Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

, поэтому развитие шведского права определялось внутренними потребностями страны и лишь отчасти - влиянием иных правовых систем, например (в период Средневековья) римского права, и торговых обычаев городов-государств германского побережья Балтики. В XI-XII вв. в отдельных провинциях Швеции местные правовые обычаи заучивались "хранителями закона", которые время от времени торжественно оглашали их на "тингах"- собраниях свободных землевладельцев. Начиная с XIII в. эти обычаи стали записываться, а в середине XIV в. на их основе, а также с учетом норм торгового и канонического права, заимствованных из иных правовых систем, были подготовлены, а затем изданы королем Магнусом Эриксоном общенациональные, но раздельные для сельских районов и городских поселков кодексы законов. Эти кодексы представляли собой собрания наиболее часто применяемых правовых положений. Они содействовали укреплению единства шведского государства и на протяжении почти четырех веков были основными источниками права: развитие законодательства осуществлялось, главным образом, путем внесения в них изменений и дополнений либо публикаций их пересмотренных изданий.

С конца XVII в. велась подготовка реформы всей системы шведского законодательства, для чего была создана королевская комиссия из ведущих юристов. Ее работа завершилась принятием риксдагом в 1734 г. Закона Шведского государства. Этот важнейший для истории зако-нодательства скандинавских стран документ явился результатом развития прежде всего шведского и отчасти финского права (Финляндия в то время была одной из провинций Швеции, и финские юристы входили в состав комиссии). В некоторых его положениях, особенно цивилистических, сказалось влияние римского права. По существу, это был свод законов, охватывающий основные отрасли права и включающий 9 разделов. 7 из них были посвящены вопросам материального права (брак, наследование, недвижимость, строительство, торговля, противозаконные действия и наказания). 2 раздела регулировали процессуальные вопросы - процедуру судебного разби-рательства гражданских и уголовных дел, а также исполнение судебных решений.

С точки зрения юридической техники Закон 1734 г. был, как отмечают шведские иссле-дователи, далек от совершенства: он отличался казуистичностью формулировок, отсутствием необходимых общих определений, не был строго систематизирован, содержал немало пробелов даже применительно к потребностям того времени, когда он был составлен. Однако, будучи достаточно широкой кодификацией (в этом смысле Швеция опередила многие другие европейские государства), Закон 1734 г. стал основой развития шведского (как и финского) права на последующие столетия. И поныне он формально признается центральным действующим актом шведского законодательства.


Развитие шведского права после издания Закона 1734 г. шло по пути последовательного пересмотра и обновления соответствующих его разделов путем издания актов, по-другому или заново регулирующих тот или иной правовой институт либо целую отрасль права. Некоторые из этих актов настолько не соответствовали систематизации правовых норм в Законе 1734 г., что остались не включенными ни в один из его разделов.

Попытки создания нового свода законов, который заменил бы собой Закон 1734 г., предпринимались лишь в начале XIX в. после конституционных изменений 1809 г., но ни к чему не привели и долгое время не возобновлялись. Ныне ставится вопрос о постепенной замене отдельных его частей (всех без исключения) кодексами вместо создания нового свода законов.

К настоящему времени большинство первоначально изданных норм Закона 1734 г. заменено более поздними законодательными положениями, а все важнейшие отрасли права регулируются либо кодексами, либо крупными актами, изданными в XX в.

Конституционный акт, изданный в 1974 г. под названием "Форма правления", предус-матривает издание наряду с конституционными и обычными законами подзаконных актов, принимаемых правительством в порядке делегированного законодательства (их число ныне существенно превышает число актов, принимаемых риксдагом). Широкими полномочиями на издание подзаконных актов общеобязательного характера пользуются также отдельные мини-стерства и ведомства (в соответствующих сферах управления).

Большую роль в толковании норм действующего шведского законодательства играют материалы подготовки новых кодексов и других крупных законодательных актов: доклады комиссий, готовивших законопроекты, заключения Законодательного совета, состоящего из членов Верховного суда (3) и Верховного административного суда (1), заключения постоянных комиссий риксдага и др.

Одним из источников права в Швеции служит обычай, прежде всего в сфере торгового права (иногда ссылки на обычай включаются в тексты соответствующих договоров). Судебные прецеденты (прежде всего решения верховных судебных органов) также нередко используются в качестве источников права, хотя в шведском законодательстве отсутствуют нормы, придающие каким-либо судебным решениям безоговорочную силу обязательного прецедента.

Большое влияние на развитие шведского законодательства оказывает процесс сближения правовых систем скандинавских государств, начавшийся в 1870-х гг. и особенно усилившийся после создания в 1952 г. Северного совета, куда наряду со Швецией входят Дания, Исландия, Норвегия и Финляндия. В рамках этого процесса комиссии экспертов готовят законопроекты, многие из которых в Швеции уже стали законами, идентичными или весьма близкими законам других скандинавских государств, прежде всего в сфере брачно-семейного, договорного, делик-тного права,

законодательства о компаниях, где сближение правовой регламентации пред-ставляется особенно важным.

