ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 3432
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Наиболее широко в ЦНС распространены медиаторы - амины:
Другие производные аминокислот - ГАМК, глицин, глютамин и др.
Название рецептора определено медиатором, с которым он взаимодействует:
Взаимодействие гормонов и парагормонов с клетками-мишенями
Понятие высших психических функций (Выготский)
Физиология газообмена в легких
Гуморальная, рефлекторная, нервная регуляция деятельности сердца
1.Общие свойства возбудимых тканей. Процесс возбуждения. Особенности местного и распространяющегося
Механизм формирования ПС связан с:
4. Современные представления о процессе возбуждения. Потенциал действия, его фазы.
8. Механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам. Факторы, влияющие на скорость проведения
Механизмы проведения возбуждения по безмиелиновых нервным волокнам такой.
Закономерности проведения возбуждения через нервно-мышечный синапс:
В зависимости от частоты стимуляции выделяют следующие виды мышечного сокращения:
Тетанические сокращения отличается от одиночного следующими параметрами:
12. Функциональная характеристика гладких мышц.
13. Сила и работа мышц. Утомление и его особенности в целостном организме.
14. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Его свойства и функции.
17-18. Возбуждение в ЦНС. Механизмы и закономерности передачи возбуждения в центральных
Особенности передачи возбуждения через центральные аксо-соматические химические синапсы.
Постсинаптическое гиперполяризацийне торможения.
Пресинаптическое деполяризации торможения.
Особенности передачи возбуждения в ЦНС:
Рефлекторная дуга имеет следующие звенья:
24. Рефлекс как элементарный акт нервной регуляции. Строение рефлекторной дуги
По расположению рецепторы подразделяют на:
По виду адекватного раздражителя, воспринимают рецепторы, их подразделяют на:
Физиологические механизмы кодирования информации в рецепторах.
26. Механизм кодирования информации в рецепторах. Адаптация рецепторов.
27. Общие принципы координационной деятельности ЦНС.
28. Суммация возбуждения, торможение нейронами ЦНС. Виды суммации и их значение
В зависимости от локализации рецепторного звена и эффекторного органа рефлексы делят на висцеро-
34. Сегментарные и надсегментарные центры вегетативной нервной системы
35. Гуморальная регуляция, её отличие от нервной. Факторы гуморальной регуляции.
Факторы гуморальной регуляции:
Механизм действия на клетки жирорастворимых гормонов:
Механизм действия жирорастворимых гормонов определяет следующие их особенности:
При воздействии на клетки-мишени водорастворимых гормонов образуются внутриклеточные посредники:
Классификация условных и безусловных рефлексов
- постоянство внутренней среды организма;
Современные представления о путях замыкания временных связей:
Эмоции выполнѐят две функции : сигнальную и регуляторную.
Эмоции делят на низшие и высшие.
Структурное обеспечение эмоций. Эмоциогенные структуры мозга.
Две сигнальные системы действительности
Типы высшей нервной деятельности
Общая характеристика восприятия
Безазотистые органические компоненты крови
Основные физико-химические константы крови:
Противосвертывающая система крови.
В норме гемоглобин содержится в виде нескольких соединений:
Методы исследования вентиляции легких:
Кислородная емкость крови, анализ кривой диссоциации:
Анализ кривой диссоциации НbО2:
^ Рефлекторная регуляция дыхания
второго порядка. Центр второго порядка может вырабатывать 40 - 60 импульсов в минуту.
^ Внутрисердечные механизмы регуляции.
