Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ



Сдерживает развитие предпринимательства и высокий уровень налогообложения. И только в последнее время принимаются важные решения в этом направлении. Приняты новые законы, снижающие налоговое бремя. Это позволит добросовестным предпринимателям уверенно разви-вать собственное дело в своей стране. Пока российские предприниматели все еще с осторож-ностью вкладывают деньги в экономику своей страны, а чиновники продолжают «давить» бизнес, сдерживая деловую инициативу и активность. Тормозит развитие предпринимательства и ведомственное нормотворчество.

Экономическая свобода — чистый воздух предпринимательства. Поэтому государство должно последовательно уходить от избыточного вмешательства в бизнес. Уходить не вообще от вмешательства, а от избыточного административного гнета. Речь идет прежде всего о чрезмерной на сегодняшний день обязательной сертификации продукции, о разного рода разрешениях, регистрациях, аккредитациях, иных мерах, не предусмотренных в законах, но настойчиво вводимых инструкциями.

Большие возможности кроются в подготовке квалифицированных кадров для рыночной экономики, и прежде всего — в создании корпуса высокообразованных предпринимателей.

Пожалуй самым перспективным, не позволяющим экономике застаиваться, является малое предпринимательство (малый бизнес), нуждающееся в многосторонней поддержке государства. Но в последние годы развитие малого предпринимательства затормозилось. Мировая практика показывает, что без стимулирования и развития малого и среднего предпринимательства добиться экономического прогресса вряд ли возможно. В развитых странах мира именно малый и средний бизнес обеспечивают социально-экономическую стабильность. От государства малым и средним предприятиям нужно прежде всего следующее: максимально упростить процедуру регистрации; упорядочить действия контролирующих и проверяющих органов; создать реальные возможности для оспаривания действий контролирующих и проверяющих органов; создать понятную и справедливую налоговую систему; обеспечить надежную защиту от криминала. 

Экономическая функция реализуется посредством двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: выбор оптимальных форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования; обеспечение надежной охраны всех существующих форм собственности. Государство воздействует на экономику правовыми средствами. Методы реализации экономи-ческой функции зависят от форм собственности и видов хозяйствования.


Российскому государству полезно иметь эффективный государственный сектор экономики. На основе такого сектора в мировой практике и создается особый вид предпринимательства — государственное предпринимательство, назначение которого — получение прибыли и решение общегосударственных, общенациональных задач.

Самое главное заключается в том, что к государственному сектору экономики государство должно относиться как полноправный и заботливый хозяин, иначе не преодолеть неразберихи, не остановить разбазаривания государственного имущества. Для эффективного управления госуда-рственным сектором было бы целесообразно воссоздать в новом качестве государственное планирование и надлежащий контроль, умело подбирать и расставлять квалифицированные кадры, развивать предприимчивость, новаторство и ответственность.

Хозяйственно-экономические структуры гражданского общества (товарищества, общества, кооперативы и др.) самостоятельны и самоуправляемы. Государство может воздействовать на них правовыми средствами и экономическими методами.

Важнейшая обязанность государства — защита прав собственности. Должны быть надежно защищены имущественные права граждан, обеспечены гарантии их собственности на жилье, на земельные участки, банковские вклады, на иное движимое и недвижимое имущество. Речь идет о защите прав всех собственников. Гражданин должен быть уверен в своем государстве, в том, что оно не обманет, не отнимет, не бросит в беде даже за пределами Родины.

Продолжением экономической функции в сфере распределительных отношений явля-ется социальная функция государства. Главное ее назначение — обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия, раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя, ради благополучия своих близких. В этой функции наиболее ярко должна выражаться гуманистическая природа государства, его призвание разрешать или смягчать социальные противоречия, создавать человеку достойные условия жизни, его свободного развития.

Социальная политика государства — это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, профессионализм, культурное и личное развитие. Поэтому следует отдавать приоритет здравоохранению, образованию, культуре и развитию спорта.



Вместе с тем социальная цена издержек и ошибок в проведении радикальных реформ существенно ограничила возможности государства полноценно выполнять эту функцию.

Чтобы изменить негативную социальную ситуацию, государству целесообразно на бли-жайшую перспективу подчинить свою деятельность следующим задачам: повышать социальную ориентацию российского рынка; остановить падение уровня жизни и вымирание населения; усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; осуществлять адресную поддержку прежде всего тех, чьи доходы существенно ниже прожиточного минимума; более равномерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между различными группами населения; проводить социальную политику на принципах общедоступности и приемлемого качества базовых социальных благ.

В новом столетии начались позитивные сдвиги и в социальной сфере, но они пока недостаточны в условиях инфляции. Правда тут должна быть полная ясность: что может и должно взять на себя государство, а что в современных экономических условиях должны взять на себя бизнес и граждане.

