Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
Правоотношения имеют сложный состав. Их элементами являются:
– субъекты;
– субъективные юридические права и обязанности;
– фактическое правомерное поведение;
– объекты правоотношений.
Совокупность этих элементов называют составом правоотношения.
5.2 Содержание правоотношений
В теории права вопрос о содержании правоотношений является дискуссионным. Существует множество различных точек зрения по этому поводу.
Наиболее распространенным является мнение, что содержание правоотношения образуют субъективные права и юридические обязанности.
Субъективное право – это гарантируемые законом вид и мера возможного (должного) поведения лица для достижения конкретного материального и нематериального блага, обеспеченная юридическими обязанностями других участников данного правоотношения.
Субъективное право включает в себя следующие правомочия:
– возможность совершать определенные действия самому (правомочие);
– возможность требовать совершения определенных действий от другого (правотребование);
– возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью;
– возможность обратиться за защитой к органам государства и прибегнуть к государ-ственному принуждению в случае неисполнения другой стороной своей обязанности (правопритязание).
По существу, субъективное право – это средство удовлетворения собственных интересов путем совершения определенных действий, требований и притязаний.
Юридическая обязанность – это возлагаемая на участника правоотношения должная форма поведения обязанного лица, предусмотренная нормами права и обеспеченная государственным принуждением.
Структура юридической обязанности включает в себя следующие элементы:
– необходимость совершать определенные действия – активная обязанность;
– необходимость воздерживаться от совершения определенных действий – пассивная обязан-ность;
– необходимость нести юридическую ответственность в случае неправомерного поведения – негативная обязанность.
По своей сути юридическая обязанность – это средство удовлетворения чужих интересов путем совершения необходимых действий; воздержания от определенных действий и претерпевания негативных санкций.
Различия между субъективным правом и юридической обязанностью заключаются в следующем:
– если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридиче-ская обязанность – чужие интересы (управомоченного лица);
– если субъективное право – мера возможного поведения, то юридическая ответственность – мера необходимого поведения.
Вместе с тем субъективные права и юридические обязанности находятся в неразрывной связи между собой: возникновение субъективного права у одного лица неизбежно порождает юридическую обязанность у другого лица, и наоборот. Предоставляя кому-либо субъективное право, юридические нормы предписывают другому лицу (лицам) требование обеспечить своим поведением его осуществление.
Как уже упоминалось, это наиболее распространенное мнение о содержании правоотношений. Однако существуют и другие точки зрения. Так, В.Н. Щеглов, Л.С. Янич и др. считают, что субъективные юридические права и обязанности являются формой правоотношения, а его содержанием является фактическое правомерное поведение субъектов. При этом они исходят из того, что форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание (поведение), формирует его, а содержание определяет форму через изменение юридических норм путем правотворческой деятельности.
С.А. Алексеев субъективные юридические права и обязанности называет юридическим содер-жанием правоотношения, а фактическое правомерное поведение субъектов – материальным содержанием правоотношения. Данное мнение критикуют с философской точки зрения: в одном и том же объекте нельзя выделять два содержания.
О.А. Красавчиков, Б.Л. Назаров и др. считают, что содержанием правоотношения является общественное отношение, урегулированное нормами права. При этом оно находится за пределами своей формы – правоотношения, т.е. является внешним содержанием. Тем самым авторы не дают ответа на вопрос, что же является внутренним содержанием правоотношения.
5.3 Субъекты правоотношения
Лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права. Субъекты права – это потенциальные участники правоотношений, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей.
Для того чтобы субъект права превратился в участника правоотношения, должны появиться определенные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму, которая, в свою очередь, возлагает на
данных субъектов юридические права и обязанности, делая их тем самым субъектами правоотношения.
Таким образом, субъекты правоотношений – это субъекты права, которые обладают конкретными субъективными правами и юридическими обязанностями.
Любой субъект правоотношения – это всегда субъект права, но не всякий субъект права – участник того или иного конкретного правоотношения.
В каждом правоотношении участвует как минимум два субъекта. Участник правоотношения, которому принадлежит право, является управомоченным, а лицо, на котором лежит определенная обязанность – обязанным субъектом.
Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: государство; физические лица; юридические лица; организации, не являющиеся юридическими лицами.
Государство как субъект правоотношений имеет ряд особенностей: государство обладает властными полномочиями и обладает суверенитетом. Это означает, что оно не зависит от других субъектов права, устанавливает статус всех участников правоотношений и выступает как субъект международных отношений. Государство вступает также: в конституционно-правовые отношения с субъектами Федерации; в гражданско-правовые – по поводу федеральной государственной собственности и т.д.
Физические лица – это граждане, лица без гражданства, иностранцы и лица с двойным гражданством.
Граждане являются субъектами различных правоотношений. Однако их участие зависит от характера общественных отношений. Так, не могут быть субъектами правоотношений, связанных с пенсионным обеспечением, лица, не достигшие пенсионного возраста или не имеющие права на пенсию до его достижения и т.п.
Иностранцы и лица без гражданства могут вступать в те же отношения, что и граждане, за рядом исключений. Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации, они не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти, занимать определенные должности, служить в Вооруженных Силах и т.п.
Лица с двойным гражданством выступают равноправными субъектами правоотношений в государствах, гражданами которых они являются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Например, лицо с двойным гражданством не может стать Президентом Российской Федерации или США.
Юридические лица – это предприятия, организации, учреждения, характеризующиеся следующими признаками:
– имеют организационное единство;
– имеют обособленное имущество и свой расчетный счет в банке;
– могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущест-венные права;
– несут самостоятельную имущественную ответственность;
– могут быть истцами и ответчиками в суде.
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли (коммерческие организации) либо не имеющие цели извлечения прибыли (некоммерческие организации).
К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.
К некоммерческим организациям относятся общественные и религиозные организации, объединения, которые финансируются собственником учреждений, благотворительными и иными фондами и т.п.
Для того чтобы стать участниками правоотношений, названные субъекты должны обладать совокупностью установленных нормами качеств, дающей им возможность быть носителями юридических прав и обязанностей, - т.е. правосубъектностью.
Правосубъектность имеет две стороны: общественную и юридическую. Общественная сторона правосубъектности выражается в том, что признаки субъектов права законодатель не может избирать произвольно – они диктуются самой жизнью, потребностями и закономерностями общественного развития. Юридическая сторона состоит в том, что признаки субъектов права обязательно должны быть закреплены в юридических нормах.
В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.
Правоспособность – это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности. Правоспособность физических лиц не зависит от возраста и состояния психики, она возникает в момент рождения и прекращается смертью.
Под содержанием правоспособности понимаются реальные правовые возможности, которыми располагают субъекты правоотношений. Например, граждане могут иметь имущество на праве собственности; заниматься предпринимательской и любой иной деятельностью, не запрещенной законом; совершать любые, не противоречащие закону сделки; избирать место жительства; иметь авторские и изобретательские права и т.д.
Правоспособность государственных, коммерческих, общественных организаций возникает в момент их образования.