Капиллярный кровоток и его особенности. Микроциркуляция и ее роль в механизме обмена жидкости и
Рефлекторная регуляция сердечно-сосудистой системы в зависимости от изменения положения тела в
Механизмы клубочковой фильтрации. Фильтрационное давление и факторы его определяющего. Состав
Механизм поддержания почками постоянства внутренней среды организма : рН, осмотического давления,
97. Функциональная система питания и пищеварения, ее основные звенья. Сенсорное насыщение. Функции
Пищеварение в полости рта. Состав и физиологическая роль слюны. Слюноотделение, его регуляция
101. Физиологическая роль печени, участие желчи в пищеварении. Факторы стимулирующие секрецию желчи,
106. Физиология щитовидной и околощитовидной желез
107. Физиология надпочечников. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функции организма
Физиологическая характеристика обонятельной сенсорной системы. Механизмы восприятия запахов
Функциональная система - это единица интегративной деятельности всего организма. Она осуществляет избирательное вовлечение и объединение структур и процессов в выполнении какого-либо четко обозначенного акта поведения или функции организма, т.е. это динамическая организация, в которой взаимодействие всех составляющих ее частей направлено на получение определенного и полезного для организма приспособительного результата.
Структура функциональной системы сложна и включает в себя афферентный синтез, принятие решения, акцептор результатов действия, эфферентный синтез (или программу действия), формирование самого действия и оценку достигнутого результата. Системообразующим фактором, определяющим начало функционирования системы, является потребность или мотивация. Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбуждение, пусковую и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального механизма, обеспечивающего необходимый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующее и инактивирующее влияния, исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга.
Поведенческим выражением активации в ЦНС, создаваемой этим механизмом, являются ориентировочные исследовательские реакции и поисковая активность человека. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, в котором определяется тип и направленность поведения. Принятие решения реализуется через специальный поведенческий акт - формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта.
Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей. Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией. Именно результаты сравнения определяют последующее поведение. Если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует информации, содержащейся в акцепторе результатов действия, то поисковое поведение завершается. Соответствующая потребность удовлетворяется. Когда реальный и ожидаемый результаты не совпадают, появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. Заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый акцептор результатов действия, строится новая программа действия. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать параметрам нового акцептора результатов действия, и тогда поведенческий акт завершается последней стадией - удовлетворением потребностей.
Таким образом, эмоции возникают как результат соотнесения потребности организма с возможностью ее удовлетворения. Если полезный приспособительный результат больше потребностей, то возникает положительная эмоция, если меньше - то возникает отрицательная, если результат соответствует потребности, то возникает состояние физиологического комфорта.
Эмоциональные зоны находятся в промежуточном мозге и лимбической системе.
Лимбическая система включает в себя часть ядер гипоталамуса, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп. Она получила название круга Пейпеца. Наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживает поясная извилина и гипоталамус. Кроме того, многие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. К ним относятся: миндалина, лобная и височная доли коры.
Миндалина расположена в коре в основании височной доли. Доказано отношение миндалины к агрессивному поведению, поскольку после ее удаления агрессивные реакции исчезают. Считается, что эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно поздних этапах развития, когда актуализированные потребности уже трансформировались в соответствующие эмоциональные состояния. Миндалина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и определяет выбор поведения. В регуляции эмоций большое значение имеет кора. Поражение лобных долей коры приводит к нарушению эмоциональной сферы человека. В основном развиваются 2 синдрома:
1) эмоциональная тупость;
2) растормаживание низших эмоций и влечений.
При этом в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с сознательной деятельностью, социальными отношениями, творчеством. Билатеральное удаление у обезьян височных полюсов ведет к подавлению агрессии и страха. Эффект сходен с разрушением миндалины. Передняя доля лимбической коры контролирует эмоциональные интонации, выразительность речи. В результате двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь больного становится монотонной, бесцветной.
Считается, что поясная извилина имеет двусторонние связи с подкорковыми структурами (верхние бугры четверохолмия, голубое пятно и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи обширны, т.к. она выполняет функцию высшего координатора различных систем мозга, участвующих в формировании эмоций.
Таким образом, можно выделить 2 группы центров регуляции эмоций:
- подкорковые центры, расположенные в промежуточном мозге и ответственные главным образом за биологические эмоции;
- корковые центры, участвующие в проявлении высших социальных эмоций.
Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга: левое отвечает за положительные, а правое - за отрицательные эмоции. Опыты показывают, что правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью, а поражение левого - с тревожностью и озабоченностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под воздействием алкоголя, связывают с воздействием его на правое полушарие.
Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает различение эмоциональной интонации речи; при выключении левого полушария распознавание эмоциональной окраски голоса улучшается. Поражение левого полушария делает ситуацию непонятной, не поддающейся логическому осмыслению и словесному описанию, т.е. эмоционально отрицательной. Поражение правого полушария делает ситуацию понятной, простой и вызывает преобладание положительных эмоций. При поражении больной плохо понимает юмор. При левостороннем поражении чувство юмора почти не нарушено.
Важное значение в формировании эмоций у человека имеет сенсорная информация. Сенсорное голодание вызывает эмоциональное расстройство. Проявление эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной сферы, нервных структур и эндокринных желез.
Функции эмоций
Выделяют несколько функций эмоций:
1) Отражательная функция выражается в обобщенной оценке событий. Обобщение всех видов деятельности организма заключается в определении локализации вредного воздействия. Например, поведение человека, получившего травму конечности: ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевое ощущение. Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе его индивидуального опыта, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, а также через восприятие произведений искусств. Т.е. эмоциональный опыт человека шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Это один из факторов развития эмоциональной сферы человека.
Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи по удовлетворению потребности. Потребность - это та же нужда, которую время от времени испытывает организм, и которую он стремится устранить через поведение. Актуализация любой потребности побуждает к овладению предметом, способным удовлетворить данную потребность. Таким образом, появление потребности - причина любого целенаправленного поведения человека. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
2) Подкрепляющая функция. Образование всякого условного рефлекса требует значительного подкрепления. Например, у сытого животного нельзя выработать условный рефлекс на пищу, которая будет являться подкреплением для выработки рефлекса. Реальным подкреплением при выработке пищевого рефлекса является награда. Получение награды животным ассоциируется с возникновением положительных эмоций. В этом и состоит подкрепляющая функция эмоций.
3) Переключательная функция обеспечивает способность переключаться с одних действий на другие. Особенно ярко она обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. В экстремальных условиях может возникнуть противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Оно переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений и личностных установок.
4) Коммуникативная функция эмоций позволяет человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются языком человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Известно, что существуют полярные эмоции (радость и печаль, гнев и страх, интерес и отвращение, стыд и презрение). В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать информацию о намерениях или состоянии индивида и, таким образом, повышающую бдительность другого существа в окружающей его среде.
5) Побуждающая функция. Для возникновения побуждающей эмоции необходимы цель или стимул.
Основные эмоции.
интерес;
радость;
удивление;
горе;
страдание - результат продолжительного сверхсильного неблагоприятного воздействия;
гнев - в эволюции имел важное значение для выживания, т.к дает возможность мобилизовать энергетические ресурсы индивида и сделать его готовым к самообороне;
отвращение, совместно с гневом порождают агрессию;
презрение;
страх - очень сильная эмоция, которая замедляет у большинства восприятие, мышление и поведение;
стыд;
застенчивость;
вина.
Физиологическое значение эмоций
Эмоции имеют важное значение в оптимизации деятельности человека и животных. Они могут изменять состояние всего организма. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды: человек теряет аппетит, появляется бессонница, нарушаются ритмы сна и бодрствования, часто плачет, становится раздражительным. Положительные эмоции - сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно-рефлекторных реакций. У человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности. Например, выполнением производственных заданий, отлично на экзамене. Положительные эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного положительного эффекта. Человек успешно справляется трудностями, может выполнить работу, которая кажется невероятной. Этому способствуют большие скрытые функциональные возможности нашего организма. Положительные эмоции влияют на процессы обучения и воспитания ребенка. Информация усваивается лучше на уроках если она подается эмоционально, ярко, в доброжелательном тоне на фоне психологического комфорта и в обстановке взаимного интереса. Именно поэтому рекомендуется при объяснении нового материала использовать наглядные пособия, которые способны вызывать у детей ориентировочную реакцию на новизну. Эта реакция есть ни что иное как познавательная гностическая эмоция, концентрирующая внимание и память.