Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ



В эпоху Просвещения представления о системности развивали Спиноза, Лейбниц, Линней
и др. В новое время углубление понятия «система» продолжалось. Позитивный вклад в разработку проблемы системности внесли Ламберт, Кант, Шеллинг, Гегель, Маркс, другие представители материалистического направления. Существенный вклад в системный подход внесли русские ученые, имена которых знают во всем цивилизованном мире, – М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, С.П. Королев и многие другие. Они своим творчеством продемонстрировали объективную необходимость использования системного метода. В середине ХХ столетия понятие «система» стало одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий. Исследование этого понятия окончательно привело к созданию системного метода в научных исследованиях.

Системный метод (подход) – направление методологии процесса познания, в том числе любого исследования и социальной практики, не исключая юридическую, в основе которого лежит исследование предметов и явлений как систем. Его применение позволяет раскрыть объект как в целостности, так и его составные части во всей совокупности связей и взаимозависимостей между ними.

Наряду с понятием «система права» изучающие теорию государства и права непосредственно встречаются с понятиями: «система конституционного права», «система гражданского права», «система административного права», «система правоохранительных органов», «система органов законодательной власти», «система источников права», «политическая система общества», «сис-тема уголовных наказаний», «систематизация законодательства» и т.п. Множество изучаемых предметов, имеющих системную структуру, обусловливает и актуальность системного метода в процессе познания этих предметов.

Позитивная роль системного метода состоит, во-первых, в том, что его понятия и принципы позволяют глубже познать сущность как элементов правовой реальности, так и правовой реальности в целом. Во-вторых, применение сравнительного метода позволяет более детально познать механизм функционирования и развития юридических явлений и фактов. В-третьих, использование системного метода позволяет нам любой сложный предмет юриспруденции расчленить на множество составных частей, изучая каждую из которых и механизм взаимодействия между ними определить наличие положительных и негативных процессов в их взаимодействии, а на этой основе соответствующим образом воздействовать на рассматриваемый объект.


Для того чтобы получить более эффективный результат от использования системного метода, важно иметь представление о его содержании, которое также представляет собой специфическую систему. Важнейшими элементами этой системы, следовательно, содержания системного подхода являются его виды. Различают системно-комплексный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-эволюционный (исторический) его виды.

Системно-комплексный подход предполагает определение состава элементов изучаемой системы, основания их выделения, разграничения, обоснование полноты и достаточности имеющихся элементов. С помощью системно-структурного подхода определяется конфигурация (порядок, механизм) взаимосвязи элементов. Системно-функциональный подход позволяет изу-чить процесс функционирования правового явления, задачи, решаемые им (выполняемые функции), качество выполнения этих функций. Системно-эволюционный (исторический) подход позволяет уяснить, чем это правовое явление было, какие стадии прошло в своем эволюционном или революционном развитии, каким оно стало в настоящий момент и, наконец, в каком направлении его совершенствовать.

Уяснив основные вопросы, связанные с системным подходом к изучению правовых систем и правовых семей современности, отметим то, что мы не достигнем поставленных задач без использования сравнительного метода. Сравнительный метод в юриспруденции – один из всей совокупности методов познания правового мира, с помощью которого путем сравнения выявляются общее и особенное в элементах его составляющих. В основе сравнительного метода лежит сравнение, представляющее собой познавательно-исследовательскую операцию с целью выявления сходства или различия изучаемых явлений и объектов. Сравнительный метод имеет свои разновидности, среди которых важно выделить: сравнительно-сопоставительный, срав-нительно-типологический, сравнительно-генетический виды.

Сравнительно-сопоставительный подход позволяет выявить природу как разнородных, так и однородных предметов и явлений. Сравнительно-типологический подход объясняет сходство связанных по своему происхождению явлений. При использовании сравнительно-генетического подхода определяется степень родства по происхождению.

Использование сравнительного метода необходимо для решения глобальных задач, возникших в XXI в. Их решение требует от ученых-юристов и практиков, широкого спектра знаний, понимания глубинных закономерностей правового развития в своей стране и во всем мире, способности хорошо ориентироваться в многообразии правовых систем, существующих в современном мире.



Сравнительно-правовое исследование является одним из важнейших методов юридической науки, позволяющее выявить общие закономерности правового развития. Более того, уже со второй половины XIX в. сравнительное правоведение стало оформляться в ряде стран в самостоятельную юридическую науку и учебную дисциплину. В нашей стране этот процесс вступил в завершающую стадию только в конце XX в. в связи с общей активизацией сравнительно-правовых исследований, освободившихся от некоторых идеологических догм. Так, в 1996 г. вышел первый отечественный учебный курс сравнительного права. Как правило, крупные работы в этой области посвящены либо сопоставлению основных правовых систем современности в общетеоретическом плане, либо сравнительному исследованию на уровне отдельных отраслей. Комплексное исследование отдельных национальных правовых систем пока остается большой редкостью. Отчасти это объясняется, вероятно, тем, что ученые-компаративисты обычно стараются не выходить за рамки своих "общетеоретических" или "отраслевых" интересов. Между тем и с исследовательской, и с практической точек зрения имеется значительная потребность систематизировано изложить в одном издании информацию о современном состоянии национальных правовых систем различных государств. За рубежом уже имеется положительный опыт подобного рода изданий.

Достаточно упомянуть фундаментальную Международную энциклопедию сравнительного права (International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. l. National Reports. A-Z. Tubingen; N. Y., 1972-1987), которая, правда, обошла вниманием уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. В России первый прообраз подобного издания появился в начале 1990-х гг. с выходом в издательстве "Юридическая литература" cправочника "Правовые системы стран мира" (1993), подготовленного отечественным ученым-компаративистом Ф.М. Решетниковым.

