ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 656
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Далее проводятся различные упражнения с фишками и буквами. Опишем эти упражнения.
Детям предлагается выложить обратный слог, например ат (объясняется, что квадратики выкладываются слева направо); сначала кладется красный квадратик – это звук а, а затем – черный – это звук т. Дети водят указками и «читают» слог ат. При этом может быть использован игровой прием «живые звуки». Два ребенка становятся на некотором расстоянии друг от друга – это «звуки» а и т, затем сближаются – это слог ат. Остальными детьми красные и черные квадратики кладутся на расстоянии один от другого, затем соединяются и «читается» слог ат.
Вслед за этим проводятся различные преобразования слогов путем замены звуков: «Какой слог вы выложили?» (Ат.) «А если вместо звука а будет звук у, какой получится слог?» (Ут.) Аналогично заменяются согласные звуки: «Если вместо звука т будет звук п, какой получится слог?» (Уп.) Новый слог каждый раз «читается»; при этом дети синхронно водят указками. (При устном преобразовании слогов могут быть использованы и другие согласные звуки, в частности, к, м, н.)
Следующий этап – замена фишек, буквами и чтение получившихся слогов. В данном примере у детей из фишек сложен слог уп. «Где у вас звук у?» - спрашивает логопед. (Дети показывают указками.)
Затем логопед говорит: «Вместо красного квадратика положите букву у. Читайте.» «Вместо черного квадратика положите букву т. Читайте.» Продолжаются упражнения в заменах на этот раз не звуков, а букв, например слог уп преобразуется в слог ап или ип и т.д.
Такого рода упражнения начинаются на втором занятии на звук т, а затем включаются в каждое из последующих занятий. Следует отметить, что с этого времени из двух занятий, проводимых на тот или иной звук, первое занятие посвящается преимущественно устным упражнениям и знакомству с буквой; второе – преимущественно работе с фишками и буквами.
Занятие на звуки к и к’
Занятия назвуки к и к’ проводятся примерно так же, как на звук т. В слоговые упражнения включаются оба звука (ка – ку – ко; тка – пка; ки – ке – ко и т.д.). Для произнесения подбираются слова с твердым и мягким звуком, например: кот, конь, ком, кофе, комната, канава, камень, конфета, каток, мука, тыква, кино, коньки, утка – утки; мак – маки; танк – танки; паук – пауки; нитка – нитки; веник – веники; кепка – кепки: ветка – ветки и т.п. Внимание детей привлекается к различному звучанию звуков к и к’. Упражнение в образовании множественного числа существительных может быть проведено в какой-либо игровой форме, например, дети подбирают картинки с изображением одного и нескольких предметов или поочередно (проводится как игра в «Телефон») называют предмет то в единственном, то во множественном числе и т.п.
Для упражнений в образовании множественного числа родительного падежа существительных используются слова комнат, конфет, котов, веток, кепок, уток, пауков, котов и т.п. (Упражнение можно провести в форме игры в мяч.)
Для упражнений в различении звуков к – г – х можно взять слова корка – горка; икра – игра; мука – муха. Или из трех сказанных логопедом слов детям предлагается выделить и произнести слово со звуком к. Например: Галя, Коля, Тома; тыква, вагон, пух.
Продолжается анализ и синтез обратного слога. К ранее пройденным добавляются слоги ак, ук, ок, ик. Дети многократно выкладывают (с помощью фишек и букв) слоги и читают их. Дети знакомятся с буквой к, пишут ее и обратные слоги.
Кроме анализа и синтеза обратных слогов, в это время на занятиях рекомендуется упражняться в выделении последнего согласного из слова. Надо сказать, что легче всего из конца слова выделяются глухие взрывные согласные. Для выделения последнего звука подбираются следующие (из числа правильно произносимых детьми) слова: кот, кнут, каток, мак, танк, паук, веник и т.п.
Упражнения в выделении звука проводятся примерно в такой форме.
Вызванный ребенок подходит к столу логопеда, вытаскивает из конверта или берет одну из разложенных на столе картинок, показывает ее детям, четко называет, выделяет последний звук. Затем слово и последний звук произносятся хором. После этого картинка, название которой оканчивается на к, выставляется на одной стороне наборного полотна; на другой – слово, оканчивающееся на т. После того как все картинки окажутся расставленными, слова еще раз проговариваются.
Можно провести и другое упражнение.
Обращаясь к детям, логопед произносит слово пау… без последнего звука, одновременно показывая картинку; ребенок должен произнести последний звук (к), а затем и все слово (паук).
