Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

, которой располагают государственные органы, и процедуры mandate d'injuncaо, т.е. требования издать судебный приказ всякий раз, когда отсутствует какая-либо правовая норма, вследствие чего наносится ущерб гражданству или независимости (суверенитету) гражданина.

Конституция 1988 г. закрепила беспрецедентный по своей широте и детализации набор социальных и трудовых прав: право на труд, на отдых, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, социальную защиту; право на помощь детям и беспризорным. Особенно подробно регламентируются права трудящихся.

В целом современная правовая система Бразилии отличается высоким уровнем развития, логической стройностью, новаторством и оригинальностью подходов ко многим вопросам государственно-правового строительства. Ее пронизывает дух социального прогресса, прав личности и демократии, что резко контрастирует с сохраняющейся нищетой широких народных масс.

Основным источником права признается законодательство федерации и штатов. К исключительной компетенции союза относятся гражданское, торговое, уголовное, процес-суальное, избирательное, аграрное, морское, воздушное, космическое право. К конкурирующей компетенции союза, штатов и федерального округа - трудовое, исправительное, экономическое и градостроительное право, некоторые бюджетные вопросы, образование, культура, обучение и спорт, защита юношества и др. В этой сфере федерация устанавливает только общие принципы, а детальным регулированием ведают штаты и местные органы власти.

Иерархию законодательных актов составляют Конституция, органические законы (именуются в Бразилии дополнительными), обычные законы, делегирующие законы, законодательные декреты, резолюции конгресса, декреты и постановления президента, инструкции министров.

Бразильской правовой системе известен институт делегированного законодательства. Кон-гресс может делегировать законодательные полномочия президенту республики путем принятия резолюции, в которой указывается предмет и срок делегирования. Конституция определяет круг вопросов, запрещенных для делегирования (организация судебной власти и прокуратуры, вопросы гражданства, личных, политических и избирательных прав граждан и ряд других).

Судебная практика в Бразилии трактуется с позиций континентальной системы, согласно которым суды лишь применяют право, а не создают его. За решениями Верховного суда признается значение источника единообразного толкования неоднозначно сформулированных правовых норм.


Статья 4 Вводного закона, относящегося к ГК Бразилии, также предусматривает возможность применения обычая (или аналогии) при "молчании" закона.

Мексика с древнейших времен была населена индейскими племенами (ацтеки, майя, тольтеки, ольмеки и др.), достигшими высокого уровня развития. С XVI до начала ХIX вв. - колония Испании. Независимость провозглашена в 1821 г. В результате буржуазно-демократической революции 1910-1917 гг. были заложены основы современного политического и социального устройства страны. В настоящее время Мексика представляет собой индустриально-аграрную страну со средним уровнем развития капитализма с федеративной формой государственного устройства, с республиканской формой правления. Согласно Конституции 1917 г. (действует с последующими изменениями) по форме правления Мексика - президентская республика.

Политический режим - либеральный (сочетает элементы демократии и бюрократического авторитаризма). Институционно-революционная партия (ИРП) основана в 1929 г. и с этого периода бессменно находится у власти.

Правовая система Мексики в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ее обособленную латиноамериканскую группу. Как и у многих других государств этой группы, она сформировалась на основе четырех правовых культур: индейской, испанской, французской и англо-американской.

Ее изначальной основой выступила соционормативная система (система обычного права коренного населения Мексики - индейцев, сохранившаяся отчасти до сих пор, особенно в сфере организации и деятельности сельских общин). Испанские колонизаторы были вынуждены их признать и санкционировать существование индейских правовых и доправовых норм. В специальном королевском акте от 6 августа 1555 г. предписывалось соблюдать "законы и добрые обычаи, которые с древних времен индейцы использовали для своего хорошего управления", но при непременном условии, что "они не противоречат священной религии и законам". В то же время активная колонизаторская деятельность привела к утверждению на территории Мексики испанской правовой культуры, построенной на традициях римского права и римского юри-дического мышления. Постепенно нормы, действовавшие в колониальной Мексике - испанское и новоиспанское законодательство ("индейское право") и право индейцев, составили единый правовой корпус.

