Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
– общественно-опасные деяния – действия, которые причиняют общественный вред, но не имеют осознанно-волевого характера и в силу этого не считаются правонарушениями. К таковым закон относит действия невменяемых и малолетних.
По целевой направленностиюридические факты делятся на:
– юридические поступки– это действия, которые совершаются без намерения вызвать правовые последствия, однако права и обязанности возникают в силу закона. К ним относятся находка чужого имущества, создание произведения искусства и т.д.;
– сделки – правомерные действия, направленные на возникновение, изменение либо прекра-щение прав и обязанностей. Типичными сделками являются гражданско-правовые договоры;
– юридическиеакты– решения государственных органов, направленные на возникновение, изменение либо прекращение правоотношений (решения суда, органов расследования, административных и других юрисдикционных органов).
По характеру воздействияразличают:
– позитивные факты – обстоятельства, которые способствуют возникновению правоотно-шений. Так, для вступления в брак требуются достижение брачного возраста, согласие и добровольность;
– негативные факты – обстоятельства, которые препятствуют возникновению правоотноше-ний. При заключении брака такими обстоятельствами являются близкое родство, нахождение в другом браке и т.п.
Нередко для возникновения правоотношения необходим не один юридический факт, а их совокупность, т.е. фактический состав. Например, для получения пенсии по старости требуется наличие таких фактов, как достижение пенсионного возраста, определенный трудовой стаж, решение о назначении пенсии.
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
В ряде случаев роль юридических фактов играют презумпции (в переводе с латинского – предположение, основанное на вероятности) и фикции.
Юридические презумпции – это предположения о наличии обстоятельств, имеющих силу юридических фактов.
Потребность юридической практики в презумпциях вызывается невозможностью в определенных случаях доказать наличие обстоятельств, от которых зависит существование правоотношений.
Презумпции можно классифицировать по следующим основаниям.
По форме существованияразличают:
– легальные презумпции – предположения, которые закреплены нормами права. Например, отцом ребенка признается лицо, состоящее в браке с матерью ребенка;
– фактические презумпции – предположения, основанные на разумных основаниях и житей-ском опыте. Например, положение, согласно которому при отсутствии доказательств необычные факты признаются несуществующими.
По сфере действияпрезумпции делятся на:
– общеправовые, которые действуют во всех отраслях права (презумпция знания закона);
– отраслевые– выполняют роль юридических фактов в пределах одной отрасли (презумпция невиновности в уголовно-процессуальном праве).
По юридическойсиле различают:
– опровергаемые презумпции – положения, которые допустимо оспаривать (например пре-зумпция отцовства);
– неопровергаемые презумпции– положения, которые являются принципами права (пре-зумпция невиновности).
Преюдиции представляют собой юридические предписания о наличии или отсутствии определенных фактов. К примеру, приюдиционными являются такие юридические факты, которые судебный орган в установленном законом порядке установил, проверил и закрепил в соответствующем акте, после чего они считаются истинными и не требуют новой проверки.
6.3 Юридические фикции
Юридические фикции – это заведомо неистинные положения, которые вносят опреде-ленность в правовое положение лица и тем самым способствуют реализации норм права.
Теория права относит юридические фикции к особым средствам, которые используются для обеспечения формальной определенности права. Они упрощают правовые отношения и способствуют установлению справедливости.
В Российском праве юридические фикции закреплены в законе. Так, в соответствии с нормами уголовного права гражданин считается несудимым, если судимость в установленном законом порядке снята или погашена. Такие фикции называются легальными.
Французские правоведы наряду с легальными выделяют фактические фикции. К ним относят, например, положение о том, что незнание закона не освобождает от ответственности, поскольку знание огромного числа законов является фикцией даже для юристов.
Правовые фикции по существу являются неопровержимыми доказательствами, которые позволяют избежать неопределенности в сложных ситуациях.
7 реализация нормы права, ее формы
Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей – объект правового регулирования. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая нормы права. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индиви-дуальными интересами граждан государства. Реализация норм права есть фактическое претворение предписаний юридических норм в действиях различных субъектов права.
Народ, с одной стороны, и государство, с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. Отсюда проблема реализации права имеет две стороны и может быть рассмотрена по двум направлениям: следование праву органов государства и должностных лиц; осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений.
Со стороны осуществления права в поступках граждан различаются следующие формы реализации права: осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение запретов и применение норм права
(особая форма их реализации).
1. Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.
2. Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций, их органов. Например, обязанность поставщика в установленный срок поставить заказчику продукцию. Особенность этой формы реализации заключается в том, что субъекты должны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами права.
3. Использование права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие за гражданами право участвовать в выборах представительных органов государственной власти; право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другие.
4. Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.
При рассмотрении реализации права с другой стороны – следование праву органов государства и должностных лиц – исходной формой реализации является законотворчество. Принятие правовых законов, формулирование в законах правовых предписаний – самое трудное и самое благородное дело законодателей. Тем самым они реализуют содержащиеся в общественных отношениях объективные по обстоятельствам и естественные по условиям места и времени требования, вытекающие из самой природы вещей.
По причине нечеткости формулировки законов и отсутствия необходимых норм в подзаконных актах конкретизацией права занимаются также высшие судебные инстанции. По общему правилу основной формой реализации права судьями и другими должностными лицами государства считается применение правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных правовых актах.
Своего рода формой реализации права является толкование нормативных актов должност-ными лицами и гражданами.
Акты толкования к закону ничего не добавляют, но они реализуют свободу субъектов социального общения на интерпретацию воли, выраженной в нормативных актах.
Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной сторон. С объективной стороны она представляет собой совершенствование определенными средствами в известной последовательности, в сроки и в месте предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Он может быть заинтересованным в реализации права, осуществлять правовые предписания из сознания общественного долга или страха неблагоприятных последствий, но главное в этом процессе – скрупулезное следование образу действий, условиям места и времени их совершения. Реализация не состоится, если какое-либо одно из обязательных условий будет нарушено.
Конечным результатом реализации права будет достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий.