Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
Сдерживает развитие предпринимательства и высокий уровень налогообложения. И только в последнее время принимаются важные решения в этом направлении. Приняты новые законы, снижающие налоговое бремя. Это позволит добросовестным предпринимателям уверенно разви-вать собственное дело в своей стране. Пока российские предприниматели все еще с осторож-ностью вкладывают деньги в экономику своей страны, а чиновники продолжают «давить» бизнес, сдерживая деловую инициативу и активность. Тормозит развитие предпринимательства и ведомственное нормотворчество.
Экономическая свобода — чистый воздух предпринимательства. Поэтому государство должно последовательно уходить от избыточного вмешательства в бизнес. Уходить не вообще от вмешательства, а от избыточного административного гнета. Речь идет прежде всего о чрезмерной на сегодняшний день обязательной сертификации продукции, о разного рода разрешениях, регистрациях, аккредитациях, иных мерах, не предусмотренных в законах, но настойчиво вводимых инструкциями.
Большие возможности кроются в подготовке квалифицированных кадров для рыночной экономики, и прежде всего — в создании корпуса высокообразованных предпринимателей.
Пожалуй самым перспективным, не позволяющим экономике застаиваться, является малое предпринимательство (малый бизнес), нуждающееся в многосторонней поддержке государства. Но в последние годы развитие малого предпринимательства затормозилось. Мировая практика показывает, что без стимулирования и развития малого и среднего предпринимательства добиться экономического прогресса вряд ли возможно. В развитых странах мира именно малый и средний бизнес обеспечивают социально-экономическую стабильность. От государства малым и средним предприятиям нужно прежде всего следующее: максимально упростить процедуру регистрации; упорядочить действия контролирующих и проверяющих органов; создать реальные возможности для оспаривания действий контролирующих и проверяющих органов; создать понятную и справедливую налоговую систему; обеспечить надежную защиту от криминала.
Экономическая функция реализуется посредством двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: выбор оптимальных форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования; обеспечение надежной охраны всех существующих форм собственности. Государство воздействует на экономику правовыми средствами. Методы реализации экономи-ческой функции зависят от форм собственности и видов хозяйствования.
Российскому государству полезно иметь эффективный государственный сектор экономики. На основе такого сектора в мировой практике и создается особый вид предпринимательства — государственное предпринимательство, назначение которого — получение прибыли и решение общегосударственных, общенациональных задач.
Самое главное заключается в том, что к государственному сектору экономики государство должно относиться как полноправный и заботливый хозяин, иначе не преодолеть неразберихи, не остановить разбазаривания государственного имущества. Для эффективного управления госуда-рственным сектором было бы целесообразно воссоздать в новом качестве государственное планирование и надлежащий контроль, умело подбирать и расставлять квалифицированные кадры, развивать предприимчивость, новаторство и ответственность.
Хозяйственно-экономические структуры гражданского общества (товарищества, общества, кооперативы и др.) самостоятельны и самоуправляемы. Государство может воздействовать на них правовыми средствами и экономическими методами.
Важнейшая обязанность государства — защита прав собственности. Должны быть надежно защищены имущественные права граждан, обеспечены гарантии их собственности на жилье, на земельные участки, банковские вклады, на иное движимое и недвижимое имущество. Речь идет о защите прав всех собственников. Гражданин должен быть уверен в своем государстве, в том, что оно не обманет, не отнимет, не бросит в беде даже за пределами Родины.
Продолжением экономической функции в сфере распределительных отношений явля-ется социальная функция государства. Главное ее назначение — обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия, раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя, ради благополучия своих близких. В этой функции наиболее ярко должна выражаться гуманистическая природа государства, его призвание разрешать или смягчать социальные противоречия, создавать человеку достойные условия жизни, его свободного развития.
Социальная политика государства — это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, профессионализм, культурное и личное развитие. Поэтому следует отдавать приоритет здравоохранению, образованию, культуре и развитию спорта.
Вместе с тем социальная цена издержек и ошибок в проведении радикальных реформ существенно ограничила возможности государства полноценно выполнять эту функцию.
Чтобы изменить негативную социальную ситуацию, государству целесообразно на бли-жайшую перспективу подчинить свою деятельность следующим задачам: повышать социальную ориентацию российского рынка; остановить падение уровня жизни и вымирание населения; усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; осуществлять адресную поддержку прежде всего тех, чьи доходы существенно ниже прожиточного минимума; более равномерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между различными группами населения; проводить социальную политику на принципах общедоступности и приемлемого качества базовых социальных благ.
В новом столетии начались позитивные сдвиги и в социальной сфере, но они пока недостаточны в условиях инфляции. Правда тут должна быть полная ясность: что может и должно взять на себя государство, а что в современных экономических условиях должны взять на себя бизнес и граждане.
