ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 3423
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Наиболее широко в ЦНС распространены медиаторы - амины:
Другие производные аминокислот - ГАМК, глицин, глютамин и др.
Название рецептора определено медиатором, с которым он взаимодействует:
Взаимодействие гормонов и парагормонов с клетками-мишенями
Понятие высших психических функций (Выготский)
Физиология газообмена в легких
Гуморальная, рефлекторная, нервная регуляция деятельности сердца
1.Общие свойства возбудимых тканей. Процесс возбуждения. Особенности местного и распространяющегося
Механизм формирования ПС связан с:
4. Современные представления о процессе возбуждения. Потенциал действия, его фазы.
8. Механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам. Факторы, влияющие на скорость проведения
Механизмы проведения возбуждения по безмиелиновых нервным волокнам такой.
Закономерности проведения возбуждения через нервно-мышечный синапс:
В зависимости от частоты стимуляции выделяют следующие виды мышечного сокращения:
Тетанические сокращения отличается от одиночного следующими параметрами:
12. Функциональная характеристика гладких мышц.
13. Сила и работа мышц. Утомление и его особенности в целостном организме.
14. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Его свойства и функции.
17-18. Возбуждение в ЦНС. Механизмы и закономерности передачи возбуждения в центральных
Особенности передачи возбуждения через центральные аксо-соматические химические синапсы.
Постсинаптическое гиперполяризацийне торможения.
Пресинаптическое деполяризации торможения.
Особенности передачи возбуждения в ЦНС:
Рефлекторная дуга имеет следующие звенья:
24. Рефлекс как элементарный акт нервной регуляции. Строение рефлекторной дуги
По расположению рецепторы подразделяют на:
По виду адекватного раздражителя, воспринимают рецепторы, их подразделяют на:
Физиологические механизмы кодирования информации в рецепторах.
26. Механизм кодирования информации в рецепторах. Адаптация рецепторов.
27. Общие принципы координационной деятельности ЦНС.
28. Суммация возбуждения, торможение нейронами ЦНС. Виды суммации и их значение
В зависимости от локализации рецепторного звена и эффекторного органа рефлексы делят на висцеро-
34. Сегментарные и надсегментарные центры вегетативной нервной системы
35. Гуморальная регуляция, её отличие от нервной. Факторы гуморальной регуляции.
Факторы гуморальной регуляции:
Механизм действия на клетки жирорастворимых гормонов:
Механизм действия жирорастворимых гормонов определяет следующие их особенности:
При воздействии на клетки-мишени водорастворимых гормонов образуются внутриклеточные посредники:
Классификация условных и безусловных рефлексов
- постоянство внутренней среды организма;
Современные представления о путях замыкания временных связей:
Эмоции выполнѐят две функции : сигнальную и регуляторную.
Эмоции делят на низшие и высшие.
Структурное обеспечение эмоций. Эмоциогенные структуры мозга.
Две сигнальные системы действительности
Типы высшей нервной деятельности
Общая характеристика восприятия
Безазотистые органические компоненты крови
Основные физико-химические константы крови:
Противосвертывающая система крови.
В норме гемоглобин содержится в виде нескольких соединений:
Методы исследования вентиляции легких:
Кислородная емкость крови, анализ кривой диссоциации:
Анализ кривой диссоциации НbО2:
^ Рефлекторная регуляция дыхания
второго порядка. Центр второго порядка может вырабатывать 40 - 60 импульсов в минуту.
^ Внутрисердечные механизмы регуляции.
