Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2097
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
Экологическая ситуация требует вовлекать в процесс совершенствования природоохрани-тельной деятельности миллионы российских граждан. Каждый должен понять и почувствовать, что сохранение окружающей среды зависит и от него лично, а от окружающей среды, в свою очередь, зависит поддержание высокого качества жизни и здоровья россиян.
С проблемами укрепления Российского государства связано повышение эффективности его внешнеполитической деятельности, то есть эффективного исполнения его внешних функций. Основа внешнеполитического курса — общепризнанные принципы и нормы международного права, практическое осуществление которых существенно изменило внешнюю политику, способствовало интеграции страны в мировое сообщество, уходу в прошлое глобальной конфронтации и прямой угрозы войны. Россия уважает суверенитет, территориальную целостность и независимость других государств и того же требует от них. Насущные проблемы интеграции в мировую экономику (экономическую глобализацию), использования преимуществ международного разделения труда выдвигают в число важнейших функцию торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация ее требует, чтобы меры либерализации внешней торговли сопровождались установлением строгого государственного контроля над вывозом из страны стратегически важных сырьевых и энергетических ресурсов и валютного контроля, что не позволит превратить Россию в сырьевой придаток развитых капиталистических стран. Сегодня жизненно необходимы также строгие меры и жесткие санкции против нарушителей, незаконно укрывающих за границей валютные средства.
Основу торгово-экономической политики государства должны составлять прагматизм, экономическая эффективность, приоритет национальных интересов.
Не теряет актуальности и значения функция поддержания мира, оздоровления междуна-родной обстановки. И здесь сильное и авторитетное Российское государство — основное условие эффективной реализации данной функции. В указанном направлении у нашего государства есть свои четкие приоритеты. Важнейший из них — недопущение новой глобальной войны («холодной» или «горячей»), а в предотвращении международных конфликтов — предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим средствам перед военными. Именно поэтому Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий. Однако данный принцип должен быть обязательным для всех, а не только для России, как полагают некоторые. Российское государство должно положить конец порочной практике односторонних уступок.
Российское государство активно участвует в международных миротворческих акциях, оно способно генерировать новые идеи, находить оптимальные решения.
Функция обороны страны также остается в ряде основных внешних функций. Она обеспечивает суверенитет, самостоятельность государства на мировой арене, а также защищает его население и территорию. В условиях нового для нас типа внешней агрессии — междуна-родного терроризма, прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны - Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира. Если учесть приближение военного блока НАТО к государственным границам России, то станет ясно, что повышение обороноспособности государства, ее укрепление — проблема первостепенной важности.
Растущая взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость сотрудничества со всеми государствами планеты в решении глобальных, мировых проблем: борьба с международным терроризмом, иными видами преступности, предотвращение экологических катастроф, всеобщая охрана природы и сохранение благоприятного глобального климата.
Таким образом, вопрос о перспективах развития Российского государства проблематично обсуждать без анализа и оценки состояния современного российского общества, политической системы и государства. Ведь будущее невозможно без настоящего. В Евангелии на этот счет сказано: по плодам их узнаете их.
Однако концептуальная характеристика современной политической системы российского общества и государства (постсоветского строя) остается дискуссионной. По мнению академика
В. С. Нерсесянца, курс преобразований (разгосударствление, приватизация и др.) привел российское общество пока не к капитализму, а к весьма неразвитым, докапиталистическим социальным, экономическим, политическим и правовым его формам и отношениям, которые можно назвать неофеодальными. Неофеодальные элементы и отношения проникли в российскую государствен-ность и именно они поставили под угрозу распада Российскую Федерацию, препятствуют утверждению единого правового пространства в стране, единой демократической, но строгой законности и др.
Да и высокая поляризация в российском обществе на меньшинство собственников и большинство несобственников, на меньшинство богатых и сверхбогатых и на большинство бедных и нищих далеко формационно отстает от капиталистического общества.
Словом, курс общественных и государственных преобразований в постсоветский период оказался по результатам и последствиям малоперспективным. Поэтому коррективы и изменения курса неизбежны.
Разработать обновленный стратегический курс социально-экономического развития российс-кого общества, отвечающий его возможностям и потребностям, призваны конкурирующие между собой политические партии.
Если одна из них или коалиция партий предложат оптимальный путь (курс) развития России, то он будет поддержан народом, появятся и социально-экономические сдвиги и результаты, тогда усилится процесс вызревания российского гражданского общества, более уверенными будут темпы перерастания Российского государства в правовое государство. При этом гражданское общество и правовое государство будут вызревать параллельно, взаимодействуя между собой и взаимно обогащая друг друга.
Гармонизация и тесная взаимосвязь развивающихся гражданского общества и правового государства — столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно обязательно пойдет Россия, опираясь на мировой опыт формирования современной политической системы общества и достижения современной науки о государстве и праве.
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
Те или иные процессы глобализации внутренне присущи природной среде (предмет исследования естественных наук), древнее происхождение имеют и в сфере социальных отношений, хотя само понятие глобализации возникло и утвердилось в научной литературе в прошлом веке. В сфере социальных отношений под глобализацией понимают решение социально-значимых проблем в едином общем ключе, что предполагает определенные объединительные, всеохватывающие, упорядочивающие действия на основе тех или иных взаимовлияний, взаимосогласований. Сегодня глобализация — это процесс всемирной экономической, полити-ческой и культурной интеграции и унификации.
Основным следствием этого процесса является мировое разделение труда, миграция и, как правило, концентрация в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих проблем для некоторых групп государств, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.
Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демокра-тических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-техноло-гические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономии-ческая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и техноло-гического развития.
Вместе с тем происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял
Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась». На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли.
Глобализация, с ростом, претерпевала сопротивление как естественное (огромные масштабы планеты, ограниченность возможностей человека), так и изъявляемое сталкивающимися между собой индивидами, общинами, цивилизациями и т.д.
Некоторые черты глобализации проявились уже в эпоху античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило свою гегемонию над Средиземно-морьем и привело к глубокому переплетению различных культур и появлению межрегионального разделения труда в Средиземноморье.
Истоки глобализации находятся в XII—XIII вв., когда одновременно с началом развития рыночных (капиталистических) отношений в Западной Европе начался бурный рост европейской торговли и формирование европейской мировой экономики. После некоторого спада в XIV—XV вв. этот процесс продолжился в XVI—XVII вв. В эти столетия устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В
XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации.
В первые десятилетия XX века процессы глобализации продолжались, чему не смогла помешать даже Первая мировая война. В целом за период с 1815 по 1914 гг. объемы совокупного экспорта стран Европы выросли приблизительно в 40 раз. Но рост международной торговли продолжался и в 1920-е годы, когда произошла даже некоторая либерализация внешней торговли западноевропейских стран. Резкий обвал международной торговли и свертывание глобализации произошли в 1930-е годы, после начала