Непростой в социальной сфере является проблема безработицы. Здесь необходимы, во-первых, меры по защите полностью или частично безработных, во-вторых, государственная забота о снижении уровня безработицы. Самый надежный и перспективный путь решения этой проблемы — развитие предпринимательства.

В современных условиях охрана здоровья российских граждан также становится проблемой государственного масштаба.

В рыночной экономике большое значение получает функция государства по налогообложе-нию и взиманию налогов, органично связанная с его экономической и социальной политикой. Бюджет государства, его финансовые возможности зависят от налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Отсюда принципиальное значение приобретает государственная политика налогообложения и взимания налогов. Впервые научные основы налоговой системы, выдержавшие испытание временем, обосновал в конце XVIII в. Адам Смит, суть которых в следующем:

1) налоги не должны быть чрезмерно обременительны;

2) они должны быть понятны налогоплательщикам;

3) каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и когда ему надлежит платить и почему;

4) налоги должны быть справедливыми;

5) государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это больших средств.


Современному Российскому государству еще предстоит большая работа по дальнейшему совершенствованию налоговой системы, чтобы она отвечала требованиям времени и мировым стандартам.

Необходимым направлением деятельности Российского государства является духовно-идеологическая (культурно-воспитательная) функция государства, которую оно должно осуществ-лять в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества.

У современной России есть серьезная проблема, реальность которой становится все более ощутимой; речь идет о проблеме массового мировоззренческого «шока», вызванного радикальной и резкой деидеологизацией. Отсюда характерное для многих россиян беспокойство и растерянность, острое переживание утраты «духовности» и, как следствие, — духовно-идеологический кризис, который по своей сути и последствиям, пожалуй, является не менее разрушительным, чем социально-экономические и политические неурядицы. Постепенно преодолеть этот кризис можно путем создания и внедрения в массовое сознание новой, тесно связанной с общечеловеческими ценностями, научным мировоззрением и российскими национа-льными и православными традициями отечественной духовности. Известно, что идеи можно победить только более привлекательными идеями.

В демократическом государстве и обществе должна быть особая забота о подрастающем поколении, о молодежи, о физическом и духовно-нравственном здоровье детей, подростков и молодых людей. Светлые умы древности утверждали, что только то общество бессмертно, которое имеет здоровую молодежь.

Государство обязано проводить комплексную и целенаправленную молодежную политику, осуществлять функцию по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Советское государство свою деятельность в данном направлении осуществляло довольно активно и небезуспешно. Российское государство до крайности ослабило эту работу. Отсюда опасные последствия: наркомания, пьянство, половая распущенность, высокий уровень преступности среди молодежи, серьезную тревогу вызывает растущая детская беспризорность и др.

Государство просто обязано повернуться лицом к духовно-нравственной жизни молодежи, без промедления начать ее реальное оздоровление.

Единство России всегда скрепляли и будут скреплять присущие нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. Нелишне, разумеется, вести поиск новых подходов и решений для развития духовности и упрочения нравственных начал российского общества.


Функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка в стране — одна из важнейших функций государства. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, — гласит ст. 2 Конституции РФ. — Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В названной статье, во-первых, выражена гуманистическая сущность Российского государства и права; во-вторых, подчерки-вается, что при реализации данной функции государство в первую очередь обязано именно признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Следовательно, обязанности государства надежно гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина имеют глубокие корни в конституционном строе. Социально-правовой основой этой обязанности служит народный суверенитет, суверенная воля народа, получившая конституционное выражение и закрепление в ст. 3. Однако без утверждения демократической законности и правопорядка государство не может надежно гарантировать и защитить права и свободы человека и гражданина. Вот почему обеспечение прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка в стране — единая важнейшая функция Российского государства.

Реальные шаги по упрочению законности и правопорядка будут зримым для всех свидетельством укрепления Российского государства, повышения его эффективности.

Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное и возрастающее значение функции охраны природы и окружающей среды. Ученые многих стран бьют тревогу о надвигающейся мировой экологической катастрофе, призывают человечество планеты активнее противодействовать этому страшному бедствию. Ведь ни у кого не вызывает сомнения то обстоятельство, что экологически агрессивное промышленное и сельскохозяй-ственное производство агрессивно и по отношению к человеку, его здоровью, благополучию будущих поколений. Право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии закреплено в ст. 42 Конституции РФ. А на государство возложена обязанность создавать условия, способствующие оздоровлению природы. Только эффективное государство может справиться с такой сложнейшей задачей.

Главное внимание здесь должно быть уделено обеспечению экологически безопасного, устойчивого развития страны в условиях рыночных отношений