Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2099
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
3.2 Виды юридической ответственности
По методам воздействия различают два вида юридической ответственности, каждый из которых соответствует характеру правонарушения и содержанию санкций за его совершение. Штрафная, карательная ответственность применяется за преступления либо за административные или дисциплинарные проступки. Она осуществляется только в процессуальной форме и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями. Уголовная ответственность применяется судом за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения. Порядок ее осуществления регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством.
Наиболее распространена классификация юридической ответственности по отраслевой принадлежности. Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения (таблица 1).
Таблица 1. Классификация юридической ответственности по отраслевой принадлежности
Вид ответственности | Основание ответственности | Основная мера наказания |
Конституционная | Невыполнение ответственными дол-жностными лицами государства ре-шений Конституционного Суда РФ | Четко неопределенны |
Дисциплинарная | Нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины | Выговор; замечание; увольнение с работы |
Административная | Правонарушения, предусмотренные нормами законодательства об адми-нистративных правонарушениях | Штраф, лишение права заниматься определенным видом деятель-ности; административный арест |
Материальная | Неправомерные действия в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей | Возмещение имущественного вре-да |
Гражданско-правовая | Нарушение имущественных и лич-ных неимущественных прав граждан и организаций | Возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями граж-данского права |
Уголовная | Совершение деяния, содержащего все признаки преступления, преду-смотренного Уголовным кодексом | Наказание с отбыванием в местах лишения свободы; наказание без отбывания в местах лишения сво-боды; обвинительный приговор с освобождением от наказания; при-нудительные меры медицинского и восстановительного характера |
Конституционная ответственность как самостоятельный вид ответственности существует лишь как концепция, реализация данного вида ответственности осуществляется за невыполнение решений Конституционного Суда.
Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Выделяются три вида такой ответственности: а) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка; б) в порядке подчиненности; в) в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых сферах (обороны, внутренних дел, воздушного транспорта и др.). До наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины. Основными мерами являются выговор, замечание, увольнение с работы.
Конституционная ответственность в тексте Конституции РФ неопределенна, но может быть предусмотрена в решениях Конституционного Суда РФ, по результатам рассмотрения им дел, касающихся духа и смысла норм Конституции РФ, так как защита норм Конституции возложена ею на Конституционный Суд.
Административная ответственность применяется за правонарушения, которые преду-смотрены нормами законодательства об административных правонарушениях, направленными на обеспечение законности и защиты правопорядка. Этот вид юридической ответственности носит публичный характер, т.е. субъектом привлечения к административной ответственности выступает государство. Производство по делу начинается с составления протокола об административном правонарушении. За административные правонарушения законодательством предусмотрена административная ответственность. Это, прежде всего, штраф, лишение специального права (например, права управления транспортными средствами), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток) и др. Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.
Материальная ответственность выражается в возмещении имущественного вреда, нане-сенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей.
Гражданско-правовая ответственность
вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом ее наступления будет возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями гражданского права. Эта ответственность носит компенсационный характер. Ее цель – восстановление нарушенных прав, исполнение невыпол-ненной обязанности, возмещение вреда и др.
Уголовная ответственность характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия и применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Уголовная ответственность так же, как и административная, носит публичный характер, но, кроме того, она всегда носит и личный характер.
Уголовная ответственность – наиболее “жестокая” репрессивная разновидность юридической ответственности. Уголовная ответственность – негативная оценка со стороны государства деяния и лица, его совершившего. Уголовная ответственность связана с фактами совершения преступле-ния. Именно с этого момента начинается течение уголовной ответственности и возникает специ-фическое правовое отношение между виновным и государством, осуществляющим правосудие.
По содержанию это правонарушение воплощается со стороны государства в праве применить к лицу, совершившему преступление, норму уголовного закона и в обязанности проводить расследование, квалифицировать преступление и назначить наказание строго в рамках закона.
У виновного в преступлении, с одной стороны, возникает обязанность нести ответственность и претерпеть правоограничение за совершенное преступление, а с другой – право требовать юридической оценки совершенного им общественно-опасного деяния и назначения наказания в строгом соответствии с законом.
Новое уголовное законодательство впервые в статье 8 УК РФ определило основания уголовной ответственности: “основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим кодексом”.
Законодательное закрепление состава преступления в качестве единственного основания уголовной ответственности является значительным шагом вперед в деле соблюдения законных интересов личности, поскольку означает, что:
1) уголовной ответственности и наказанию может быть подвергнуто только лицо, совер-шившее общественно-опасное деяние (а не имеющее иной, чем другие лица, образ мыслей);
2) это деяние должно быть четко указано в особенной части УК (т.е. исключено применение закона по аналогии);
3) любое лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности (т.е. все граждане равны перед законом).
Уголовная ответственность может быть реализована в следующих формах: а) наказание с отбыванием в местах лишения свободы; б) наказание без отбывания в местах лишения свободы;
в) вынесение обвинительного приговора с освобождением от наказания; г) применение принудительных мер медицинского и восстановительного характера.
Хотя уголовная ответственность чаще всего проявляется в наказании, следует иметь в виду, что это самостоятельные правовые институты, так как понятие уголовной ответственности шире понятия наказания и включает его в себя; уголовная ответственность возможна и без наказания. Наказание не существует вне рамок уголовной ответственности. Отбытие наказания по приговору суда не означает прекращение течения уголовной ответственности и снятия всех правоограни-чений. Уголовно правовые последствия отпадают только после погашения или снятия судимости.
4 ЗАКОННОСТЬ
4.1 Понятие законности
Законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.
Проявление законности “вплетается” в процессы происхождения права и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью, но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности не будет речи. Но очень часто в истории государств случалось так, что издавалось много законов, а законности, по сути, не было.
Требование соблюдать изданные государством законы сформировалось давно. Еще римские юристы говорили о безусловной необходимости соблюдать законы: “закон суров, но это закон”. Система римского права явилась юридической базой законности в сфере регулирования имущественных отношений, которая впоследствии реформировалась в более цивилизованные формы, постепенно наполнявшиеся реальным равенством перед законом всех участников общественных отношений.
Большинство существующих определений законности рассматривают ее как:
– соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений;
– принцип или требование такого соблюдения;
– метод государственного руководства обществом, основанный на всеобщем соблюдении пра-вовых предписаний;
– режим общественной жизни, базирующийся на таком соблюдении, исполнении.
Все указанные толкования понятия отражают реальные, но различные стороны этого многогранного социального явления и не противоречат друг другу. Законность выступает, прежде всего, как соответствие нормам права различных явлений и процессов. Именно это соответствие и является наиболее глубинным свойством законности, ее сущностью. Поскольку же чаще всего