Добившись в 1821 г. независимости, Мексика, как и другие государства региона, приступила к созданию национальной правовой системы. При этом в качестве модели было избрано законодательство не бывшей метрополии полуфеодальной Испании, а буржуазной Франции. Идея создания логически стройной системы кодифицированного права, выдвинутая французскими просветителями и юристами, была созвучна либеральным настроениям молодой мексиканской буржуазии. Однако замене колониального права современными кодексами долгое время препя-тствовали феодально-клерикальные круги. Только после революции 1854-1857 гг. возникла реальная возможность приступить к рецепции французского законодательства. В 1854 г. принят первый мексиканский Торговый кодекс по образцу французского Торгового кодекса 1807 г., замененный в 1889 г. новым ТК. В 1859 г. правительство Б. Хуареса издало "Законы о реформе", предусматривавшие отделение церкви от государства, введение гражданского брака и др., был разработан проект гражданского кодекса. Первый федеральный ГК Мексики был принят в 1870 г., второй - в 1884 г.; оба следовали модели Кодекса Наполеона 1804 г. с его индивидуалистической концепцией собственности.



Если после завоевания независимости моделью для частного права Мексики послужило законодательство Европы, то образцом для публичного права явилась Конституция США, которая в течение длительного времени была единственной действующей писаной республиканской конституцией. К числу этих идей, воспринятых мексиканской правовой системой под влиянием североамериканского конституционализма, относится концепция разделения властей, системы сдержек и противовесов с сильной президентской властью, федерализм и т.д. Все эти идеи, ранее апробированные в США, были восприняты первыми конституциями Мексики, а затем развиты Конституцией 1917 г.

Новый этап в развитии мексиканской правовой системы начался с победой буржуазно-демократической революции 1910-1917 гг., носившей антифеодальный и антиимпериалистический характер. Пришедшее к власти правительство приступило к глубоким социальным реформам в духе национал-реформизма.

Основы новой правовой системы заложила демократическая Конституция 1917 г., прони-занная духом антиклерикализма, этатизма и идей солидарности. Конституция Мексики раньше, чем это имело место в развитых капиталистических странах, признала (ст. 123) важные социальные права трудящихся: 8-часовой рабочий день, особые условия для женщин и подростков, еженедельный день отдыха, ежегодные отпуска, послеродовой отпуск для женщин и т.д. Впервые провозглашалось право рабочих объединяться в профсоюзы и право на забастовку. Конституция предоставила государству возможность экспроприировать частную собственность в интересах общества, активно вмешиваться в экономические и социальные процессы, заложила правовую основу ликвидации латифундизма. Будучи внушительной по объему, Конституция содержит основные начала почти всех отраслей мексиканского права.

Ярким отражением перемен, произошедших в мексиканском обществе после революции, стал третий по счету федеральный Гражданский кодекс, принятый 28 мая 1928 г. и вступивший в силу с 1 октября 1932 г. По своему содержанию и структуре он значительно отличается от классических гражданских кодексов латиноамериканских стран, принятых во второй половине XIX в. Концепции либерального индивидуализма, характерные для обоих его предшественников, были в заметной степени вытеснены идеями социальной солидарности.

В развитие положений Конституции 1917 г. издано обширное реформистское законо-дательство: Кодекс о труде 1931 г., законы о национализации 1938 г., об аграрной реформе 1971 г. и др. Эти законы позволили несколько смягчить социальные противоречия в мексиканском обществе, на определенном этапе способствовали индустриальному развитию страны, укреплению ее экономической самостоятельности. Они свидетельствовали об усилении роли государственной власти в решении ключевых проблем экономического развития и социальных реформ. Лишь в 1990-е гг. мексиканское государство стало переходить к более либеральным методам регули-рования экономических и социальных отношений. Законодательство этого периода направлено уже на
интеграцию страны в мировую экономику, сокращение государственного сектора и поощрение иностранных инвестиций.