Капиллярный кровоток и его особенности. Микроциркуляция и ее роль в механизме обмена жидкости и
Рефлекторная регуляция сердечно-сосудистой системы в зависимости от изменения положения тела в
Механизмы клубочковой фильтрации. Фильтрационное давление и факторы его определяющего. Состав
Механизм поддержания почками постоянства внутренней среды организма : рН, осмотического давления,
97. Функциональная система питания и пищеварения, ее основные звенья. Сенсорное насыщение. Функции
Пищеварение в полости рта. Состав и физиологическая роль слюны. Слюноотделение, его регуляция
101. Физиологическая роль печени, участие желчи в пищеварении. Факторы стимулирующие секрецию желчи,
106. Физиология щитовидной и околощитовидной желез
107. Физиология надпочечников. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функции организма
Физиологическая характеристика обонятельной сенсорной системы. Механизмы восприятия запахов
К числу их относятся наблюдения, сделанные при помощи электронной микроскопии, показавшие, что по мере формирования следов навыка в соответствующих нейронах животного можно наблюдать увеличение числа мельчайших везикул (пузырьков), содержащих повышенную концентрацию ацетилхолина, способствующего перенесению импульса в синапсах, в то время как длительное отсутствие раздражений уменьшает их количество.
К числу таких наблюдений относятся и факты, которые показали, что следы информации, усвоенной животным, могут быть переданы другому животному гуморальным путем через посредство измененной РНК, и наоборот, разрушение РНК (ее растворение рибонуклеазой) приводит к разрушению этих следов.
Эти наблюдения вызвали оживленную дискуссию, и мы приводим краткие данные, отмечая, что их проверка и окончательная оценка еще являются делом будущего.
Данные о возможном участии РНК как в хранении, так и в передаче информации, были впервые получены американским исследователем Мак Коннеллом. Этот исследователь вырабатывал у плоских червей (планарий) навык избегать света. Такое обучение требовало значительного числа проб. После этого планария разрезалась на две части, каждая из которых постепенно регенерировала, превращаясь в целое животное. Когда регенерировавшие особи снова начинали обучаться той же процедуре, оказывалось, что обучение как регенерировавшего головного, так и регенерировавшего хвостового шипа требует втрое меньшего количества тренировочных проб. Следовательно, сохранение следа памяти происходит не за счет оставшихся нейронов переднего ганглия (который у хвостового конца заново регенерировал), а за счет гуморальных (биохимических) сдвигов, сохранившихся во всех тканях тела. Характерно, что, если оба конца планарии, у которой был выработан соответствующий навык, опускались в раствор рибонуклеазы, разрушавшей РНК, следы полученного навыка исчезали, и регенерировавшие черви требовали для повторного обучения такого же количества новых тренировочных опытов, как и необученные особи.
Эти опыты, по мнению авторов, подтверждают участие РНК в сохранении следов памяти.
Дальнейшие опыты, проведенные Мак Конпелом и другими исследователями, создали впечатление, что измененная РНК может не только сохранять следы полученной информации, но и передавать их гуморальным путем другим особям. Для того, чтобы показать это, Мак Коннел сначала вырабатывал соответствующий навык у группы планарии, а потом скармливал экстракт из тел обученных планарии необученным планариям. По данным, которые приводит исследователь, в результате этого опыта необученные планарии начинали значительно быстрее вырабатывать тот специфический навык, который ранее вырабатывался у обученных планарии и, по-водимому, передавался им гуморальным путем посредством специфически измененной РНК, хранящей следы выработанной модификации поведения.
Подобные опыты были проведены на ряде животных (в том числе на крысах, в мозг которых вводился экстракт из размельченного мозга ранее обучавшихся крыс), и авторы, проводившие эти опыты, высказали предположение, что и в этих случаях РНК участвует не только в сохранении следов от полученной информации, но в передаче этой информации другим особям гуморальным (биохимическим) путем.
Как уже было сказано выше, эти опыты вызвали горячую дискуссию, и еще трудно утверждать, что их результаты подтвердятся дальнейшими исследованиями. Возникает существенный вопрос: ограничивается ли изменение РНК, возникающее в результате раздражения, одними лишь нейронами, или же в процесс сохранения следов вовлекаются и другие ткани мозга?Этот вопрос привлек внимание исследователей.
