Файл: SAMOUChITEL_ANGLIJSKOGO_YaZYKA_A_V_Petrova.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2021

Просмотров: 4485

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ

Урок первый

1. АРТИКЛЬ

Неопределенный артикль a (an) [q], [qn]

Определенный артикль the [Dq, Di:, DI]

2. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА

Урок второй

1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Множественное число

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

3. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

4. ГЛАГОЛ. Настоящее неопределенное время

«Немые» буквы

Основные особенности чтения букв и произношения звуков

1. Порядок слов в предложении

2. Косвенный падеж личных местоимений

3. Указательные местоимения

Урок четвертый

1. Притяжательные местоимения

2. Существительное. Притяжательный падеж

3. Предлог of

4. Глагол-связка to be

5. Счет до двенадцати

Урок пятый

1. Глагол. Инфинитив

2. Модальные глаголы can, may, must

3. Определение, выраженное существительным. Сложные слова

4. Предлоги in, at, on, to, from, into

Урок шестой

1. Глагол to have. The Present Indefinite Tense

2. Конверсия

3. Суффиксы -еr, -or

Урок седьмой

1. Оборот there is (there are)

2. Суффикс -ly

Урок восьмой

1. Вопросительная форма глаголов в Present Indefinite Tense

2. Вопросительные слова

3. Вопросительные предложения. Общие и специальные вопросы

4. Многозначность местоимений who, which, that

Урок девятый

1. Отрицательная форма глагола в Present Indefinite Tense

2. Отрицательная форма повелительного наклонения

3. Краткие ответы

4. Отрицательные предложения

Урок десятый

1. Притяжательные местоимения (вторая форма)

2. Степени сравнения прилагательных и наречий

3. Причастие I

4. Неопределенные местоимения some, any

5. Сложные слова с some, any, every, по

Урок одиннадцатый

1. Прошедшее неопределенное время (The Past Indefinite Tense)

2. Счет до ста

3. Даты

Урок двенадцатый

1. Будущее неопределенное время (The Future Indefinite Tense)

2. Числительные

3. Артикль

4. Суффикс -ure

Урок тринадцатый

1. Три основные формы глагола. Причастие II

2. Предлоги by, with

3. Сравнение причастий I и II. Причастные обороты

4. Форма -ing. Герундий

5. Суффикс -ed

6. Сложные глаголы

Урок четырнадцатый

1. Страдательный залог (The Passive Voice)

2. Группа неопределенных времен (Indefinite Tenses)

3. Суффиксы -al, -ic(s), -ern, -ion

4. Отрицательные приставки un-, in-, поп-

5. Приставки under-, over-

Урок пятнадцатый

1. Времена группы Continuous (Continuous Tenses)

2. Сложноподчиненное предложение

3. Бессоюзное подчинение придаточных предложений

4. Место предлога

5. Суффикс -ive

Урок шестнадцатый

1. Времена группы Perfect (Perfect Tenses)

2. Present Perfect

3. Безличные предложения

4. Суффиксы -meat, -y, -en

Урок семнадцатый

1. The Past Perfect Tense

3. Согласование времен

4. Суффиксы -ish, -ist, -ward(s)

Урок восемнадцатый

1. Модальные глаголы и обороты

2. Многозначность as

3. Суффиксы -able, -ous, -ful, -less

4. Суффиксы -ry, -ize (-ise)

Урок девятнадцатый

1. Инфинитив и причастие как дополнение (винительный падеж с инфинитивом и причастием12)

2. Союзы either ... or, neither ... nor

3. Возвратные и усилительные местоимения

4. Словопроизводство с помощью изменения произношения

Урок двадцатый

1. Совершенные длительные времена (Perfect Continuous Tenses)

2. Оборот «именительный падеж с инфинитивом»13

3. Суффикс -ness

Урок двадцать первый

1. Герундий

2. Суффиксы -ant, -ent; -ance, -ence; -ancy, -ency

3. О РАБОТЕ С ОБЩИМ АНГЛО-РУССКИМ СЛОВАРЕМ

Урок двадцать второй

1. Инфинитив

2. Слова-заместители

3. Суффикс -ty (-ity)

Урок двадцать третий

1. Причастия (сложные формы)