Современная правовая система Мексики восприняла структуру источников, унаследованную еще из колониального права, но впитала при этом идеи "естественной" школы.

Важнейшим источником права в Мексике является закон: Конституция Мексиканских Соединенных Штатов, кодексы и текущее законодательство. Соответствующая иерархия законо-дательных источников сложилась и в штатах.

Конституция Мексики занимает центральное место среди источников права и служит базой текущего законодательства. С XIX в. сложилась своеобразная система контроля за консти-туционностью законов в виде процедуры "ампаро", впоследствии воспринятой правовой доктриной и государственной практикой других стран континента. Суть этой процедуры заключается в выдаче судом по заявлению лица приказа о защите прав, нарушенных актами или действиями государственных органов, противоречащими Конституции. При этом решение, выносимое судом по делам о нарушении прав человека, носит строго индивидуальный характер, т.е. распространяется только на истца. Лишь в 1995 г. был введен институт конституционного контроля в его классическом виде.

Хотя Конституция 1917 г. считается старейшей в Латинской Америке, она не отличается стабильностью: с момента принятия в нее было внесено несколько сот поправок, затронувших более половины статей.

Мексиканское право, как и право других латиноамериканских стран, хорошо коди-фицировано: отдельные кодексы приняты почти по всем основным отраслям публичного и частного права. Систему кодексов во все большем масштабе дополняет текущее законодательство. Законы делятся на органические, издаваемые по прямому предписанию Конституции, и обыкновенные. Достаточно большие законодательные полномочия закреплены за штатами. Они принимают собственные гражданские, гражданские процессуальные, уголовные и уголовно-процессуальные кодексы, а также административное, финансовое законодательство. Закрепленная в Конституции 1917 г. коллизионная норма предусматривает, что противоречие между законом штата и законом федерации влечет применение нормы федерального законодательства. В последние десятилетия все более значительную роль среди источников мексиканского права как на уровне федерации, так и штатов играют различные подзаконные акты.


Низший уровень нормативно-правового регулирования составляют муниципальные акты.
В соответствии с Конституцией муниципалитеты уполномочены издавать в соответствии с нормами, которые должны быть установлены законодательными органами штатов, постановления о порядке и надлежащем управлении, а также административные регламенты, циркуляры и положения общего характера в рамках своей компетенции.

Судебная практика в Мексике, в отличие от других стран Латинской Америки и вообще стран континентальной системы права, признается источником права. Здесь сложился институт, получивший название "обязательного прецедентного права", согласно которому решения некоторых судов становятся обязательными для судов равной и нижестоящей инстанций. Это относится, в частности, к решениям Верховного суда, коллегиальных окружных судов, принятым по вопросам, входящим в их компетенцию и обязательным не только для федеральных судов, но и судов штатов. Однако такие решения не тождественны прецедентам в странах английского общего права и не означают отхода от традиционного для континентальной системы права взгляда на систему источников права, так как касаются главным образом толкования правовых норм.

2.1.4 Славянская система права
В процессе активного исследования правовых семей некоторые правоведы-исследователи стали выделять славянскую правовую семью. Справедливости ради следует отметить то, что эта идея была выдвинута еще широко известным юристом не только в нашей стране, но и среди юристов Западной Европы Н.М. Коркуновым (1853-1904). В настоящее время сторонниками ее являются В.Н. Синюков, Л.А. Морозова и некоторые другие. Логика сторонников выделения славянских государств в отдельную правовую семью основывается на следующих факторах:

- славяне - крупнейшая в Европе группа родственных народов;

- они близки по происхождению и языку;

- имеют близкие условия экономической жизни (община);

- схожие по возникновению государственности (прямые наследники Византии);

- едины во взаимосвязи государства и православной церкви;

- имеют единые черты общественно-бытовой жизни (например, наличие круговой поруки) и др.

Противники концепции славянской правовой семьи выдвигают собственные аргументы:

- сходства в их системах права значительно меньше, чем в правовых системах других групп стран романо-германской правовой семьи;