Как известно, в состав ядер подкорковых образований, как и в состав коры, кроме нейронов входит еще и глия,которая облегает нервные клетки плотной губчатой массой. В течение длительного времени глия считалась лишь опорной тканью мозга, однако за последнее время стало ясно, что она имеет и другие, гораздо более сложные функции, участвуя как в обменных процессах, так и в регуляции процессов возбуждения, протекающего в нервных аппаратах, а возможно, и в процессе сохранения следов тех возбуждений, которые возникают в нервной ткани мозга. Известно также, что число глиальных клеток в 10 раз больше, чем число нервных клеток; в отличие от нервных клеток, которые не делятся при жизни, глиальные клетки продолжают делиться и число их увеличивается в онтогенезе. Характерно, что по мере развития существенно возрастает отношение массы нервных клеток ко всей массе серого вещества, к которой относятся и глиальные клетки.
Глиальные клетки плотно облегают нервные клетки, и, по выражению Хидсна, «занимают стратегическое положение между нервными клетками и кровеносными капиллярами». Электрические потенциалы возникают в них во много сотен раз медленнее, чем в нервных клетках, а биохимические изменения, происходящие в них под влиянием раздражений, находятся в обратных отношениях к биохимическим изменениям, происходящим в нервных клетках: в начале раздражения в нервных клетках (нейронах) количество РНК увеличивается, а в окружающей глии – уменьшается, и наоборот, по окончании действия раздражителя количество РНК в нервной клетке быстро падает, а в клетках окружающей глии – возрастает. Поэтому возникновение медленных потенциалов, которым нейрофизиология придает особенно большое значение, связывается сейчас не только с работой нейронов, но и с работой глии.
Все это заставляет предполагать, что глия придает стабильность процессам, возникающим в нервной клетке, оказывает модулирующее влияние на протекание возбуждений и, возможно, непосредственно участвует в хранении следов тех возбуждений, которые возникают в нейронах.
Циркуляции возбуждений по реверберационным кругам и указаний на биохимические сдвиги, возникающие под влиянием раздражений, доходящих до нервной ткани, все же недостаточно для объяснения механизмов, лежащих в основе долговременной памяти. Поэтому некоторые исследователи считают необходимым искать механизмы долговременной памяти в некоторых морфологических изменениях,возникающих в синаптическом аппарате нейронов, и высказывают предположение, что именно эти морфологические новообразования являются субстратом долговременной памяти. Еще раньше известный морфофизиолог А. Капперсуказал, что рост аксонов и денд-ритов не случаен и отростки нейрона ориентируются в направлении протекающего возбуждения. Это явление, которое А. Капперс назвал «нейробиотическим», подтвердилось при дальнейших наблюдениях. Сейчас ученые полагают, что направление роста отростков нейронов в значительной мере определяется их функционированием и теми «программами», которые зависят от кода возбуждения и лежат в основе их деятельности.
Рост аксодендритической системы ряда нейронов происходит и прижизненно, в большой степени стимулируется упражнением и задерживается от «неупотребления» той или другой системы. Упражнение в значительной степени повышает число синапсов, увеличивает число пузырьков (везикул), переносящих возбуждение в нейронах, и количество тех мельчайших выростов («шипиков»), находящихся на аксонах, которые сейчас считаются основным нейрохимическим аппаратом, обеспечивающим передачу возбуждения в синапсах. Такие же реакции движения и роста возникают при возбуждении не только в отростках нейронов, но и в глии (А. И. Ройтбак),именно этот эффект образования новых синапсов, по мнению некоторых авторов, и составляет субстрат долговременной памяти.
Если в основе кратковременной памяти лежит движение возбуждения по реверберационным кругам, а в основе долговременной памяти – рост аксодендритического аппарата глии, образование новых синапсов еще нельзя считать доказательным, но многие современные попытки найти физиологическую основу явлений памяти идут в этом направлении.
Научение— это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями.
Изменение деятельности или поведения имеет характер научения, если оно вызывается не какими-то врожденными свойствами организма, а определенной предшествующей деятельностью. К научению не относятся изменения поведения, непосредственно вызванные утомлением, травмами, механическими воздействиями извне, действиями химических препаратов, а также физиологическим созреванием. Нет научения и в тех случаях, когда изменения деятельности или поведения носят мимолетный, случайный характер.
