Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Правовая система включает в себя и иные крупные блоки, например, блок внутригосу-дарственного (национального) права и блок общепризнанных принципов и норм международного права.
Международное право представляет собой систему юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимное общение.
Институты международного права возникли еще в древности, и уже тогда сложился основной принцип их формирования – путем согласования волеизъявлений участников межгосударственного общения.
Международное право не входит в систему внутригосударственного права, поскольку устанавливается не отдельным государством, а соглашением двух или нескольких государств, оно занимает как бы “наднациональное” положение. Вместе с тем международное право и внутреннее право тесно связаны между собой, поскольку общепризнанные принципы и нормы между-народного права все больше и больше внедряются во внутригосударственные системы права и при этом имеют приоритетное значение. Так, в Конституции Российской Федерации закреплено: “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора” (ч. 4 ст. 15). Кроме того, конституции ряда стран, в том числе и России, содержат норму, в соответствии с которой каждый имеет право обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если истцом исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. При этом вступают в действие нормы международного процессуального права.
Международное право делится на международное публичное право,которое регулирует отношения между государствами, а также международными организациями, и международное частное право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных физических или юридических лиц.
8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права
8.1 Понятие формы (источника) права
Право представляет собой модель социальной организации, то есть модель того, как должна быть организована жизнь общества. Само по себе право объективно, но не материально.
Для того чтобы стать реальностью и выполнять присущие ему функции, право нуждается во внешнем выражении (объективировании).
Внешне выраженное право в доктрине может называться по-разному: источники права или формы права. Чаще всего эти понятия употребляются как синонимы: форма (источник) права.
Одной из причин неоднозначности понятий «форма» и «источник» права, является отсутствие точно определенных общепринятых формулировок этих понятий.
В одном только толковом словаре Вебстера содержится около 20 различных смысловых значений и оттенков понятий «форма». Форма может толковаться и как «выражение внутренней связи и способа организации …», и как «внешнее выражение какого-либо содержания», и т.д.
Слово «источник», если исходить из его общепринятого значения, но применительно к правовым явлениям, может означать:
– во-первых, источник в материальном смысле, то есть условия жизни общества и материальные потребности людей;
– во-вторых, источник в идеологическом смысле, то есть такие факторы, влияющие на право, как доктрина, общечеловеческая мораль, правосознание и воля народа и так далее;
– в-третьих, источник в формально-юридическом смысле, то есть как способ внешнего выражения и закрепления юридических норм.
Обозначенная ситуация позволила профессору С.Ф. Кечекьяну в 1946 году высказаться, что, источник права принадлежит к числу наиболее неясных в теории права, т.к. не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является сам смысл, в котором употребляют слова «источник права» и «форма права». По его мнению, понятие «источник права» – это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением.
О малопригодности ввиду своей многозначности понятий «источник права» и «форма права» говорили многие ученые, однако понятия прижились и используются в правовой доктрине.
Г.Ф. Шершеневич, например, считает, что различные формы, в которых выражается право, носят издавна название источников права.
Мы не будем делать принципиального различия и заострять внимание на нюансах, связанных с толкованием терминов «форма права» и «источник права». Данные словосочетания будут использоваться нами в качестве синонимов.
Итак, форма (источник) права – это способ объективирования государством (выражения вовне) норм права.
Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность и общеизвестность.
Обязательность означает непререкаемость правовых установок, беспрекословность их осуществления всеми субъектами права, попавшими в сферу действия источника права.
Формальная определенность означает конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их вовне с указанием на соответствующие права, обязанности и последствия невыполнения.
Общеизвестность – качественный признак форм права, связанный с информированием о правилах поведения, сфере и пределах их действия. Этому служит установленный порядок обнародования норм права, доведения до адресатов их смысла. Источники права должны оформляться понятным и доступным языком.
В настоящее время известно большое количество источников права. Самыми важными и наиболее известными из них являются нормативный правовой акт, юридический прецедент, правовой обычай, нормативный договор.
Анализ правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них существуют достаточно разнообразные источники (формы) права. Государство само решает, что именно воспринимать в качестве источника права. И естественно, что не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.
В конкретной правовой системе обычно признается несколько источников права. Однако их значение в каждый данный момент может быть неодинаковым.
В отдельном государстве источники права могут меняться в зависимости от исторических этапов, специфических черт правовой системы, правовой семьи, в которую входит данная система, даже от особенностей конкретной отрасли права, если вопрос стоит об отраслевых источниках.
Так, например, для римского права важнейшими источниками были деловые обыкновения – правила, вырабатываемые в процессе практической деятельности консулов, преторов и других должностных лиц. А для стран романо-германской правовой семьи долгое время характерным источником права считалась правовая доктрина, а сейчас – нормативно-правовой акт.
В ходе исторического процесса изменяются не только представления об источниках права, но и их виды.
Некоторые виды источников права сохранились с древнейших времен, претерпев значительную эволюцию. К таковым можно отнести нормативно-правовой акт, юридический прецедент, правовой обычай. Другие источники права со временем утратили свое значение и остались в лучшем случае памятниками истории, как, например, труды римских юристов, таких как Ульпиан, Цицерон.
8.2 Виды форм (источников) права
8.2.1 Нормативный правовой акт как источник права
Нормативный правовой акт – это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа (в порядке референдума) по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера.
Термин “акт” в юриспруденции используется двояко: как акт поведения (действие или бездействие) и как акт-документ (носитель информации).
Именно во втором смысловом значении употребляется данный термин в понятии “нормативный правовой акт”.
Выделим особенности этого источника права. Во-первых, это акт нормативного характера. То есть это документ, содержащий определенные нормативы (предписания). Именно этим нормативный правовой акт отличается от акта применения права или акта толкования права.
Во-вторых, это правовой акт. То есть содержит он не любые нормы, существующие в обществе, а именно нормы права. Этим нормативный правовой акт отличается от акта нормативного содержания, но не являющегося правовым. Такими актами нормативного характера, не содержащими норм права, являются, например, инструкции по использованию бытовых приборов или электротехники.
В-третьих, это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Круг субъектов правотворчества узок. Нормативные правовые акты принимаются по строго определенной процедуре, степень сложности которой зависит от юридической силы будущего нормативного правового акта.
В-четвертых, нормативные правовые акты обладают общеобязательностью. То есть они рассчитаны не на заранее определенный круг субъектов правоотношений, а на любого и каждого, кто попадает в сферу действия нормативного правового акта. Это качество отличает нормативный правовой акт от индивидуального правового акта, рассчитанного на конкретный случай и на конкретное лицо, например, акт о назначении пенсии.
В-пятых, нормативный правовой акт оформляется в виде официального письменного государственного документа. Перечень необходимых атрибутов нормативного правового акта жестко установлен: название акта; наименование органа, принявшего акт; время его вступления в законную силу и так далее.