2. Самостоятельный причастный оборот

3. Форма на -ing

4. Приставки dis-, en-

5. Сложные существительные с элементами -man и -woman

Урок двадцать четвертый

1. Косвенный вопрос. Союзы if, whether

2. Будущее действие в условных и обстоятельственных придаточных предложениях

3. Оборот to be going to

4. Would

5. Суффиксы -an, -ian

6. Приставка re-

Урок двадцать пятый

1. Сослагательное наклонение

2. Should

3. Условные предложения

4. Бессоюзное подчинение условных предложений

Урок двадцать шестой

КЛЮЧ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

ТАБЛИЦА СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА

СПИСОК НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ СЛУЖЕБНЫХ СЛОВ

АНГЛО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ

А

B

C

D

E

F

G

H

I

J

K

L

M

N

O

P

Q

R

S

T

U

V

W

Y

Самое главное — не запускайте эту работу, ведите ее повседневно и помните, что чем активнее и сознательнее будет ваша работа над словами, тем скорее вы выучитесь читать по-английски.


В уроках 1-6 вы встретили около 150 новых слов.


УПРАЖНЕНИЯ

1. Повторите упражнения в чтении, помещенные перед текстом.

2. Из новых слов урока выберите слова со звуками: [x], [A], [aI].

3. Определите, каким членом предложения является слово motor в последнем абзаце текста.

4. Следующие 18 слов разделите на 9 пар антонимов, т.е. противоположных по значению слов (например: north south):

white, woman, large, east, take, go, old, bottom, black, right, man, west, small, come, give, left, new, top

5. Проспрягайте устно глагол to have и придумайте по одному предложению на каждое лицо (I, he, we и т. д.) Возьмите за образец предложение: I have a book.

6. а) Вставьте вместо точек have или has и переведите предложения:

We … five big black boxes. They … many good friends. The building … two towers and three gates. The house … a curved front. The river … a total length of one hundred miles. She … a blue pencil. The library … five thousand books. We often … visitors here.

He забудьте перевести предложения — цель этого и аналогичных упражнений не только в том, чтобы усвоить грамматическое правило, но и в том, чтобы запомнить слова.

б) Переведите эти же предложения обратно на английский язык и сверьте с учебником.

7. Перепишите предложения, вставив вместо русских слов английские:

On the top of the (холм) we (видим) a large (здание). He often comes to our (завод). From this (места) we can (также) see (почти) all the (город) and the (синее) sea. Our (библиотека) has many (новых иностранных) books. The docker (несет) a large (желтый) box. You may now (взять) this (синюю) book. You can (теперь) give it to your (другу). You may take (только) this (письмо). We (часто) see this (знаменитую) woman. Our friends are in that (вагоне). We must go by (железной дороге). (Теперь) I can tell you the (длину) of the (судна). We see a large (букву) S at the bottom of the map. The large N which (обозначает север) is over it. He is very (старый).


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

I. Образуйте множественное число от следующих существительных:

letter, mile, child, library, visitor, city, gate, railway

II. а) Повторите спряжение глаголов to be и to have и перепишите предложения, вставив вместо точек эти глаголы в соответствующей форме. Следите за смыслом:

The letter … in his hands. He … a letter in his hand. We … Rousseau's book Letters from the Hills. Our city … very big. We … a small house. Our works … a new conveyer. The new carriages … blue and yellow. The locomotive … black. This building … in that part of the city. This place … very famous. The foreign workers … in that carriage. The tower which we see there … a clock. As you see, the clock … very big. These men … our new workers. Over a hundred people … now in this building. These sheets … white. We often … foreign visitors here. Our city … twenty libraries. The gateopen. The worksnear the city.

б) Переведите предложения письменно на русский язык, а потом обратно на английский и сверьте с ключом.

III. Разберите предложение;

The tower clock strikes the hours.

Какой частью речи является слово tower? Каким членом предложения? Как вы переведете его на русский язык в данном предложении?

IV. Переведите предложения:

As you go up the hill, look to your right. As you see, this railway is very good. As he tells us, it has a total length of a thousand miles. Peter is as old as John. You must make the plan as I tell you. As the gate opens, the ship goes into the dock. This book is as good as the book which you have. He is as often here as you are.


V. Разберите состав слов: a letter-carrier, a new-comer. Каждое из этих сложных слов образовалось из двух других. Какие это слова? Найдите в них корни, суффиксы. Определите значения слов, не прибегая к словарю. Все элементы вам знакомы.

