ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 711
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Приведем примерный фрагмент одного из таких занятий.
1. Логопед говорит: «Сегодня я расскажу вам про серенькую белочку и двух белых кроликов. Рассказ так и называется: Серенькая белочка и два белых кролика».
Логопед зачитывает рассказ: В детском саду живут серенькая белочка и два белых кролика. Дети сами ухаживают за серенькой белочкой и двумя белыми кроликами. Они кормят двух белых кроликов капустой и морковкой. Серенькой белочке дети приносят орехи и жёлуди. Дома дети рассказывают о серенькой белочке и о двух белых кроликах.
2. Внимание детей обращается на то, что в каждом предложении этого рассказа повторяются слова серенькая белочка, два белых кролика, но звучат они по-разному. Логопед предлагает детям внимательно послушать еще раз. Он зачитывает только те предложения, которые относятся к белочке, выделяя голосом окончания прилагательных и существительных. Аналогично зачитываются предложения о двух белых кроликах.
3. Употребление указанных сочетаний в составе предложения. Ответы на вопросы полными предложениями.
Логопед прочитывает рассказ еще раз, предложив детям внимательно слушать, так как они будут отвечать на вопросы полными предложениями. Вопросы: «Кто живет в детском саду? За кем дети сами ухаживают? Кого они кормят капустой и морковкой? Кому дети приносят орехи и жёлуди? О ком дома рассказывают дети?»
4. Составление предложений с данными словами.
Детям предлагается составить предложение со словами серенькую белочку. Приведем примерные ответы детей: Боря кормит серенькую белочку. Серенькую белочку поймали и посадили в клетку. Дети купили серенькую белочку. Дети любят свою серенькую белочку.
5. Пересказ текста. (Можно провести на следующем занятии.)
Много внимания в третьем периоде обучения уделяется логопедом развитию основных типов монологической речи. Отметим, что все без исключения упражнения первого и второго периодов обучения играют в той или иной мере положительную роль в подготовке детей к развитию монологической речи. Упражнения, прямо направленные на обучение пересказыванию, начинаются со второй половины первого периода обучения (в это время они являются лишь незначительной частью тех многообразных упражнений, которые проводятся в детском саду с целью развития речи детей). Несмотря на ограниченность речевого материала, они играют немаловажную роль в развитии у детей связной, грамматически правильной речи.
В третьем периоде обучения подбор текстов для пересказа или картин для составления рассказов уже не ограничивается неумением детей произносить те или иные звуки. В связи с этим у логопеда появляется возможность шире использовать методы и приемы обучения рассказыванию, применяемые при обучении дошкольников с нормально развитой речью, которые достаточно подробно освещены в специальной литературе. В то же время не надо забывать, что основную работу по обучению детей рассказыванию проводит воспитатель в течение всех лет пребывания детей в детском саду. Логопед берет на себя лишь определенную часть работы, являющуюся логическим продолжением всех этапов коррекционного обучения, направленного на восполнение пробелов фонетического и лексико-грамматического развития детей.
Используя обучение рассказыванию как прием коррекционного воздействия, логопед вносит в него некоторую специфику. Постоянно имея в виду основную задачу обучения рассказыванию – учить детей осознанно воспринимать материал, уметь находить связь между описываемыми фактами и явлениями, уметь выражать свое отношение к персонажам рассказа, их поступкам, взаимоотношениям, логопед в то же время ставит перед собой вторую специфическую, коррекционную задачу – учить умению пользоваться речью, т.е. правильно подбирать нужный словарь, уметь использовать в речи правильно построенные и правильно произнесенные предложения, уметь рассказывать связно, не отступая от содержания, излагать события в логической последовательности. В связи с решением поставленных задач большое внимание уделяется логопедом обучению пересказу и составлению рассказов по сериям картин.
До сих пор в процессе обучения пересказу одним из основных приемов, используемых логопедом, были последовательно задаваемые простые вопросы. Теперь дети учатся отвечать на серии вопросов (что является, кроме всего прочего, подготовкой к составлению плана). Детям задается сразу два – четыре вопроса, отвечая на которые они должны пересказать определенную часть текста. Кроме того, для пересказа подбираются такие тексты, которые дают возможность ставить вопросы, заставляющие детей рассуждать: почему? зачем? отчего? как? И др. Отвечая на эти вопросы, дети должны использовать сложные предложения, что как уже говорилось, является одной из задач коррекционного обучения. Так, при составлении рассказа по серии картин «Зайка и морковь» среди ряда других могут быть заданы такие вопросы: «Для чего зайка стал подпрыгивать?» (Зайка стал подпрыгивать, чтобы достать морковку.) «Почему зайчик не мог достать морковку?» (Зайчик не мог достать морковку, потому что он был маленький, а снеговик большой.) «Для чего зайка принес лестницу?» (Зайка принес лестницу, чтобы достать морковку.) «Почему зайка пригорюнился?» (Зайка пригорюнился, потому что он не мог достать морковку.) «Почему зайке не помогла лестница?» (Зайке не помогла лестница, потому что она была маленькая.) И т.п.
При ответах на вопросы или пересказе детьми текста логопед внимательно следит за каждым ответом детей, добиваясь того, чтобы он был правильным не только по смыслу, но правильно построен и отчетливо произнесен. Удачные ответы детей повторяются отдельными детьми и хором.
Значительное место в работе над развитием монологической речи занимает обучение описательному рассказу. И в этом случае большое место занимают подготовительные упражнения, направленные в первую очередь на активизацию или уточнение имеющегося у детей словаря.
Следует кратко остановиться еще на одном направлении коррекционного обучения. Напомним, что в течение первого и второго периодов обучения проводилось исправление произношения отдельных звуков и много времени отводилось упражнениям, направленным на воспитание умения четко произносить все правильно произносимые звуки в составе слов различной слоговой сложности, предложений, текстов. В это время речь детей часто бывает замедленной, иногда скандированной или прерываемой поисками нужной артикуляции. Теперь, когда употребление детьми исправленных звуков в речевом потоке стало достаточно свободным, появляется возможность поставить одной из задач коррекционного обучения отработку интонационной выразительности речи. Логопед (совместно с воспитателем) использует такие приемы, как пересказ по ролям, заучивание специально подобранных стихотворений, и ряд других, описанных в специальной литературе.
С целью повышения интереса детей к проводимым упражнениям целесообразно использовать подготовку к праздникам, часам досуга, выступление перед малышами и т.д.
Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)
Произношение – один-два раза в неделю; грамота – три раза в неделю