Исследования в области права ведутся в Швеции, главным образом, на юридических факультетах университетов в Стокгольме, Гетеборге и Упсале, где в 1620 г. была основана первая в Европе кафедра национального права.


2.1.3 Латиноамериканская система права
Системы права латиноамериканских стран построены в целом по романо-германскому образцу. Уже в период европейской колонизации Южной Америки в странах этого региона начало распространяться европейское право (прежде всего — испанское, португальское). Действующее право этих стран в настоящее время кодифицировано в основном по французской модели. Под нормой права имеется в виду, как и в романо-германской правовой семье, абстрактное общее правило. Основные источники права — закон и подзаконные акты. Заметную роль играют акты делегированного законодательства. Отсутствует прецедентное право. Судебная практика не является источником права. Для национальных систем права Латинской Америки характерен определенный дуализм: в сфере частного права они сходны с системами романо-германского права, а в сфере публичного права они восприняли ряд основных положений конституционного права США. Это обусловлено тем, что по форме правления латиноамериканские страны являются президентскими республиками по американскому образцу.

Рассмотрим правовые системы этого континента на примере двух наиболее крупных стран: Бразилии и Мексики.

Колонизация Бразилии европейцами началась в 1500 г.; до начала XIX в. страна являлась колонией Португалии. В 1822 г. провозглашена независимой империей, в 1889 г. - республикой. В 1964 г. в Бразилии был совершен военный переворот и установлен авторитарный политический режим. Под давлением оппозиции и выступлений народных масс военный режим проделал значительную эволюцию в сторону либерализации; в январе 1985 г. в стране был избран гражданский президент.

По форме государственно-территориального устройства Бразилия - федерация (союз). Она разделена на 26 штатов, федеральный округ, в котором находится столица страны, муни-ципалитеты. Кроме того, в составе федерации находятся три федеральные территории, подчиняющиеся центральной власти.

Действующая Конституция была принята в 1988 г. и является восьмой по счету в истории страны. По форме правления Бразилия - президентская республика. Система разделения властей имеет много общего с моделью США, однако полномочия президента в Бразилии значительно шире. Политический режим - демократический.

Правовая система Бразилии в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ее обособленную латиноамериканскую группу. Наибольшую роль в формировании бразильского права сыграла юридическая культура бывшей метрополии - Португалии, основанная на традициях римского права. Конституционное право во многом следует модели США, уголовное право испытало влияние французского и итальянского образцов, а гражданское было кодифицировано под воздействием германского законодательства.


В колониальный период в Бразилии применялись сборник законов португальских королей - Ордонансы королей Альфонсов III и IV (Ordenaoes Alfoncinas) конца XIV - начала XV вв., Ордонансы Филиппа 1603 г. (Ordenaoes Filipinas), которые так же, как и испанское законо-дательство, заимствовали ряд положений из римского и канонического права.

Формирование собственного национального права заняло весьма длительный период. В 1850 г. был принят Торговый кодекс (ТК) Бразилии, в 1857 г. составлена "Компиляция гражданских законов", в которую также включалось колониальное законодательство. Первый ГК Бразилии был принят только в 1916 г. (вступил в силу с 1 января 1917 г.).

Весьма сильно отставала Бразилия от других стран региона и в конституционно-правовом развитии. Только в 1889 г. здесь была наконец провозглашена республика. В 1888 г. Бразилия, последней из всех "цивилизованных" стран в мире, отменила рабство. Либеральная Конституция 1891 г. установила в Бразилии президентскую форму правления и федеративное устройство.

Серьезные изменения в правовой системе Бразилии произошли с приходом к власти национал-реформистского правительства. В первый период правления президента Варгаса
(1930-1945) в Бразилии впервые было введено современное трудовое и социальное законодательство. Конституция 1934 г. закрепила социальную функцию собственности. Однако глубокие социальные реформы носили не демократический, а авторитарно-полицейский характер.

Рекодификация бразильского права продолжалась на протяжении всего ХХ в. В 1940 г. был принят новый УК Бразилии, в 1941 г. - УПК, в 1973 г. - ГПК. В 1975 г. начаты работы над проектом нового ГК.

Важнейшим этапом в развитии бразильского права стало принятие демократической Конституции 1988 г., подведшей черту под многолетним периодом военно-бюрократических диктатур. Сохранив прежнюю президентскую форму правления, новый Основной закон включил специальный раздел об экономическом и финансовом строе государства. Экономический порядок в стране основывается на труде человека и свободной инициативе с целью обеспечения всем достойного существования в соответствии с социальной справедливостью. Наряду с широким перечнем традиционных прав и свобод личности бразильская Конституция содержит некоторые нововведения. В частности, это касается введения процедуры хабеас дата, согласно которой бразильские граждане и иностранцы, проживающие в стране, могут иметь доступ к информации