VI. Переведите на русский язык слова:

length, as, sheet, carriage, blue, country, foreign, new, mile, every, now, also, works, old, hill, carry, famous, over, thousand, often, people, total, yellow, hundred, library, twenty, hear, there

VII. Назовите английские слова, имеющие следующие значения)

слышать, желтый, синий, часто, сотня, посещать, общий, лист, завод, сейчас, Москва, библиотека, старый, нести, новый, также, народ, страна, холм, каждый, длина, иностранный, там


Повторение

Повторите в уроке 2 образование множественного числа существительных, спряжение глаголов в настоящем неопределенном времени и раздел о чтении буквы S, s.

Перечитайте тексты уроков 2—5.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УСТНОЙ РЕЧИ

CONVERSATION. БЕСЕДА И РАЗГОВОР

Allow me to introduce myself. [q'lau] ["Intrq'dju:s]

Разрешите представиться.

Allow me to introduce my friend.

Разрешите представить вам моего друга.

Miss White, may I introduce my wife to you? This is my wife.

Мисс Уайт, разрешите представить вам мою жену.

My name is Williams. [neIm]

Моя фамилия Вильямс.

How do you do!

Здравствуйте!

May I ask your name, please?

Простите, как ваша фамилия?

We are very glad to see you, dear friends. [glxd] [dIq]

Мы очень рады вас видеть, дорогие друзья.

Примечание.

Словом name обозначается как имя, так и фамилия. При необходимости уточнения имя называется first name, а фамилия last name или surname ['sq:neIm]. Многие англичане и американцы имеют также middle name «среднее имя», т.е. второе имя. Оно часто обозначается инициалом. Например: Herbert James White = Herbert J. White.


Урок седьмой

ГРАММАТИКА

1. Оборот there is (there are)

В тексте вы встретите новые для вас выражения there is и there are. Возьмем следующие предложения:

There is a lamp on his table. На его столе есть лампа.

There are two books on his table. На его столе лежат две книги.

Как вы видите, порядок слов в английском и русском предложениях не совпадает. Выражение there is, соответствующее русскому имеется, есть, бывает, находится, стоит на первом месте. Это очень распространенный в английском языке оборот. There is — единственное число, there are — множественное. Первое слово этого оборота — there — само по себе значит там, но в словосочетании there is (are) оно утратило это значение. Поэтому возможно такое предложение:

There are many new houses there. Там есть много новых домов.

В этом предложении «там» выражено вторым словом there, а первое there является лишь частью оборота there isесть, имеется.

Чтобы уловить значение оборота there is, сравните два предложения:

1) The book is on the table. Книга на столе.

2) There is a book on the table. На столе (есть) книга.

Первое предложение отвечает на вопрос где книга? Оно говорит, что какая-то определенная (the book) книга находится на столе, а не в каком-либо другом месте.


Второе предложение отвечает на вопрос что находится на столе? и сообщает, что на столе находится книга, а не что-либо иное.

Таким образом, выражение there is большей частью служит для указания наличия чего-либо в определенном месте. Поскольку в таких предложениях обычно говорится о предметах, о которых собеседнику еще ничего не известно, после оборота there is не употребляется ни артикль the, ни притяжательное местоимение. Сравните:

M y pencil is on the table.

Мой (определенный) карандаш на столе.

The pencil is on the table.

T here is a pencil on the table.

На столе есть (какой-то) карандаш или (какие-то) 12 карандашей.

There are twelve pencils on the table.

Сравните все приведенные выше примеры с их переводом: вы убедитесь, что предложения с оборотом there is лучше всего переводить, начиная с обстоятельства места (где?).

Оборот there is (there are) читается слитно и без ударения в предложении.

Прочтите и переведите!

There are many wide rivers in Europe. There are eleven new words in the text. There is a bridge on this river. On our table there are five apples. There is a railway near our city. There are two ships in the mouth of the river. There are twelve sheets in the child's notebook.


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

2. Суффикс -ly

Форму -ly [-lI] имеют два суффикса. Один из них образует наречия, другой — прилагательные. Рассмотрим их отдельно.

1. Суффикс -ly образует наречия из прилагательных. Примеры из встречавшихся вам слов:

wide широкий — widely ['waIdlI] широко

total полный — totally ['tqutlI] полностью, совершенно

special специальный — specially ['speSqlI] специально

Это очень распространенный суффикс, и о нем надо помнить при отыскивании слов в словаре. Наречия, оканчивающиеся на -lу, включаются в краткие словари только в том случае, если они имеют иные значения или оттенки значений по сравнению с аналогичным прилагательным. Если же значение наречия можно легко вывести из значения прилагательного, то наречие в словарь часто не включается.

Такой же практики мы будем придерживаться в этом учебнике.

