ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 3419
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Наиболее широко в ЦНС распространены медиаторы - амины:
Другие производные аминокислот - ГАМК, глицин, глютамин и др.
Название рецептора определено медиатором, с которым он взаимодействует:
Взаимодействие гормонов и парагормонов с клетками-мишенями
Понятие высших психических функций (Выготский)
Физиология газообмена в легких
Гуморальная, рефлекторная, нервная регуляция деятельности сердца
1.Общие свойства возбудимых тканей. Процесс возбуждения. Особенности местного и распространяющегося
Механизм формирования ПС связан с:
4. Современные представления о процессе возбуждения. Потенциал действия, его фазы.
8. Механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам. Факторы, влияющие на скорость проведения
Механизмы проведения возбуждения по безмиелиновых нервным волокнам такой.
Закономерности проведения возбуждения через нервно-мышечный синапс:
В зависимости от частоты стимуляции выделяют следующие виды мышечного сокращения:
Тетанические сокращения отличается от одиночного следующими параметрами:
12. Функциональная характеристика гладких мышц.
13. Сила и работа мышц. Утомление и его особенности в целостном организме.
14. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Его свойства и функции.
17-18. Возбуждение в ЦНС. Механизмы и закономерности передачи возбуждения в центральных
Особенности передачи возбуждения через центральные аксо-соматические химические синапсы.
Постсинаптическое гиперполяризацийне торможения.
Пресинаптическое деполяризации торможения.
Особенности передачи возбуждения в ЦНС:
Рефлекторная дуга имеет следующие звенья:
24. Рефлекс как элементарный акт нервной регуляции. Строение рефлекторной дуги
По расположению рецепторы подразделяют на:
По виду адекватного раздражителя, воспринимают рецепторы, их подразделяют на:
Физиологические механизмы кодирования информации в рецепторах.
26. Механизм кодирования информации в рецепторах. Адаптация рецепторов.
27. Общие принципы координационной деятельности ЦНС.
28. Суммация возбуждения, торможение нейронами ЦНС. Виды суммации и их значение
В зависимости от локализации рецепторного звена и эффекторного органа рефлексы делят на висцеро-
34. Сегментарные и надсегментарные центры вегетативной нервной системы
35. Гуморальная регуляция, её отличие от нервной. Факторы гуморальной регуляции.
Факторы гуморальной регуляции:
Механизм действия на клетки жирорастворимых гормонов:
Механизм действия жирорастворимых гормонов определяет следующие их особенности:
При воздействии на клетки-мишени водорастворимых гормонов образуются внутриклеточные посредники:
Классификация условных и безусловных рефлексов
- постоянство внутренней среды организма;
Современные представления о путях замыкания временных связей:
Эмоции выполнѐят две функции : сигнальную и регуляторную.
Эмоции делят на низшие и высшие.
Структурное обеспечение эмоций. Эмоциогенные структуры мозга.
Две сигнальные системы действительности
Типы высшей нервной деятельности
Общая характеристика восприятия
Безазотистые органические компоненты крови
Основные физико-химические константы крови:
Противосвертывающая система крови.
В норме гемоглобин содержится в виде нескольких соединений:
Методы исследования вентиляции легких:
Кислородная емкость крови, анализ кривой диссоциации:
Анализ кривой диссоциации НbО2:
^ Рефлекторная регуляция дыхания
второго порядка. Центр второго порядка может вырабатывать 40 - 60 импульсов в минуту.
^ Внутрисердечные механизмы регуляции.
Капиллярный кровоток и его особенности. Микроциркуляция и ее роль в механизме обмена жидкости и
Рефлекторная регуляция сердечно-сосудистой системы в зависимости от изменения положения тела в
Механизмы клубочковой фильтрации. Фильтрационное давление и факторы его определяющего. Состав
Механизм поддержания почками постоянства внутренней среды организма : рН, осмотического давления,
97. Функциональная система питания и пищеварения, ее основные звенья. Сенсорное насыщение. Функции
Пищеварение в полости рта. Состав и физиологическая роль слюны. Слюноотделение, его регуляция
101. Физиологическая роль печени, участие желчи в пищеварении. Факторы стимулирующие секрецию желчи,
106. Физиология щитовидной и околощитовидной желез
107. Физиология надпочечников. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функции организма
Физиологическая характеристика обонятельной сенсорной системы. Механизмы восприятия запахов
Понятие высших психических функций (Выготский)
Понятие ВПФ
Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским.(Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия)). Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.
Структура ВПФ
Для Выготского знак (слово) – это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Знак играет важную роль в структуре ВПФ. Он становится средством опосредования между одним актом деятельности человека и другим (например, для того, чтобы запомнить что-то мы используем систему кодирования информации, чтобы потом ее воспроизвести). При этом сам характер строения высших психических функций можно обозначить как системный. ВПФ представляет собой систему, имеющую иерархический характер, т.е. одни части этой системы подчинены другим. Но система ВПФ не является статичным образованием, на протяжении жизни человека она меняется как теми частями, из которых состоит, так и отношением между ними.
Отличительные свойства ВПФ (специфика)
произвольность (человек сам управляет своей психической функцией, т.е. человек ставит задачи, цели). Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность.осознанность ВПФ;
опосредованность (используются средства). Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации.
социальность по происхождению. ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.