Практическое сравнение правовых систем, существующих на сегодняшний день - дело такое же давнее, как и сама правовая наука. Изучение более150-ти конституций греческих и варварских городов лежит в основе трактата Аристотеля о политике; Солон, как говорят, действовал так же, создавая афинские законы, а децемвиры, как гласит легенда, составили Законы 12 таблиц лишь после изучения законов городов-государств Древней Греции. В Средние века сравнивали римское право и право каноническое, а в Англии в XVI веке также обсуждали в сравнительном плане достоинства канонического права и общего права. Позднее на сравнении обычаев основывались труды тех, кто пытался создать во Франции общее обычное право, в Германии - немецкое частное право. Монтескьё стремился путем сравнения изучить дух законов и определить принципы хорошей системы правления. И многого этим достиг, став одним из основоположников идеи правового государства. Большой вклад в развитие сравнительного метода юриспруденции внесли в ХVII-XIX вв. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо,

И. Кант, Г. Гегель, Дж. Милль и многие другие.

Нельзя обойти вниманием и процесс возникновения и развития сравнительного права и в России. По фактическому критерию становления сравнительного правоведения можно выделить несколько этапов: первый – до 1917 г.; второй – с 1917 г. до начала 1940-х гг.; третий – с начала 1940-х до середины 1980-х гг.; современный этап – с середины 1980-х гг. до настоящего времени. С полным основанием можно утверждать о том, что по-настоящему система права в России начала складываться во время правления Петра I, а его стремление «прорубить окно в Европу» положило начало сравнительному правоведению. Например, Г.Ф. Шершеневич выдвинул тезис об отсутст-вии национальных корней правоведения в России, с чем согласиться ни в коем случае нельзя. В то же время важно знать и помнить о том, что ни одна система права не может развиваться без взаимодействия с другими правовыми системами.

В конце XIX – начале XX вв. сложилось отечественное сравнительное правоведение. Его основоположниками можно считать Н.М. Коркунова, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского,
Ф.Н. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, С.А. Муромцева, И.В. Михайловского, В.М. Хвостова,
Г.Ф. Шершеневича и многих других. Например, В.М. Хвостов отмечал: «…Если юрист будет воспитан на одном родном праве, то кругозор его будет слишком узок… Лучшим средством для того, чтобы углубить познание в праве своей страны, является сравнение его с каким-либо другим; сравнение дает повод ставить вопросы о характере замеченных различий и их причинах и в связи с этим заставлять глубже вникать в изучаемый материал». (Хвостов В.М. Система римского права. Общая часть - М., 1996. С.11).

Сравнительный метод был определяющим в юриспруденции дореволюционной России. Его использование есть закономерный, жизненно необходимый процесс познания правовой реальности. На основе этого метода были заложены и основы системы советского права. Однако последующая всеобъемлющая идеологизация – подчинение всех сторон общественной жизни одной государственной идеологии - на многие десятилетия затормозила процесс развития сравнительного правоведения, в том числе и исследования системы права. Лишь в 70-ые годы прошлого столетия сравнительное правоведение начинает возвращаться в юридическую науку. В этот период выходит ряд работ по данной проблематике, среди авторов которых нужно назвать А.А. Тиле, Г.В. Швекова, В.А. Туманова, А.Х. Саидова и др. Сравнительное правоведение получает статус научного направления и становится учебной дисциплиной, а система права зарубежных стран начинает изучаться в курсе теории государства и права. Во многом этому способствовал выход в свет на Западе работы Р. Давида «Основные правовые системы современности (Сравнительное право)» и ее издание на русском языке в 1967 году.


В сжатом виде можно выделить несколько основных факторов, подтверждающих позитивную роль сравнительного права. Оно весьма полезно для изучения истории права и его философского осмысления; оно полезно, далее, для лучшего понимания, унификации и гармонизации собственного национального права; оно весьма значимо для взаимопонимания народов и создания лучших правовых форм отношений, складывающихся в международном общении; оно выступает мощным фактором реализации конституционных прав и свобод личности в каждой из стран. Ярким положительным примером использования результатов сравнительного права являются отношения народов и государств Западной Европы. Имеются серьезные проблемы и противоречия, но они уверенно идут к правовому единству.
1.2 Правовая система общества и правовая семья: содержание понятий
Несмотря на кажущуюся простоту понятий «система права», «правовая система», «правовая семья», среди правоведов нет единого подхода к определению их сущности и содержания. Причем это характерно не только для отечественных ученых.

Обратимся к некоторым конкретным источникам.

Вполне конкретная позиция о содержании понятий «система права» и «правовая система» высказана Л.А. Морозовой. Понятие «правовая система», отмечает автор, не тождественно понятию «система права». Система права характеризует внутреннюю структуру права, т.е. соотношение отраслей права, правовых институтов и норм права. Правовая же система - более широкое понятие и наряду с институциональной структурой включает в себя другие элементы правовой жизни страны. Чаще всего правовую систему определяют как конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. Правовая система, следовательно, раскрывает правовое развитие страны, конкретного народа, черты, присущие только данному государству.

Понятие «правовая семья» объединяет группу стран близких по характеристикам нацио-нальных правовых систем, которые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути правового развития; г) понимания нормы права. Названные критерии являются основанием для выделения тех или иных правовых семей. (см.: Л.А. Морозова. Теория государства права: Учебник. – М. : Юристъ, 2010).