Так, в тексте вы встретите наречие usually обычно, но в словаре, данном в конце самоучителя, вы его не найдете; там дано прилагательное usual обычный. В то же время не вполне аналогичные по значению слова near близкий и nearly почти даны в уроке 4 отдельно.

2. Суффикс -ly образует прилагательные от существительных. Например:

friend друг

friendly ['frendlI] дружественный

man мужчина

manly ['mxnlI] мужественный

hour час

hourly ['auqlI] ежечасный


УПРАЖНЕНИЯ В ЧТЕНИИ

1. В уроке 2 повторите раздел о звуке [w]. Прочтите слова с этим звуком (гласный звук указан):

[L]: war, warm, warn, water

[e]: west, well, weather ['weDq]

[I]: wind, winter, win


2. Повторите в уроке 3 раздел о чтении сочетаний ои, оw. Прочтите:

[au]: now, tower, brown, mouth, flower, south

[ou]: know, grow, snow, blow, yellow ['jelqu]

3. В тексте вы встретите названия месяцев. Значение этих названий вы легко поймете по их сходству с русскими. Поупражняйтесь в произношении этих слов:

January ['GxnjuqrI]

январь

February ['februqrI]

февраль

March [mQ:C]

март

April ['eIprIl]

апрель

May [meI]

май

June [Gu:n]

июнь

July [Gu(:)'laI]

июль

August ['O:gqst]

август

September [sep'tembq]

сентябрь

October [Ok'tqubq]

октябрь

November [nqu'vembq]

ноябрь

December [dI'sembq]

декабрь



Прочтите и переведите текст и выучите слова;

SEASONS IN ENGLAND

I

England, as you know, is on the east side of the Atlantic Ocean. In that ocean there is a kind of river of warm water which goes north-east.

This river is many miles wide. The winds usually come to England from the south-west. They go over this river of warm water and make winters in England warm. In summer the south-west winds keep England cool. Summer in England is too cool for many crops, but vegetables and some other crops grow there.

In England there are many different kinds of animals and birds.

II

December, January and February are the winter months in England. Snow falls and it makes the weather cold. The leaves of the trees fall off. The weather is too cold for birds and they fly south, to warm places. Some of them fly to North Africa and some to other countries in the South.

March, April and May are the months of spring in England. In these months the trees and the flowers begin to grow. The birds come back to England from Africa. Sometimes there are storms of wind and rain, but the rain is good for the trees and flowers, for vegetables and other crops.

June, July and August are the three months of summer in England. In summer the weather in England is usually warm. There are many kinds of flowers. The leaves of the trees are green. Some of them are very beautiful.

September, October and November are the months of autumn in England. The weather is cool. The leaves fall off the trees. Sometimes there are storms with wind and rain. The trees are very beautiful in autumn, because their leaves are red and brown and yellow.


Новые слова

animal ['xnIm(q)l] n животное

autumn ['O:tqm] n осень

back [bxk] adv обратно

beautiful ['bju:tqful] а красивый

begin [bI'gIn] v начинать(ся)

bird [bq:d] п птица

brown [braun] а коричневый

but [bAt] cj но

cold [kquld] а холодный

cool [ku:l] а прохладный

crop [krOp] n с.-х. культура;урожай

different ['dIfr(q)nt] а различный

fall [fO:l] v падать fall off v опадать, отпадать

flower ['flauq] n цветок

green [grI(:)n] а зеленый

grow [grqu] v расти; растить; выращивать; становиться

keep [kI(:)p] v держать(ся); хранить, оставаться, сохраняться; вести

leaf [lI(:)f] п (мн. ч. leaves [lI(:)vz]) лист (дерева)

month [mAnT] п месяц

off [Of] adv, рrр прочь (более подробно см. урок 13)

rain [reIn] n дождь

red [red] а красный

season ['sJzn] а время года, сезон

snow [snqu] n снег

some [sAm] pron некоторый

sometimes ['sAmtaImz] adv иногда

spring [sprIN] n весна

storm [stO:m] n буря, шторм

summer ['sAmq] n лето

too [tu:] adv слишком, также

tree [trJ] n дерево

usually ['ju:ZuqlI] adv обычно

vegetable ['veGJtqbl] n овощ; а растительный

warm [wO:m] а теплый

water ['wO:tq] n вода

weather ['weDq] n погода

wind [wInd] n ветер

winter ['wIntq] n зима


Условные словарные сокращения

Начиная с этого урока, в словариках будет указываться, какой частью речи является данное слово. Для этого будут использованы сокращения, употребляемые в общих англо-русских словарях. Запомните их.