Непростой в социальной сфере является проблема безработицы. Здесь необходимы, во-первых, меры по защите полностью или частично безработных, во-вторых, государственная забота о снижении уровня безработицы. Самый надежный и перспективный путь решения этой проблемы — развитие предпринимательства.
В современных условиях охрана здоровья российских граждан также становится проблемой государственного масштаба.
В рыночной экономике большое значение получает функция государства по налогообложе-нию и взиманию налогов, органично связанная с его экономической и социальной политикой. Бюджет государства, его финансовые возможности зависят от налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Отсюда принципиальное значение приобретает государственная политика налогообложения и взимания налогов. Впервые научные основы налоговой системы, выдержавшие испытание временем, обосновал в конце XVIII в. Адам Смит, суть которых в следующем:
1) налоги не должны быть чрезмерно обременительны;
2) они должны быть понятны налогоплательщикам;
3) каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и когда ему надлежит платить и почему;
4) налоги должны быть справедливыми;
5) государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это больших средств.
Современному Российскому государству еще предстоит большая работа по дальнейшему совершенствованию налоговой системы, чтобы она отвечала требованиям времени и мировым стандартам.
Необходимым направлением деятельности Российского государства является духовно-идеологическая (культурно-воспитательная) функция государства, которую оно должно осуществ-лять в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества.
У современной России есть серьезная проблема, реальность которой становится все более ощутимой; речь идет о проблеме массового мировоззренческого «шока», вызванного радикальной и резкой деидеологизацией. Отсюда характерное для многих россиян беспокойство и растерянность, острое переживание утраты «духовности» и, как следствие, — духовно-идеологический кризис, который по своей сути и последствиям, пожалуй, является не менее разрушительным, чем социально-экономические и политические неурядицы. Постепенно преодолеть этот кризис можно путем создания и внедрения в массовое сознание новой, тесно связанной с общечеловеческими ценностями, научным мировоззрением и российскими национа-льными и православными традициями отечественной духовности. Известно, что идеи можно победить только более привлекательными идеями.
В демократическом государстве и обществе должна быть особая забота о подрастающем поколении, о молодежи, о физическом и духовно-нравственном здоровье детей, подростков и молодых людей. Светлые умы древности утверждали, что только то общество бессмертно, которое имеет здоровую молодежь.
Государство обязано проводить комплексную и целенаправленную молодежную политику, осуществлять функцию по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Советское государство свою деятельность в данном направлении осуществляло довольно активно и небезуспешно. Российское государство до крайности ослабило эту работу. Отсюда опасные последствия: наркомания, пьянство, половая распущенность, высокий уровень преступности среди молодежи, серьезную тревогу вызывает растущая детская беспризорность и др.
Государство просто обязано повернуться лицом к духовно-нравственной жизни молодежи, без промедления начать ее реальное оздоровление.
Единство России всегда скрепляли и будут скреплять присущие нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. Нелишне, разумеется, вести поиск новых подходов и решений для развития духовности и упрочения нравственных начал российского общества.
Функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка в стране — одна из важнейших функций государства. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, — гласит ст. 2 Конституции РФ. — Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В названной статье, во-первых, выражена гуманистическая сущность Российского государства и права; во-вторых, подчерки-вается, что при реализации данной функции государство в первую очередь обязано именно признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Следовательно, обязанности государства надежно гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина имеют глубокие корни в конституционном строе. Социально-правовой основой этой обязанности служит народный суверенитет, суверенная воля народа, получившая конституционное выражение и закрепление в ст. 3. Однако без утверждения демократической законности и правопорядка государство не может надежно гарантировать и защитить права и свободы человека и гражданина. Вот почему обеспечение прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка в стране — единая важнейшая функция Российского государства.
Реальные шаги по упрочению законности и правопорядка будут зримым для всех свидетельством укрепления Российского государства, повышения его эффективности.
Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное и возрастающее значение функции охраны природы и окружающей среды. Ученые многих стран бьют тревогу о надвигающейся мировой экологической катастрофе, призывают человечество планеты активнее противодействовать этому страшному бедствию. Ведь ни у кого не вызывает сомнения то обстоятельство, что экологически агрессивное промышленное и сельскохозяй-ственное производство агрессивно и по отношению к человеку, его здоровью, благополучию будущих поколений. Право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии закреплено в ст. 42 Конституции РФ. А на государство возложена обязанность создавать условия, способствующие оздоровлению природы. Только эффективное государство может справиться с такой сложнейшей задачей.
Главное внимание здесь должно быть уделено обеспечению экологически безопасного, устойчивого развития страны в условиях рыночных отношений