Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
Вместе с тем, сторонники и узконормативного, и широкого подходов к правопониманию сходятся в том, что определение права в качестве основного, центрального элемента включает в себя определенную совокупность норм, установленных, либо санкционированных и охраняемых государством.
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.
В данном определении право раскрывается через совокупность своих основных, наиболее значимых признаков, к числу которых относятся следующие.
1. Нормативность права. Право имеет нормативный характер (т.е. состоит из определенной совокупности норм), что роднит его с иными видами регулирования общественных отношений – моралью, религией, обычаями, традициями и т.д.
Нормы права так же, как нормы религии, политики, экономики, морали содержат в себе определенные правила человеческого поведения в той или иной жизненной ситуации. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в общезначимости правовых норм, их обеспеченности государством (государственным принуждением), особой процедуре установления (санкционирования) правовых предписаний и т.д.
2. Системностьправа. Право – это, прежде всего, система юридических норм.
Под понятием “система” можно понимать совокупность каких-либо элементов, при опреде-ленном расположении (упорядочивании) которых, объединении в одно целое возможно появление нового предмета, обладающего свойствами, не присущими отдельным элементам системы. Так, некоторое количество деталей, собранных вместе и расположенных в определенной последо-вательности, составляют систему – велосипед; несколько ягод, объединенных в соответствующем порядке, составляют систему – виноградную гроздь и т.д.
Применительно к праву вышеизложенное относится в том смысле, что несколько юридических норм, объединенных в единое целое, тоже составляют систему (именуемую правом), которая регулирует определенную часть общественных отношений.
Причем применение отдельно взятой юридической нормы при отсутствии системы других юридических норм в некоторых случаях практически невозможно, так как может вызвать ситуацию произвола, бесправия.
3. Формальная определенность
права. Правом являются только те нормы, которые устанав-ливаются государством в официальных актах (законах, постановлениях, указах и т.д.).
Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм, так как некоторые социальные нормы не содержаться в письменных документах.
4. Интеллектуально-волевой характерправа. Право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении. Все иные социальные нормы отражают волевые интересы только определенных групп или образований людей, находящихся на территории данного государства.
5. Возможность государственного принуждения. К нарушителям требований норм права могут применяться меры юридической ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной). Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается.
Под сущностью права, как правило, понимают выраженную в его предписаниях волю или большинства людей (общую волю), или определенной группы людей (классовую волю).
Независимо от того, кто является источником этой воли (общество в целом или определенный класс, социальная группа), воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью. В этом смысле воля приобретает государственное выражение, является результатом согласования или группы лиц, стоящих у верхушки государственной власти, или участников регулируемых отношений (и в силу этого выступает именно общей волей, которая в той или иной мере приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права).
Сущность права, в зависимости от того, чьи интересы право обслуживает (кто определяет, какие отношения будут урегулированы правом, а какие – нет), можно рассматривать исходя из классового подхода, в рамках которого сущностью права является возведенная в закон государственная воля, и общесоциального подхода, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. В общесоциальном подходе право предстает как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и политического плюрализма. Если государство олицетворяет собой силу, то право олицетворяет собой волю общественных сил.
В содержании права следует различать конкретно-историческое содержание права и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным, обслуживает разные общества в их тысячелетнем развитии.
Логическое содержание права подтверждает, “что, как бы по смыслу ни разнились правила поведения (нормы), в каких бы областях они не действовали, речь идет об одном – о применении равного масштаба (меры) к неравным людям”.
6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА
В юридической науке принципами права называются руководящие, основополагающие начала, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
Принципы права играют роль ориентиров, выступая в качестве руководящих идей, определяют пути совершенствования как правовых норм, так и правового регулирования общественных отношений. Выступают связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Виды правовых принципов. Общие правовые принципы – это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора общественных отношений.
Этот вид принципов распространяется на все правовые идеи, правовые нормы и правовые отношения, существующие на данном этапе общественного развития, и с одинаковой силой действует во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.
Общие принципы права подразделяются, в свою очередь, на принципы-нормы, т.е. принципы, прямо закрепленные в действующем законодательстве, и принципы, выводимые из норм.
Так, содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить такие принципы (принципы-нормы) права как демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие, сочетание убеждения и принуждения и др.
Принцип демократизма означает принадлежность всей власти народу. Согласно ст. 3 Консти-туции РФ: “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”. Суверенная воля народа обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства. Принцип демократизма выражается в законодательном закрепле-нии возможностей широких слоев населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных правовых актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих