показала затружднения этих операций у ученика, а включение в занятия специальных приемов для развития мыслительных операций в форме игры позволяет влиять на развитие мышления в целом и формирование предметных умений.
-
– контрольный этап работы. Проведена повторная диагностика предметных достижений по русскому языку и диагностики мышления с использованием этих же методик (методики Е.И. Рогова и Л.М. Шипицыной). На данном этапе была выявлена положительная динамика развития мышления ребенка и улучшение предметных результатов и младшего школьника.
Заключение
Из-за своих психофизиологических особенностей у учеников с ограниченными возможностями здоровья имеются проблемы с общением, социализацией, достижением предметных результатов. Несмотря на это качественное образование должно быть доступно и детям нормы, и детям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим учитель должен уметь осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ, разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально- ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья [59].
В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что, если построить программу развивающих занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка и целенаправленно ее реализовать, это положительно скажется на достижении предметных результатов и психическом развитии младшего школьника с легкой умственной отсталостью.
Первый шагом в исследовании стал анализ психолого-педагогической литературы для уточнения особенностей детей с ОВЗ и особенностей их обучения. Большое количество ученых изучали влияние физических недостатков на развитие личности. В связи с этим существует несколько классификаций детей с ОВЗ, такие как классификации Г.
Н. Коберника и В. Н. Синева [11], Т. А. Власова и М. С. Певзнер [14], В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова [33]. Нарушения психофизического развития имеют свои особенности и ограничивают возможность включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в воспитательные и педагогические процессы. К таким особенностям можно отнести, такие как, например, низкий уровень социальной адаптации, недостатки речевого развития, недостатки развития
моторики, замедленное и ограниченное восприятие, недостатки развития навыков мышления и др. Также были выявлены трудности в достижении предметных результатов у детей с ОВЗ. К таким трудностям можно отнести: низкий уровень познавательных интересов, недостаточную степень конкретности мышления, неосознанный и механический характер процесса усвоения материала и др. В ходе анализа литературы были выявлены средства коррекции предметных результатов у детей с ОВЗ – адаптированные образовательные программы, коррекционные образовательные программы на основе специализированных учебников, особую структуру урока в коррекционных классах, индивидуальные развивающие занятия. Кроме средств коррекции предметных результатов были изучены особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью, в частности логопедической работы, а также приведены примеры дидактических игр для развития ребенка.
Вторым шагом в исследовании стал подбор методик для диагностики ученика с легкой умственной отсталостью. Были изучены и сопоставлены