Научение человека представляет собой сложный многоступенчатый процесс, протекающий на разных уровнях. Так, один уровень включает сенсорное и моторное научение. При сенсорном научении формируются различение образов восприятия, а также процессы узнавания и опознания. При моторном научении происходит выбор и объединение в соответствующие программы, их дифференцировка, генерализация и систематизация. Их синтез — сенсомоторное научение — обеспечивает формирование двигательных программ под контролем образов восприятия и представления. Результаты этих видов научения выражаются в форме сенсорных, моторных и сенсомоторных умений и навыков. На когнитивном уровне научения у человека формируются процессы обнаружения, анализа, отбора, обобщения и закрепления существенных свойств и связей предметов деятельности, а также целесообразные действия по использованию этих свойств и связей.
Навык – автоматизированный способ действий, сформированный в процессе многократных тренировок. Различают простые навыки–несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без напряжения сознания, и сложные – усвоенные автоматизированные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания. Навыки строятся на знаниях, на понимании совершаемого действия.
Особую роль знание психофизиологических закономерностей формирования навыков имеет при переучивании на новую технику. В процессе переучивания на новую технику частично или полностью изменяются цели, структура и условия деятельности, средства и способы ее выполнения. Сущность переучивания заключается в создании и закреплении новых профессиональных навыков на фоне ранее выработанных.
Кроме практической деятельности, человек способен осуществлять и особую гностическую деятельность. Цель ее – познание окружающего мира. Гностическая деятельность, как и практическая, может быть предметной и внешней (например, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение предметов для изучения их свойств). Это может быть также перцептивная (рассматривание, слушание, наблюдение) или же символическая (изображение, обозначение, высказывание) деятельность.
Совершенно необходимым, хотя и недостаточным условием того, чтобы информация была воспринята, является приход к органам чувств достаточно интенсивных, четких, неискаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия.
Анализ взаимосвязей психофизиологических показателей с успешностью учебной деятельности показывает, что более высокую академическую успеваемость и более высокую стабильность (надежность) академической успеваемости имеют эмоционально устойчивые, склонные к интроверсии курсанты с менее выраженными тревожностью и внутренней напряженностью, имеющие относительно низкую возбудимость нервной системы, высокую функциональную подвижность нервных процессов и хороший венозный отток крови от головного мозга.
58. Биологическая роль эмоций. Теории и классификации эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Роль эмоций в целенаправленной деятельности человека. Эмоциональная стресс и его роль в формировании психосоматических заболеваний.
Эмоции возникли в процессе эволюции человека и животных. Им принадлежит важная роль в формировании поведенческих реакций, стремлений и удовлетворении потребностей организма.
Эмоции - это особая форма психической деятельности, которая в виде непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций, степень их соответствия потребностям субъекта. Эмоции выполняют функцию связи между действительностью и потребностями. Слово "эмоции" стали употреблять в XVII в. говоря о чувствах в отличие от мыслей. И.М. Сеченов называл эмоции рефлексами с усиленным концом в их последней трети. И.П. Павлов считал, что эмоции возникают при переделке динамического стереотипа. Взгляды Павлова на механизмы возникновения эмоций получили дальнейшее развитие в биологической теории эмоций Анохина и информационной теории эмоций Симонова. Согласно информационной теории эмоций положительные эмоции возникают в ситуации избытка имеющейся информации по сравнению с необходимым и ранее существующим прогнозом, или при возрастании вероятности достижения цели. Отрицательные эмоции возникают в противоположной ситуации.
Биологическая теория эмоций Анохина утверждает, что отрицательные эмоции возникают всегда когда система (организм) не может достичь полезного для себя приспособительного результата; а положительные - в случае достижения такого полезного результата. В основе этой теории лежит представление о функциональной системе.