Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
– акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них под-законным нормативным актам и актам правоприменения.
Важно, что каждое из этих требований может быть развернуто в совокупность конкретных правовых предписаний, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста:
– законы должны соответствовать Конституции;
– законы республик, входящих в Федерацию, должны соответствовать законам Федерации в части, отнесенной к компетентности Федерации и т.п.
Все это не только позволяет осмыслить содержание законности через ее принципы и требова-ния, их соотношение и взаимосвязь, но и дает возможность рассматривать эти принципы и требо-вания в качестве программы действий по укреплению законности, определить полный перечень таких требований и выразить их посредством конкретизации в законах и других нормативных актах.
4.3 Пределы действия законности
Границы действия законности определяются пределами правового регулирования общест-венных отношений, а те, в свою очередь, – пределами государственной деятельности. Выделяют две границы такого рода: верхнюю, которая определяет саму возможность соответствующего вмешательства, и нижнюю, связанную с его необходимостью, целесообразностью.
Пределы возможности вмешательства государства в общественные отношения зависят от ряда обстоятельств, определяющих границы государственного вмешательства в общественные отношения. Прежде всего, от законов природы: никакое воздействие государства, в том числе правовое, не способно их преодолеть, хотя такие попытки имели место. Примером могут служить судебные процессы над противниками геоцентрической системы мира, над сторонниками “формальной генетики”.
Граница возможного определяется закономерностями социального развития. В этой связи можно указать попытки построения социализма, минуя капитализм, или при отсутствии объективных, в том числе экономических, предпосылок для решения этой задачи. Не увенчались успехом игнорирование естественных потребностей и стремлений людей или попытки искусственного регулирования цен без учета действия реальных экономических законов.
Верхней границей государственного вмешательства служат неотъемлемые права человека.
Их нередко называют “естественными правами”. Однако в этом случае они оставались бы неизменными на всем протяжении человеческой истории. Фактически же их перечень и объем постоянно меняются в ходе развития общества. При этом закономерностью этого развития являются повышение степени свободы человека и, естественно, расширение круга его неотъемлемых прав и свобод. Таким образом, эти права не идут “от природы”, а обусловливаются уровнем развития общества. Поэтому терпят неудачу попытки закрепить в законе их перечень, превышающий реальные возможности общества, достигнутый им уровень экономического и культурного развития.
В то же время государство не может и не должно ограничивать круг тех прав человека, которые могут быть осуществлены в конкретных исторических условиях. Они должны
получить соответствующее закрепление в законодательстве, и одновременно должны быть созданы условия для их реального осуществления. Между тем многие политические и личные права и свободы, будучи декларированы в Конституции ряда государств (свобода слова, уличных шествий, демонстраций, тайна переписки, неприкосновенность личности и жилища и др.), фактически не реализовались или существенно ограничивались.
Вторая граница необходимости правового регулирования (вмешательства государства) определяется важностью для общества и государства соответствующих общественных отношений. Следует осуществлять регулирование наиболее существенных сторон жизни общества, наиболее важных видов человеческой деятельности.
Наряду с этим, граница необходимости определяется и возможностью саморегуляции соответствующих общественных отношений. В целом общество – весьма устойчивая система, отношения людей в которой регулируются разнообразными социальными нормами. Поэтому вмешательство государства должно учитывать реальное положение дел: если какие-то общественные отношения находятся в соответствующем порядке, если происходит их саморегулирование, то не следует включать их в сферу законодательства. Здесь должно действовать правило “не навреди”.
Таким образом, пределы правового регулирования и, следовательно, действия законности обусловлены указанными выше обстоятельствами, определяющими верхнюю и нижнюю границы государственного вмешательства в общественные отношения.
Наряду с этим, пределы действия принципа законности во многом связаны с характером правовых предписаний.
Так, обязывающие нормы наиболее полно очерчивают сферу законности: правомерными (законными) являются только предписанные варианты поведения. Запрещающие нормы определяют только одну границу законности: незаконным признается лишь то, что запрещено. Все остальные варианты действий правомерны (законны). Еще более неопределенна граница законного при реализации управомочивающих норм. Субъект, обладающий соответствующим правом, может использовать его полностью или частично, а может вообще не использовать – его действия будут во всех случаях законными. Границы законности в этом случае практически
относятся к действиям другой стороны правоотношения, на которую возлагаются встречные обязанности.
Независимо от указанных границ, принцип законности является универсальным и относится ко всем видам правовой деятельности (правотворческой, правоприменительной, право-охранительной, правореализующей) всех участников общественных отношений.
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
Законность является универсальным свойством самых разнообразных социальных явлений и процессов, присущих любой цивилизации прошлого и настоящего. Она связана многими нитями с различными элементами экономического базиса и общественно-политической надстройки.
Анализ законности как особого самостоятельного общественно-политического явления позволяет определенным образом охарактеризовать данную конкретную правовую систему, увидеть связь законности с природой социального строя, с особенностями политического режима страны, раскрыть ее значение как составной части, элемента демократии.
С точки зрения общеобязательности права, законность является только специфическим выражением свойств права, т.е. образующие право нормативные предписания реально, фактически проводятся в жизнь. Коль скоро есть право, значит существует порядок, при котором участники общественных отношений должны строго соблюдать нормы права. Так, формально можно говорить о законности и в феодальном государстве, так как в период образования централизованных феодальных государств центральные государственные власти стремились обеспечить строгое соблюдение издаваемых ею законов. Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов. В так называемом полицейском государстве, если существующие законы носят либеральный характер, если они не устраивают тех, кто пришел к власти, а открыто отказаться от них они не решаются и заменить своими законами еще не успели, власти отбрасывают законность и начинают управлять с помощью подзаконных актов, нередко закрытого характера и недоступных широкому кругу населения.
С другой стороны, идея законности выходит на вопросы социального строя, политического режима. В соответствии с этим идея законности, охватываемые ею начала (равенство всех перед законом, отсутствие привилегий, высшая сила закона, неотвратимость юридической ответственности за правонарушение и др.) выступают в качестве элемента политического сознания (идея о целесообразности и необходимости такого правомерного поведения всех участников общественных отношений, при котором не оставалось бы места для произвола) и начала политической демократии. Равенство граждан перед законом создается в значительной мере рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства мате-риальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия – главная задача закона правового государства. Имущественное неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере