Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2172
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
Необходимость и важность классификации правовых систем вызывается следующими причинами. Во-первых, сугубо научными, познавательными и "образовательными" причинами. Ибо глубокое и разностороннее познание правовой картины мира требует не только ее общего (и с неизбежностью, в значительной мере поверхностного) рассмотрения, но и изучения ее по отдельным частям, вбирающим в себя сходные правовые системы. Только глубокое и всестороннее изучение последних, взятых сначала сами по себе, а затем — в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, позволяют дать четкую, адекватно отражающую реальную действительность правовую картину мира. Во-вторых, это обусловливается сугубо практическими целями — унификации действующего законодательства и совершенствования национальных правовых систем. Отмечая, что сама идеи классификации правовых систем в "правовые семьи" возникла в сравнительном правоведении в 1900 г. и широко была распространена уже в начале
XX в., П. Круз вполне оправданно указывает на то, что одной из важнейших причин (если не самой главной) такой классификации явилось стремление юристов — теоретиков и практиков -"обеспечить если не полную, то, по крайней мере, хотя бы частичную, но основную, наиболее существенную часть процесса унификации всех цивилизованных правовых систем".
Данное мнение разделяется и другими авторами. Ибо вполне очевидно, что любая — полная или частичная - унификации будет проводиться тем успешнее, чем теснее она будет связана с классификацией. Последняя, объединяя правовые системы между собой по цивилизационному признаку (системы, находящиеся на одном уровне развития), по географическому (системы, существующие на одном континенте), по региональному (системы, функционирующие в одном регионе) и иным общим для классифицируемых правовых систем внешним и внутренним признакам, несомненно, создает для процесса унификации права самые благоприятные предпосылки и условия, делает данный процесс более динамичным и целенаправленным.
Классификация, а точнее ее результаты — объединенные между собой на основе общих признаков и черт правовые системы, избавляет законодателей и исследователей, занимающихся проблемами унификации, от необходимости предварительного анализа и выявления правовых систем, более или менее "склонных" к взаимному сближению друг с другом, к глубокой унификации или лишь к внешней гармонизации своих отдельных сторон или аспектов.
Логично предположить, а реальная правовая жизнь, практика многих стран это подтверждает, что между сходными правовыми системами, относящимися к одному и тому же типу, гораздо больше предпосылок к унификации, нежели между правовыми системами, относящимися к разным группам, видам или семьям.
Например, между правовыми системами мусульманских стран (Ливия, Иран, Ирак, Афганистан и др.) в силу самой их религиозной природы и характера гораздо больше сходства, а следовательно, и объективных предпосылок для унификации, чем, скажем, между ними, с одной стороны, и правовыми системами англосаксонских стран (Великобритания, Канада, Австрия, США, Новая Зеландия и др.) — с другой.
Однако классификация в практическом плане отнюдь не сводится лишь к установлению общих признаков и черт группируемых правовых систем и, тем самым, — к созданию или выявлению предпосылок, необходимых для унификации. В научной литературе в связи с этим совершенно справедливо отмечалось, что это дело самого исследователя-компаративиста решать в процессе классификации правовых систем, равно как и при проведении других сравнительно-правовых "операций", на какие стороны исследуемых объектов обращать внимание — только ли на их сходные черты и особенности или же одновременно анализировать и те и другие.
Выбор того или иного подхода зависит от многих факторов и в первую очередь от разделяемых автором правовых ценностей, сходства или различия правовой идеологии, степени близости правовых систем друг к другу, наконец — непосредственных целей сравнительного исследования правовых систем.
М. Богдан в связи с этим замечает, что иногда, особенно когда речь идет о тесно связанных друг с другом правовых системах, таких, например, как правовые системы соседних штатов США Нью-Йорк и Нью-Джерси, больше внимания исследователями уделяется их различию, нежели сходству.
В других же случаях, особенно когда сравниваются между собой различные правовые системы, больший интерес могут представлять их общие или сходные черты, чем особенности. Например, при сравнении таких сходных между собой институтов, как свобода заключения контрактов, свойственных большинству правовых систем, нет необходимости говорить об очевидном — их сходстве. Гораздо больший интерес представляют их особенности — содержание, механизм их заключения и осуществления, гарантии и т.д.
Однако не следует упускать из виду то вполне понятное и очевидное обстоятельство, что в целях классификации правовых систем как одной из предпосылок их унификации основное внимание уделяется все же выявлению их сходства, на основе которого и группируются правовые системы, нежели рассмотрению их особенностей. Анализ последних, несомненно, имеет немаловажное значение как для классификации права, так и для его унификации. Тем не менее, по сравнению с анализом сходных черт и особенностей правовых систем применительно к данному случаю он неизменно уходит на второй план.
Помимо формирования необходимых предпосылок для унификации права, классификация правовых систем имеет важное практическое значение и в других отношениях. Выступая как одно из проявлений функций сравнительного правоведения, она позволяет на фоне всей совокупности правовых систем глубже и разностороннее исследовать отдельные правовые системы, увидеть их достоинства и недостатки, выработать практические рекомендации и предположения по их частичному совершенствованию или же полному реформированию, способствует своеобразному "обмену опытом" между различными правовыми системами в плане их наиболее оптимального построения и функционирования, создает предпосылки для возможного заимствования наиболее оправдавших себя норм, принципов и институтов одних правовых систем другими.
Разумеется, при всех проявлениях практической значимости процесса классификации национальных правовых систем и, в особенности процесса взаимного заимствования их друг у друга, речь идет не о некой механической "операции", а о творческом подходе и учете при этом исторических, национальных, экономических, политических и других условий и особенностей той или иной страны. Только при таком подходе можно рассчитывать на то, что вновь вводимые или переносимые из других правовых систем институты, нормы или принципы будут не только формально значиться в структуре новой правовой системы, но и эффективно осуществляться.
Многовековой опыт разностороннего заимствования одних правовых систем у других показывает, что в данном, вполне естественном для всех без исключения стран процессе наряду с подавляющим большинством положительных примеров есть немало и отрицательных или, по крайней мере, спорных моментов. В качестве последних в отечественной литературе указывается, в частности, на неоправданность введения в современной России института президентства. Данный конституционно-правовой институт был заимствован, как известно, сначала в СССР, а затем и в России из государственно-правовой теории и практики ряда зарубежных стран и, прежде всего, Франции и США. Оспаривая "правомерность" и обоснованность введения данного института в нашей стране, его открытые противники или скрытые оппоненты апеллируют к позитивному опыту работы Верховных Советов СССР и союзных республик — высших представительных органов в стране, к отсутствию каких бы то ни было "президентских" традиций и обычаев в России
или косвенно противопоставляют "президентализм" "парламентаризму".
Далеко не всегда это звучит убедительно, поскольку в России до установления режима "президентализма", ассоциирующегося в сознании масс нередко с авторитаризмом, многие столетия существовал авторитарный по своей природе и характеру царизм. Институту парламентаризма в противоположность "президентализму" отдается предпочтение, как известно, и многими зарубежными авторами. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что и у последнего немало сторонников.
В качестве других примеров и весьма спорного и противоречивого заимствования зарубежных государственно-правовых или сугубо правых норм, принципов и институтов в России может служить институт присяжных заседателей (лица, привлечённые в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта – решения о виновности или невиновности подсудимого). Этот институт был отменен в России в 1917 г. и вновь введен в уголовно-процессуальное законодательство РФ в 1991 г. Не получил всеобщего одобрения и институт траста или доверительного управления имуществом, введенный в гражданское законодательство России в 1995 г. Известно, что романо-германское право предлагает юристам целый комплекс аналогов в виде таких институтов, как комиссия, поручение, представительство и доверенность, опекунство, перемена лиц в обязательстве, которые давно составляют неотъемлемую часть российского и западноевропейского законодательства, прошли проверку временем и довольно обстоятельно защищены судом. В системе подобных традиционных институтов траст, по всей вероятности, окажется малоперспективным. Спорность и противоречивость заимствования подобных институтов заключается в том, что они механически переносятся из одних правовых систем в другую.
Однако это не означает, что российская правовая система является неким уникальным феноменом, полностью несовместимым с зарубежными правовыми системами.
С точки зрения способности ее к восприятию адекватно отражающих российскую действи-тельность новых идей, принципов, норм и институтов, изначально "заложенных" и положительно себя проявивших в других правовых системах, она мало чем отличается от своих зарубежных аналогов. Исходя из этого можно с полной уверенностью сказать, что все то положительное в плане унификации, гармонизации и т.п., что получают или могут получить от классификации зарубежные правовые системы, целиком и полностью относится и к российской правовой системе.
Более того, поскольку современная российская правовая система рассматривается как система переходного состояния экономики, общества и государства, ориентированных, согласно Конституции РФ, на рыночные отношения, а также на построение гражданского общества и правового, социального государства, то она уже в силу самой своей "переходной" природы должна быть более восприимчива к соответствующим правовым институтам, особенно четко выделяющимся в процессе классификации, чем другие правые системы. Речь при этом идет, в частности, о таких правовых институтах, как институт юридических, материальных и иных гарантий прав и свобод граждан, ставший особо актуальным в XXI в.
Имеется в виду правовой и политический институт конституционно признанной оппозиции правящей партии, классу, режиму. Официальное признание прав оппозиции, выступление ее в качестве реальной альтернативы существующему режиму и правительству, закрепление за лидером оппозиции — потенциальным главой государства или правительства и членами теневого кабинета конституционных прав и свобод, наконец, создание конституционно закрепленного и гарантированного механизма преемственности власти, несомненно, способствовали бы станов-лению демократии в России и укреплению стабильности общества и государства.
Помимо названных институтов для становления и развития современной правовой и политической системы России большой интерес представляли бы развиваемые западными теоретиками и практиками конституционно-правовые основы обеспечения стабильности и эффективности, существующих в различных странах государственно-правовых режимов; институт реального разделения и взаимного сдерживания, балансирования властей; институты, обеспечивающие эффективную борьбу с так называемой корпоративной преступностью (corporate crime) и политической коррупцией, и др.
Дальнейшей разработке и адаптации данных и подобных институтов к российской действительности в немалой степени может способствовать классификация национальных правовых систем и выделение среди них с целью последующей трансформации общих для всех, наиболее устоявшихся и оправдавших себя правовых феноменов.
Любая классификация требует определения конкретных оснований (критериев) для ее осуществления. Нередко среди исследователей возникают разногласия по этому вопросу и, как следствие, в научно-правовой оборот включаются не всегда совпадающие по смыслу понятия. Поэтому вопрос о выборе критериев классификации национальных правовых систем является теоретически и практически важным вопросом. Каков должен быть характер этих общих оснований-критериев? Каковы их особенности и виды? Наконец, каково должно быть их содержание? Должны ли они быть временными или же постоянными, присущими сравниваемым системам на всех этапах развития?