a adjective ['xGIktIv] — прилагательное

adv adverb ['xdvq:b] — наречие

cj conjunction [kqn'GAN(k)S(q)n]союз

n noun [naun] — существительное

пит numeral ['nju:m(q)r(q)l] — числительное

pron pronoun ['prqunaun]местоимение

prp preposition ["prepq'zIS(q)n]предлог

v verb [vq:b] — глагол


МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ

Вы уже имели случай убедиться, что многие слова имеют несколько значений. Даже такое простое слово, как table, вы знаете в двух значениях: стол, таблица. Особенно многозначны слова, выражающие абстрактные понятия. Так, среди новых слов этого урока вы встречаете слово too, означающее слишком, также. Значение этого слова раскрывается в предложении. Сравните:

The map is too small. Карта слишком мала.

Не, too, lives in Moscow. Он также живет в Москве.

Многозначность свойственна всем языкам, в том числе и русскому. Это видно на примере слова место в следующих сочетаниях: 1) Сочи — чудесное место для отдыха; 2) пять мест багажа; 3) «Доходное место» А. Н. Островского; 4) ящик занял много места; 5) разобрать дело на месте; 6) трудное место в статье. В каждом сочетании оно имеет несколько иной оттенок значения, и в переводе этих шести сочетаний на английский язык нам пришлось бы употребить шесть разных слов: place, piece, job, room, spot, passage. Из них вы знаете пока только одно — place.


Не меньшую многозначность имеют слова английского языка, и это надо постоянно помнить при переводе на русский язык.

Кроме многозначных слов, надо иметь в виду омонимы, т.е. слова, совпадающие по форме, но не имеющие между собой ничего общего по смыслу. В русском языке примером могут служить слова коса (как орудие труда и как род прически) и ключ (ключ от замка и источник воды). Среди известных вам английских слов можно привести kind. Вы его знаете как существительное kind род, сорт. Но есть также прилагательное kindдобрый, ласковый.

В этом уроке чрезвычайно много многозначных слов. Заметьте в особенности глагол to keep. Приведем примеры на основные значения этого слова: keep your pencils in this box держи свои карандаши в этой коробке; the weather keeps cool погода держится прохладная; to keep house вести домашнее хозяйство. Глагол to keep входит как элемент в многочисленные сложные слова типа housekeeper домашняя хозяйка, gatekeeper привратник и т. д. Помните ли вы, что суффикс -ег означает деятеля?

Заметьте, что глагол to keep, как и многие другие глаголы, может быть переходным и непереходным, т.е. означать и держать и держаться, хранить и храниться.

То же мы видим в глаголе to grow расти (непереходный глагол) и растить, выращивать (переходный глагол). Сравните: Vegetables grow (растут) well in England. These farmers grow (выращивают) vegetables.

В той или иной степени многозначны почти все слова урока.

Как вы знаете из предыдущего урока, в английском языке существует явление конверсии. Так, зная значения существительных flower цветок, storm шторм, water вода, вы легко сможете перевести совпадающие с ними по форме и родственные им глаголы to flower цвести, to storm бушевать, to water поить (животных). С другой стороны, слова cold холодный, to fall падать, back обратно имеют аналогичные по смыслу существительные: a cold насморк, простуда, a fall падение, the back спина. Существительное fall, к тому же, имеет в США также значение осень.

Слово spring имеет много различных значений. Кроме значения весна, в котором оно встречается в тексте, оно значит также родник, пружина, прыжок; прыгать, происходить. Отсюда следует:

1) обращайте внимание на словарные пометы, чтобы знать, какой частью речи является данное слово;

2) старайтесь запомнить все значения слова, данные в учебнике, учтите, что мы приводим лишь самые основные значения;

3) встречая в тексте знакомое слово, которое как будто «не подходит по смыслу», проверяйте по словарю, не имеет ли оно еще какого-нибудь значения.

В словарях к текстам дается, как правило, лишь основное значение слова с учетом его значения в данном тексте. За более полными справками обращайтесь к словарю в конце пособия — или к полному англо-русскому словарю.


УПРАЖНЕНИЯ

1. Перечислите вслух названия месяцев (пользуйтесь упражнением в чтении на с. 72).

2. Вставьте вместо точек is или are и переведите устно:

There … many animals here. There … a large city near the mouth of this river. There … some beautiful flowers there. There … many trees near our house. There … nearly a hundred apples in this bag. There … many different birds there.