Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2089

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА



2.1 Становление постсоветского Российского государства, его конституционные основы
Становление постсоветского Российского государства — это достаточно продолжительный, сложный, внутренне противоречивый переходный период, на завершающей стадии которого должны утвердиться зрелое гражданское общество и правовое государство. Современное Российское государство принято называть постсоветским или постсоциалистическим.

На начальной стадии становления постсоветского Российского государства наблюдались два встречных процесса. Один процесс связан с демонтажем системы Советов, отказом от принципа демократического централизма. Другой — с созданием новых как традиционных для России органов государства (Государственная Дума, губернаторы областей, краев), так и нетрадиционных (президенты республик, главы администраций различных уровней, мэры, законодательные органы субъектов Федерации и др.). Причем во вновь создаваемом механизме государства недостаточными оказались системообразующие связи и начала субординации (централизма), потребовавшие впоследствии укрепления вертикали исполнительной власти и проведения административной реформы.

Становление и развитие Российского государства происходит под воздействием
Конституции РФ 1993 г. Ее нормы, принципы, относящиеся к государству, служат его конституционной основой. Конституция РФ юридически оформила Российское государство, учредила его наиболее важные органы и институты, а ее принципы и концептуальные идеи определяют перспективы развития государства.

В ст. 1 Конституции РФ говорится: «Российская Федерация — Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». В названной статье закреплен ряд принципиальных особенностей Российского государства.

Во-первых, оно может быть только демократическим; демократия становится единственно возможным политико-правовым режимом общества и государства, важнейшим принципом организации и деятельности государства, его органов.

Во-вторых, Российское государство провозглашено правовым. Однако правовое государство еще не реальность, а скорее одна из важных целей переходного периода. Исторический опыт показывает, что у каждого народа свой путь к правовому государству, свои темпы и особенности движения к этой высокой цели. Российский путь к правовой государственности, несомненно, будет еще более сложным и противоречивым. На этом пути надо преодолеть и многовековые традиции деспотизма, бесправия, глубоко укоренившегося правового нигилизма, правового бескультурья и высокий уровень преступности, и кризисное социально-экономическое состояние общества.


В-третьих, Российское государство является федеративным, с республиканской формой правления. И федеративная форма государственного устройства, и республиканская форма правления отражают и подчеркивают демократизм Российского государства.

Особое значение имеет ст. 3 Конституции РФ, которая гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Названное конституционное установление означает, что в Российском государстве утверждается народовластие. По сути своей — это суверенная, публично-правовая, верховная власть многонационального российского народа, равной или выше которой в стране нет и быть не может. Российское государство, его органы, учреждения и должностные лица — постоянно действующий организационный механизм практической реализации этой же суверенной власти народа, а право — нормативная форма ее существования и действия.

Согласно Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление народом своей власти называется прямой (непосредственной) демократией. В этом случае народ сам принимает важные решения в ходе, например, референдума.

И все же власть народа осуществляют преимущественно органы государственной власти и органы местного самоуправления. Видимо поэтому суверенную власть народа нередко отождествляют с органами государственной власти, особенно с высшими. Но народ (властвующий субъект) не передает своей власти никаким органам государства, а наделяет их соответствующими властными полномочиями.

В анализируемой статье Конституции РФ отмечается, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Если выборы на всех уровнях проводятся в нашей стране регулярно, то референдум — редко. И совсем не используются другие формы прямой демократии. Например, оказался невостребованным народный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Ведь народ, первоисточник власти, наделив государственные органы властными полномочиями, имеет безусловное право контролировать как они используют эти властные полномочия.

В ст. 4 Конституции РФ говорится, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Названные конституционные положения направлены на утверждение единой законности.



В ст. 7 Конституции РФ наше государство названо социальным, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значит, обеспечить достойную жизнь, материальное благополучие и свободное развитие граждан — одна из главных задач государства, которую оно пока выполняет неудовлетворительно. Видимо пора переходить от латания многочисленных дыр в социальной сфере к эффективной, рассчитанной на длительную перспективу социальной политике государства. Полезно было бы в этом плане изучить и использовать богатый опыт скандинавских государств.

Особо важное значение для всех социально-экономических преобразований в переходный период имеет ст. 8 Конституции РФ. Часть 1 этой статьи гарантирует в пределах Российской Федерации: единое экономическое пространство; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции; свободу экономической деятельности. В данной статье не употребляется понятие «рыночная экономика», но речь идет именно о нем.

Часть 2 ст. 8 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Следовательно, Конституция РФ, во-первых, исходит из существования в нашей стране многоукладной экономики, во-вторых — требует признавать и защищать равным обра-зом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Мировой опыт показывает, что для нормального функционирования многоукладной экономики необходимы также равные условия для развития всех основных форм собственности и здоровая конкуренция между ними. Не случайно архитектор китайских реформ Ден Сяопин отмечал: «Пусть на экономическом поле растут все цветы и выживают самые жизнеспособные».

В нашей стране почти весь XX в. государственная и частная собственность противо-поставлялись друг другу по идеологическим и политическим причинам. Последствия такого противопоставления далеко не безобидны. На практике они приводят к реальному домини-рованию в стране государственной (в СССР) или частной (в постсоветской России) собственности. «Шараханье» экономики из одной крайности в другую превращает ее в одностороннюю и неустойчивую, подверженную застоям и кризисам, лишает ее более устойчивой многоукладности


В ст. 10 Конституции РФ довольно четко сформулирован и закреплен важнейший демок-ратический принцип правового государства — разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако недостаточно сбалансированные (уравновешенные) власт-ные полномочия органов законодательной, исполнительной и судебной власти не позволили создать гибкий взаимоконтроль и систему сдержек и противовесов между органами всех ветвей власти, использовать большие возможности принципа разделения властей.

Согласно ст. 13 Конституции РФ в нашей стране признается идеологическое многообразие. Причем никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обяза-тельной. Из приведенных положений вовсе не вытекает, что у Российского государства вообще не должно быть идеологической основы. Напротив, ему необходимо в своем развитии опираться на систему научных идей, теорий. Но никакая научная идеология не может быть единственной и обязательной. В России действует конституционный принцип идеологического многообразия.

Статья 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Светское государство отвергает любую религию в качестве государственной или обязательной, а религия, религиозные организации отделены от государства и равны перед законом. Кроме того, светское государство предполагает, что государственные органы и должностные лица не могут демонстрировать своих предпочтений в религиозных чувствах и убеждениях. Сказанное требует от государственных служащих, должностных лиц наличия особой внутренней культуры, развитого чувства деликатности по отношению к религиозным убеждениям и чувствам людей разных конфессий. Вместе с тем светское государство не исключает признания православия как важнейшей составляющей духовной жизни российского общества, использования его больших возможностей для повышения массового правосознания
, престижа права, его прославления.

В соответствии со ст. 15 «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие...» Это значит, что каждый российский гражданин, полагающий, что его конституционные права и свободы нарушены, может защитить их в суде, иных государственных органах, а также в органах местного самоуправления, опираясь непосредственно на нормы Конституции РФ, отклоняя аргументы о том, что «по вашему вопросу нет соответствующего закона. Есть Конституция РФ — этого достаточно».

Конституция РФ 1993 г. отразила противоречия начальной стадии переходного периода, она несет на себе следы этого времени. Поэтому в ее демократическое содержание проникли элементы авторитаризма. Отсюда и практика применения конституционных принципов и норм иногда порождает острые противоречия между органами различных ветвей власти, опасную поляризацию богатства и бедности в обществе и т.д.