ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 3307
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Наиболее широко в ЦНС распространены медиаторы - амины:
Другие производные аминокислот - ГАМК, глицин, глютамин и др.
Название рецептора определено медиатором, с которым он взаимодействует:
Взаимодействие гормонов и парагормонов с клетками-мишенями
Понятие высших психических функций (Выготский)
Физиология газообмена в легких
Гуморальная, рефлекторная, нервная регуляция деятельности сердца
1.Общие свойства возбудимых тканей. Процесс возбуждения. Особенности местного и распространяющегося
Механизм формирования ПС связан с:
4. Современные представления о процессе возбуждения. Потенциал действия, его фазы.
8. Механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам. Факторы, влияющие на скорость проведения
Механизмы проведения возбуждения по безмиелиновых нервным волокнам такой.
Закономерности проведения возбуждения через нервно-мышечный синапс:
В зависимости от частоты стимуляции выделяют следующие виды мышечного сокращения:
Тетанические сокращения отличается от одиночного следующими параметрами:
12. Функциональная характеристика гладких мышц.
13. Сила и работа мышц. Утомление и его особенности в целостном организме.
14. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Его свойства и функции.
17-18. Возбуждение в ЦНС. Механизмы и закономерности передачи возбуждения в центральных
Особенности передачи возбуждения через центральные аксо-соматические химические синапсы.
Постсинаптическое гиперполяризацийне торможения.
Пресинаптическое деполяризации торможения.
Особенности передачи возбуждения в ЦНС:
Рефлекторная дуга имеет следующие звенья:
24. Рефлекс как элементарный акт нервной регуляции. Строение рефлекторной дуги
По расположению рецепторы подразделяют на:
По виду адекватного раздражителя, воспринимают рецепторы, их подразделяют на:
Физиологические механизмы кодирования информации в рецепторах.
26. Механизм кодирования информации в рецепторах. Адаптация рецепторов.
27. Общие принципы координационной деятельности ЦНС.
28. Суммация возбуждения, торможение нейронами ЦНС. Виды суммации и их значение
В зависимости от локализации рецепторного звена и эффекторного органа рефлексы делят на висцеро-
34. Сегментарные и надсегментарные центры вегетативной нервной системы
35. Гуморальная регуляция, её отличие от нервной. Факторы гуморальной регуляции.
Факторы гуморальной регуляции:
Механизм действия на клетки жирорастворимых гормонов:
Механизм действия жирорастворимых гормонов определяет следующие их особенности:
При воздействии на клетки-мишени водорастворимых гормонов образуются внутриклеточные посредники:
Классификация условных и безусловных рефлексов
- постоянство внутренней среды организма;
Современные представления о путях замыкания временных связей:
Эмоции выполнѐят две функции : сигнальную и регуляторную.
Эмоции делят на низшие и высшие.
Структурное обеспечение эмоций. Эмоциогенные структуры мозга.
Две сигнальные системы действительности
Типы высшей нервной деятельности
Общая характеристика восприятия
Безазотистые органические компоненты крови
Основные физико-химические константы крови:
Противосвертывающая система крови.
В норме гемоглобин содержится в виде нескольких соединений:
Методы исследования вентиляции легких:
Кислородная емкость крови, анализ кривой диссоциации:
Анализ кривой диссоциации НbО2:
^ Рефлекторная регуляция дыхания
второго порядка. Центр второго порядка может вырабатывать 40 - 60 импульсов в минуту.
^ Внутрисердечные механизмы регуляции.
Капиллярный кровоток и его особенности. Микроциркуляция и ее роль в механизме обмена жидкости и
Рефлекторная регуляция сердечно-сосудистой системы в зависимости от изменения положения тела в
Механизмы клубочковой фильтрации. Фильтрационное давление и факторы его определяющего. Состав
Механизм поддержания почками постоянства внутренней среды организма : рН, осмотического давления,
97. Функциональная система питания и пищеварения, ее основные звенья. Сенсорное насыщение. Функции
Пищеварение в полости рта. Состав и физиологическая роль слюны. Слюноотделение, его регуляция
101. Физиологическая роль печени, участие желчи в пищеварении. Факторы стимулирующие секрецию желчи,
106. Физиология щитовидной и околощитовидной желез
107. Физиология надпочечников. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функции организма
Физиологическая характеристика обонятельной сенсорной системы. Механизмы восприятия запахов
смысла слова как раздражителѐ. Лябое слово имеет фонетическое /звуковое/ и семантическое/смысловое/ значение.
