Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ



В зависимости от сочетания запретов и дозволений теоретиками государства и права выделяются два основных типа регулирования.

1. Общедозволительное регулирование – тип правового регулирования, в основе которого находится общее дозволение и которое строится по принципу: “дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом”.

2. Запретительное регулирование – тип правового регулирования, основанный на общем запрещении действий стороны общественного отношения.

Регулирование общественных отношений, воплощение предписаний норм права в реальную жизнь сталкивается с множеством препятствий как естественного, так и искусственного характера, которые мешают правовым нормам обрести реальное действие, превратиться из простого набора слов, написанных в законе, в действенный регулятор общественных отношений.

Так, в зависимости от того, поддается препятствующий фактор управлению или нет, их подразделяют на препятствия, поддающиеся управлению (недостатки правоприменения, пробелы в законодательстве, коллизионность и т.д., которые устранимы в процессе управления и поддаются целенаправленной корректировке), и препятствия, не поддающиеся управлению.

К числу последних относятся стихийные бедствия, природные явления, климатические условия и другие факторы, находящиеся вне возможности управления.

Опираясь лишь на один какой-то метод, средство правового регулирования, практически невозможно достичь желаемого состояния общественных отношений. Поэтому в теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах существует понятие механизма правового регулирования, под которым подразумевается единая система правовых средств, обеспечивающая результативное правовое воздействие на общественные отношения.

К основным признакам механизма правового регулирования относятся следующие признаки.

1. Системность правовых средств, входящих в механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования составляет не одно какое-то правовое средство, а несколько, которые в своей совокупности (системе) позволяют наиболее эффективно преодолевать препятствия, мешающие субъектам права удовлетворять свои потребности и интересы.

2. Целенаправленность механизма правового регулирования.

Это главный, содержательный признак,
объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов права.

3. Организованность правовых средств, входящих в механизм правового регулирования.

Система правовых средств, составляющих механизм правового регулирования, подбирается и упорядочивается таким образом, чтобы при минимальном использовании каких-либо правовых регуляторов достичь максимально качественного и эффективного урегулирования общественных отношений, в которые вступают субъекты права.

Кроме того, механизм правового регулирования обладает определенной внутренней структурой, элементами которой выступают:

1) нормы права. Этот элемент механизма правового регулирования устанавливает общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования.

Главное регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил.

Норма права – это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления (модели) правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях;

2) правоотношение – это элемент механизма правового регулирования, при помощи которого осуществляется правовая связь между субъектами права посредством субъективных прав и юридических обязанностей.

Правоотношения позволяют общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превратить в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми последние должны сообразовывать свое поведение;

3) акты реализации юридических прав и обязанностей – это фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц.



Юридические факты представляют собой конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

В целом ряде случаев возникает необходимость в таком дополнительном элементе механизма правового регулирования как правоприменительные акты, которые представляют собой индивидуальные властные решения компетентных органов по конкретным юридическим делам. Необходимость в данном элементе механизма правового регулирования возникает, главным образом, тогда, когда без соответствующих действий (решений) уполномоченных государством органов субъект не может реализовывать предоставленные ему нормами права субъективные право и юридические обязанности (более подробно об этом – в тематическом обзоре юниты 5).

Соответственно, к стадиям процесса правового регулирования относят: 1) действие юриди-ческих норм; 2) возникновение субъективных прав и юридических обязанностей и 3) реализацию прав и обязанностей.

Достаточно сложный и громоздкий процесс правового регулирования направлен на достижение желаемых результатов. Соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью называется эффективностью правового регулирования. От того, в какой степени удалось достичь в процессе правового регулирования намеченных результатов, зависит степень эффективности правового регулирования.



9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА



Вопросы соотношения права и экономики, права и политики являются одними из самых интересных и спорных не только в юридической науке, но и в целом ряде гуманитарных дисциплин.