Развитие ВПФ
Законы формирования. Выготским были выделены законы формирования ВПФ:
2. 1. Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Его можно назвать "законом опосредствования".
3. 2. Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (средства социальной формы поведения в процессе развития становятся средствами индивидуальной формы поведения).
4. 3. Закон перехода функций извне внутрь. "Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращивания". Позднее, в другом контексте Л.С. Выготский сформулирует еще один закон, который, на наш взгляд, допустимо считать продолжением данного ряда.
5. 4. "Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникают поздно". Очевидно, его можно назвать "законом осознания и овладения".
Пример. В качестве примера формирования ВПФ можно привести трактовку Л.С. Выготским развития указательного жеста у младенцев. Первоначально этот жест существует в форме неудавшегося хватательного движения ребенка, направленного на желаемый объект. Как таковой это еще не указательный жест, однако он способен приобрести значение указательного жеста, если будет соответствующим образом интерпретирован близкими взрослыми. На этой (второй) стадии хватательное движение становится опосредствовано социальным окружением ребенка и приобретает значение "помоги мне взять это", которое быстро усваивается ребенком; последний начинает использовать его как для целей коммуникации с близкими взрослыми, так и для практических целей овладения желаемым объектом, который он не может достать самостоятельно. Делая это, ребенок по-прежнему может не осознавать тот факт, что он использует данный жест как социальный сигнал. Еще позднее этот указательный жест "для-других" может быть сознательноиспользован ребенком как орудие, посредством которого ребенок осуществляет контроль над своим собственным поведением; например (моя интерпретация смысла текста Л.С. Выготского. - Е.С.), для выделения определенного фрагмента картины и концентрации внимания на нем. На этот раз ребенок понимает: то, что он делает посредством указательного пальца (или предмета, его заменяющего), есть особый акт, осуществляемый с целью не
дать вниманию расползтись по картине, а сконцентрировать его на определенном избранном пункте. На этой стадии указательный жест существует "для-себя" или, точнее говоря, для ребенка, который использует его и в то же время знает, что он его использует.
Понятие интериоризции
Общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы (сделай то, возьми это). Потом человек стал обращать слова приказы на самого себя (говорит «встань» и встает). Сначала был процесс интерпсихологический, т.е. межличностный, коллективный. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Превращение интерпсихических отношений в интрапсихические – процесс интериоризации, т.е средства-знаки (зарубки, узелки) превратились во внутренние (образы, элемент внутренней речи). Интериоризация (по Выготскому) - это переход ВПФ из внешнего социального плана к внутреннему индивидуальному плану её существования. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и мыслить - яркий пример процесса интериоризации.
Стадии интериоризации
3 стадииинтериоризациив онтогенезе:
1) взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;
2) ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Пример: Л.С.В проводил опыты в виде игры с детьми 3-4 лет. Исследование произвольного внимания (когда предмет сам не бросается в глаза). Перед ребенком ставили чашки с крышками, на которые были наклеены прямоугольники, которые различались оттенками серого цвета: светло- и темно-серые. Прямоугольники и различия цвета были не очень заметны. В одну чашку помещали орех и просили детей отгадать, где он. Орех всегда находился в чашке темно-серого цвета. Если цвет был ярко-красный, то это был бы опыт на изучение НПФ. Ребенок то отгадывает, то проигрывает. Но условной связи нет, он не может выделить сигнальный признак. Затем экспериментатор на глазах у ребенка кладет орех в чашку и указывает на темно-серое пятно. После этого ребенок начинает выигрывать. Т.е. взрослый направил внимание ребенка на нужный предмет и затем ребенок сам стал направлять свое внимание на решающий признак. Здесь использовался знак – указательный палец экспериментатора. И ребенок сформулировал правило: надо смотреть на пятнышки и выбирать то, которое темное. Т.е. произошла интериоризация, знак превратился из внешней формы во внутреннюю.
В качестве примера формирования ВПФ можно привести трактовку Л.С. Выготским развития указательного жеста у младенцев. Первоначально этот жест существует в форме неудавшегося хватательного движения ребенка, направленного на желаемый объект. Как таковой это еще не указательный жест, однако он способен приобрести значение указательного жеста, если будет соответствующим образом интерпретирован близкими взрослыми. На этой (второй) стадии хватательное движение становится опосредствовано социальным окружением ребенка и приобретает значение "помоги мне взять это", которое быстро усваивается ребенком; последний начинает использовать его как для целей коммуникации с близкими взрослыми, так и для практических целей овладения желаемым объектом, который он не может достать самостоятельно. Делая это, ребенок по-прежнему может не осознавать тот факт, что он использует данный жест как социальный сигнал. Еще позднее этот указательный жест "для-других" может быть сознательноиспользован ребенком как орудие, посредством которого ребенок осуществляет контроль над своим собственным поведением; например (моя интерпретация смысла текста Л.С. Выготского. - Е.С.), для выделения определенного фрагмента картины и концентрации внимания на нем. На этот раз ребенок понимает: то, что он делает посредством указательного пальца (или предмета, его заменяющего), есть особый акт, осуществляемый с целью не дать вниманию расползтись по картине, а сконцентрировать его на определенном избранном пункте. На этой стадии указательный жест существует "для-себя" или, точнее говоря, для ребенка, который использует его и в то же время знает, что он его использует.
Общая характеристика восприятия
Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
Отличие восприятия от ощущений. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.