Фонетическое/ звуковое/ значение слова – раздражитель длѐ 1 сигнальной системы, семантическое/смысловое/
значение слова - раздражитель длѐ 11 сигнальной системы. Эта система сигнализации состоит в восприѐтии смысла
слов - слышимых, произносимых и видимых. Эта система присуща только человеку. Человек обозначает словами все то, что он воспринимает при помощи рецепторов. Слово как "сигнал сигналов" ѐвлѐетсѐ основой развитиѐ отвлеченного,
человеческого мышлениѐ. Мысль это невысказанное слово.
Втораѐ сигнальнаѐ система возникает у человека всегда на базе I сигнальной системы, проѐвлѐетсѐ в обучении человека говорить – в слово вкладываят смысл ( если многократно сочетать действиѐ натурального. раздражителѐ с
обозначением этого раздражителѐ звуковым символом -словом).
После овладениѐ определенным количеством слов (1000) – способен за счет других слов овладеть смыслом других слов, (т.е. с опред. запасом слов можно понѐть значениѐ слов, не воспринимаѐ их физический смысл через собственнуя
рецепция), (что такое атомы, электроны, вращение Земли) /абстрактное мышление/. У человека II сигнальнаѐ ситстема. всегда развита сильнее, чем I сигнальнаѐ система(70 % к 30 %).
Типы высшей нервной деятельности
Еще в античный период древности обращали внимание на индивидуальные различиѐ темперамента лядей. Гиппократ, исходѐ из учениѐ о "соках тела", делил лядей на: сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов.
И.П. Павлов в зависимости от силы, подвижности /скорость возникновениѐ и исчезновениѐ процесса возбуждениѐ и торможениѐ, быстрота смены одного процесса другим/ и уравновешенностинервных процессов делил лядей и
животных на четыре типа:
-
Сильный, уравновешенный, подвижный /сангвиник/ -
Сильный, неуравновешенный, подвижный /холерик/ -
Сильный, уравновешенный, неподвижный /флегматик/ -
Слабый /меланхолик/
В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы И.П. Павлов делил лядей на:
-
Художественный тип - мыслит образами – преобладает чувственное /образное/ восприѐтие мира. 2.Мыслительный тип - характерно абстрактное мышление
3.Средний /смешанный/ тип – мыслительно-художественный, художественно-мыслительный тип.
Физиологические основы психической деѐтельности. Понѐтие о высших психических функциѐх, их адаптивнаѐ роль.
60.
Особенности восприѐтиѐ у человека. Функции речи. Функциональнаѐ асимметриѐ коры свѐзаннаѐ с развитием речи у
человека.
Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формируящиесѐ, социальные по своему происхождения, опосредствованные по психологическому строения и произвольные по способу своего осуществлениѐ. В. п. ф. — одно из основных понѐтий современной психологии, введенное в отечественнуя психологическуя науку Л. С. Выготским.(Высшие психические функции: логическаѐ памѐть, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действиѐ, речь, письмо, счет, движениѐ, перцептивные процессы (процессы восприѐтиѐ)). Важнейшей характеристикой ВПФ ѐвлѐетсѐ их опосредствованность различными «психологическими орудиѐми» — знаковыми
системами, ѐвлѐящимисѐ продуктом длительного общественно-исторического развитиѐ человечества. Среди
«психологических орудий» ведущуя роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представлѐет собой наиболее универсальный способ их формированиѐ.
Структура ВПФ
Длѐ Выготского знак (слово) – это то «психологическое орудие», посредством которого строитсѐ сознание. Знак играет важнуя роль в структуре ВПФ. Он становитсѐ средством опосредованиѐ между одним актом деѐтельности человека и другим (например, длѐ того, чтобы запомнить что-то мы используем систему кодированиѐ информации, чтобы потом ее воспроизвести). При этом сам характер строениѐ высших психических функций можно обозначить как системный. ВПФ
представлѐет собой систему, имеящуя иерархический характер, т.е. одни части этой системы подчинены другим. Но система ВПФ не ѐвлѐетсѐ статичным образованием, на протѐжении жизни человека она менѐетсѐ как теми частѐми, из которых состоит, так и отношением между ними.