На протяжении многих лет в научных кругах идет острейшая дискуссия о том, необходимо ли вмешательство права в экономику и если необходимо, то в какой мере, и т.д.

Согласно одному из крайних подходов к правовому вмешательству в экономику, право никоим образом не должно вмешиваться в экономику, экономика должна развиваться по своим внутренним законам. Эта теория получила наибольшее распространение в период конца
XVIII – начала XIX вв. Суть таких взглядов выразил А. де Токвиль, отметивший, что: “Самой большой заботой правительства должна стать забота о том, чтобы приучить народы обходиться без него”. Эти взгляды преобладали в течение всего XIX в. и даже в начале XX века, хотя в последний период выражались уже не столь категорично.

Представители другого подхода придерживались позиции, согласно которой право, наоборот, должно регулировать как можно больший спектр экономических отношений. Эти взгляды стали руководством к действию в Советском государстве, где при помощи механизма правового регулирования (т.е. при помощи права), осуществлялась политика “планирования тысячи мелочей”. Государство вмешивалось во все экономические процессы, пытаясь ими управлять на всех уровнях, начиная от высшего и заканчивая конкретным заводом или совхозом.

Однако плановое хозяйствование далеко не всегда направлялось на удовлетворение потреб-ностей граждан, не было и провозглашенного гармоничного пропорционального роста производи-тельных сил. Воздействие государства охватывало и производство, и обращение, и потребление. Экономическая деятельность государства направлялась не только законом, но и партийными директивами и подзаконными актами. Нормативные акты не допускали эксплуатацию человека человеком, но они фактически содействовали эксплуатации человека государством.

Вышеуказанные подходы содержат весьма спорные положения относительно соотношения права и экономики.

Так, если придерживаться первой точки зрения (согласно которой вмешательство права в экономику не представляется целесообразным), то производственные интересы, различные материальные стимулы могут повлечь ослабление социальной защищенности людей.


В случае если следовать второму подходу (где право занимается всеобъемлющим регулиро-ванием экономической сферы), то, как показала история, вместо нормально функционирующей экономики последняя затухает.

В теоретическом плане многими учеными отстаиваются “промежуточные” взгляды на соотношение экономики и права.

Так, в начале ХХ в. широкое распространение получила либеральная школа, приверженцы которой, в частности, Ф. Хайек, считали, что лучшее средство взаимодействия экономики
и права – обеспечение правовыми средствами нормальной экономической конкуренции. Для того чтобы конкуренция приносила пользу, необходимы тщательно продуманные юридические рамки, а в отдельных случаях и определенные правительственные мероприятия. Вместе с тем, всякая попытка контролировать цены или количество того или иного товара отнимает у конкуренции способность эффективно координировать индивидуальные усилия. Государству следует ограничиться установлением правил, применимых к широкому многообразию ситуаций, и предоставлять индивидууму свободу во всем, что зависит от локальных обстоятельств.

На сегодняшний день рядом российских правоведов, в частности, В.В. Лазаревым, разрабо-таны и сформулированы некоторые направления в использовании правовой формы для обеспечения движения к рынку и устремления к праву и правовому государству.

1. Установление целей экономического развития. Делать это можно по-разному. Более уместен такой подход: не расписывать в законодательном порядке все цели, а дать возможность поступать гражданам и их объединениям в соответствии с принципом “что не запрещено, то дозволено”. Запреты устанавливаются на цели, которые по своей природе или по средствам достижения антигуманны.

2. Определение круга субъектов рыночных отношений. Речь идет о необходимости вывести из-под неоправданного покровительства закона строго ограниченные категории лиц, вполне определенные организации и предприятия.

Особого внимания заслуживает вопрос об участии в предпринимательской и коммерческой деятельности служащих государственного аппарата, работников правоохранительных органов и депутатов.

3. Запрещение и вытеснение юстицией порочных средств ведения хозяйства и коммерции. Не только всеми признанные преступные формы и виды деятельности должны исключаться из рыночной жизни, но и, казалось бы, правомерные. Так,