Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
Ко второй группе нормативных правовых актов Российской Федерации относятся подзаконные нормативные правовые акты.
Подзаконные нормативные правовые акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, региональные, ведомственные, местные, внутриорганизационные.
1. Общие подзаконные акты. Это нормативные правовые акты общей компетенции, дейст-вие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы жизни. К общим подзаконным актам относятся нормативные указы Президента Российской Федерации и нормативные постановления Правительства России.
Нормативные указы Президента России. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой, но не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Пре-зидентские указы регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением. Например, указы Президента от 26 мая 2009 года «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации», от 12 мая 2009 года «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и др.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Президенту России дано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах, которые также будут являться нормативными правовыми актами.
Постановления Правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами Президента и призванные в необходимых случаях урегулировать содержательные вопросы государственного управления экономикой
, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т.д.
Правительство Российской Федерации издает такие виды нормативных правовых актов, как постановления. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть они являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным социально-экономическим и культурным вопросам. Примером могут служить постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2009 года «Об установлении государственных квот на наркотические средства и психотропные вещества», от 15 июня 2009 года «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».
Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законам Российской Федерации, указам Президента, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
2. Региональные подзаконные акты издают органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это постановления высших законодательных органов государственной власти субъектов РФ (Законодательное собрание, Дума, Совет и т.п.), норма-тивные акты высших должностных лиц субъектов РФ (Президент, губернатор, глава), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (Совет министров, Правительство, администрация) и их подразделений (министерств, департаментов, комитетов и т.д.). Действие региональных подзаконных актов ограничивается территорией конкретного субъекта РФ. Они принимаются по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Они не должны противоречить федеральному законодательству. Эти акты не могут затрагивать вопросы, относящиеся к исключительному ведению РФ.
3. Ведомственные нормативные правовые акты (приказы, инструкции). Это норматив-ные правовые акты, регулирующие внутриведомственные отношения и распространяющиеся лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные и другие). Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых федераль-ными органами исполнительной власти – министерствами и другими ведомствами. Как правило, они издают приказы, инструкции и положения. Из них нормативными обычно являются инструкции и положения, реже – приказы (например, инструкция МВД России «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»). Ведомственные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и должны быть опубликованы в официальном печатном органе (“Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти”), после чего они вступают в силу.
Акты министерств и иных ведомств Российской Федерации, противоречащие вышестоящим актам, могут быть отменены Правительством России.
4. Местные подзаконные нормативные правовые акты. Это нормативные правовые акты органов представительной и исполнительной власти местного самоуправления. Такие акты распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории муниципального образования (района, города, поселка, села). Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэра, префекта, главы района по самым различным вопросам местного характера (строительство дорог, детских площадок и т.п.).
5. Внутриорганизационные подзаконные нормативные правовые акты (локальные). Это такие нормативные правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Их действие распространяется только на членов данного ограниченного коллектива людей и касается, в частности, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями.
Таким образом, система нормативных правовых актов Российской Федерации неоднородна. Это объясняется особенностями федеративной формы территориального устройства, многовековыми традициями отдельных регионов, местными и другими факторами. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в Российской Федерации решает закон, обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль.
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОК-1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
Этап формирования ОК-1. Изучить содержание и основные типы правопонимания в отечественной юриспруденции и осознать социальную значимость своей будущей профессии как носителя профессионального правового сознания
Задание 1 Определите понятие «содержание правоотношения» и назовите основные дискуссионные точки зрения ученых-юристов по данному вопросу
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 2 Определите понятие «юридический факт» и покажите его значение, как предпосылки возникновения, изменения и прекращения правовых отношений
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ОК-9. Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
Этап формирования ОК-9. Приобретение глубоких знаний теории государства и права, которая позволяют юристу сформировать у него научное юридическое мировоззрение и методологическую грамотность для сравнительно-правового исследования внутринацио-нальных и международных политико-правовых процессов
Задание 1 Определите основу и критерии разграничения частного и публичного права
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 2 Определите соотношение и взаимосвязь внутригосударственного и международ-ного права
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 3 Определите сферы регулирования правовых отношений международного публичного и международного частного права
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ОК-4. Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
Этап формирования ОК-4. Повторить правила определения и деления понятий (см. «Формальная логика») и методологически грамотно выполнять эти логические процедуры при определении и делении содержания основных юридических категорий при изучении теории государства и права
Задание 1 Определите понятие «норма права» и назовите важнейшие основания для деления этого понятия на виды
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 2 Определите правовую основу выделения отраслей права в российской системе права
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ПК-6. Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
Этап формирования ПК-6. Изучить содержание и взаимосвязь основных соотносительных категорий теории государства и права и на этой основе вырабатывать навыки методологически правильно анализировать взаимосвязи правовых образований и процессов в обществе и государстве