Отличительные свойства ВПФ (специфика)
произвольность (человек сам управлѐет своей психической функцией, т.е. человек ставит задачи, цели). Произвольными ВПФ ѐвлѐятсѐ по способу осуществлениѐ. Благодарѐ опосредованности, человек способен осознавать свои функции и
осуществлѐть деѐтельность в определенном направлении, предвосхищаѐ возможный результат
, анализируѐ свой опыт, корректируѐ поведение и деѐтельность.осознанность ВПФ;
опосредованность (используятсѐ средства). Опосредованность ВПФ видна в способах их функционированиѐ. Развитие способности к символической деѐтельности и овладение знаком ѐвлѐетсѐ основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы ѐвлениѐ (например, иероглиф как единство слова и образа) определѐят смысловуя перспективу постижениѐ сущности на уровне единства абстрагированиѐ и
конкретизации.социальность по происхождения. ВПФ определѐетсѐ их происхождением. Они могут развиватьсѐ только в процессе взаимодействиѐ лядей друг с другом.
Развитие ВПФ
Законы формирования. Выготским были выделены законы формированиѐ ВПФ:
-
1. Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиѐми и знаками) формам поведениѐ. Его можно назвать "законом опосредствованиѐ". -
2. Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведениѐ (средства социальной формы поведениѐ в процессе развитиѐ становѐтсѐ средствами индивидуальной формы поведениѐ). -
3. Закон перехода функций извне внутрь. "Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращиваниѐ". Позднее, в другом контексте Л.С. Выготский сформулирует еще один закон, который, на наш взглѐд,
допустимо считать продолжением данного рѐда.
-
4. "Общий закон развитиѐ состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникаят поздно". Очевидно, его можно назвать "законом осознаниѐ и овладениѐ".
Пример. В качестве примера формированиѐ ВПФ можно привести трактовку Л.С. Выготским развитиѐ указательного жеста у младенцев. Первоначально этот жест существует в форме неудавшегосѐ хватательного движениѐ ребенка, направленного на желаемый объект. Как таковой это еще не указательный жест, однако он способен приобрести
значение указательного жеста, если будет соответствуящим образом интерпретирован близкими взрослыми. На этой (второй) стадии хватательное движение становитсѐ опосредствовано социальным окружением ребенка и приобретает значение "помоги мне взѐть это", которое быстро усваиваетсѐ ребенком; последний начинает использовать его как длѐ
целей коммуникации с близкими взрослыми, так и длѐ практических целей овладениѐ желаемым объектом, который он не может достать самостоѐтельно. Делаѐ это, ребенок по-прежнему может не осознавать тот факт, что он использует данный жест как социальный сигнал. Еще позднее этот указательный жест "длѐ-других" может быть
сознательноиспользован ребенком как орудие, посредством которого ребенок осуществлѐет контроль над своим собственным поведением; например (моѐ интерпретациѐ смысла текста Л.С. Выготского. - Е.С.), длѐ выделениѐ
определенного фрагмента картины и концентрации вниманиѐ на нем. На этот раз ребенок понимает: то, что он делает
посредством указательного пальца (или предмета, его заменѐящего), есть особый акт, осуществлѐемый с целья не дать внимания расползтись по картине, а сконцентрировать его на определенном избранном пункте. На этой стадии указательный жест существует "длѐ-себѐ" или, точнее говорѐ, длѐ ребенка, который использует его и в то же времѐ знает, что он его использует.
Общая характеристика восприятия
Восприятием (перцепцией) называетсѐ отражение в сознании человека предметов или ѐвлений в совокупности их
свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприѐтиѐ происходит упорѐдочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: свѐзи, образуемые в пределах одного анализатора, и
межанализаторные свѐзи. Первый случай наблядаетсѐ при воздействии на организм комплексного раздражителѐ одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодиѐ, представлѐящаѐ собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействуящих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные свѐзи образуятсѐ не только на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и другие (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших
полушарий происходит процесс интегрированиѐ, сложный синтез.
Все речевые анализаторы закладыватьсѐ в обоих полушариѐх, но развиватьсѐ только с одной стороны (у правшей – слева, у левшей – справа. Эта зона состоит из 3-х отделов.
Речедвигательный центр Брока — расположен в нижней части лобных извилин (поле 44) — это двигательный центр мышц ѐзыка. При поражении моторного центра речи развиваетсѐ моторнаѐафазиѐ — в этом случае человек понимает речь, но сам, увы, говорить не может.
Сенсорный центр Вернике — расположен в височной зоне в задних отделах верхней височной извилины (полѐ 22, 37, 42 левого полушариѐ) — свѐзан с восприѐтием устной речи. Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как собственной, так и чужой. При поражении возникает сенсорнаѐ афазиѐ — человек не воспринимает устнуя