Четвертая неделя обучения
Звуки м, м’, буква м – два занятия.
Звук л’ – два занятия.
Звуки а, у, и, э (повторно) – одно занятие.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
При повторении пройденных согласных п, п’, т, к, к’ и усвоении звуков м, м’ ибуквы м закрепляются все полученные детьми знания и навыки. Планы занятий (как фронтальных, так и подгрупповых) строятся с учетом всех возникающих у детей затруднений. В то же время, учитывая возросшие возможности детей, логопед постепенно усложняет виды работ, вводит новые упражнения. Так, по возможности усложняются предназначенные для воспроизведения слоговые ряды (кту – кто – кта; пта – кта – фта; ми – ви – ни и т.п.) и ряды слов.
Новым является использование для упражнений в составлении и чтении обратных слогов пособия «Окошечки». Используются ленты с напечатанными буквами а и у – на первой ленте и п, т, к, м – на второй. При проведении упражнения даются примерно такие задания: «Поставьте букву у в первое окошечко, а букву м – во второе. Читайте». Или: «Сложите слог ут, читайте». Или: «Измените одну букву так, чтобы получился слог ум». И т.п.
С целью закрепления навыка различения гласных и согласных звуков вводится такое упражнение: логопед называет знакомые детям гласные и согласные звуки (или слова, начинающиеся на эти звуки). Услышав гласный звук (или гласный в начале слова), дети поднимают красные фишки; согласный – черные. Это упражнение может быть проведено с буквами.
В то же время дети постепенно овладевают различением твердых и мягких звуков («Послушайте, как я скажу: ам – ам’. Это одинаковые слоги или разные? Послушайте еще раз (произносит два-три раза), произнесите. В слоге ам звук м твердый, а в слоге ам’ – мягкий»).
Во время изучения звука л’ происходит закрепление всех полученных ранее знаний.
Надо сказать, что мягкий звук л изучается значительно раньше, чем твердый, что соответствует постепенности формирования звуков при нормальном речевом развитии. При овладении мягким л дети сравнивают на слух мягкое и твердое звучание, при этом звук л’ они произносят, а его твердую пару (звук л) лишь воспринимают на слух.
К моменту закрепления звука л’ уже несколько расширяется правильно произносимый детьми словарь. Впервые появляется возможность включать в материал занятий не только существительные (липа, лента, лимон и др.), но и некоторые глаголы прошедшего времени множественного числа (пели, пили, купили, катали, лепили и др.).
Приведем примерный план занятий на звук л’.
Тема занятия: звук л’.
Цель занятия: закрепление правильного произношения звука л’ в слогах и словах; сравнение мягкого и твердого звучания (л и л’); развитие внимания, памяти; закрепление навыка анализа и чтения обратного слога.
Примерный ход занятия
I. Постановка цели занятия.
Логопед говорит о том, что на данном занятии будет знакомить детей со звуком л’. Затем показывает детям картинку с изображением лимона, произносит слово лимон и обращает внимание на то, что в этом слове первым звуком является согласный, мягкий звук л. Аналогично логопед произносит еще несколько слов, начинающихся на звук л’; слова подбираются так, чтобы звук л’ сочетался с разными гласными (Лева, Люба, Ляля). Из слов выделяется первый звук л’.
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
Отдельные дети по требованию логопеда произносят звук л’ и слоги, в состав которых входит звук л’.
III. Сравнение звуков л и л’.
Логопед просит детей внимательно слушать слова, которые он будет произносить. Затем он произносит несколько слов, в состав которых входит звук л’, а затем – слог ал’ обращая каждый раз внимание детей на мягкое звучание звука л’.
После этого логопед произносит слоги ал’ и ал, меняя порядок их произнесение. Детям дается задание внимательно слушать и хлопать в ладоши в ответ на произнесение слога ал’. Это упражнение можно провести в игровой форме, что даст возможность детям подвигаться. Дети становятся в круг с мячами в руках. В ответ на произнесение слога ал’ они должны подбрасывать мячи. При произнесении слога ал мячи подбрасываться не должны.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
В ответ на предъявление картинок дети должны произносить слова со звуком л’. Примерные слова: лимон, лента, валенки, лев, липа, лифт, малина, калина, калитка, вафли, филин, улитка, поляна, пальто, клен, клюква, хлеб, плита, клюв, пулемет.
Затем в игровой форме проводится упражнение, имеющее целью запоминание рядов слов (см. занятие на тему «Звук т») или фраз. В этом случае упражнение проводится так: дети вслед за логопедом произносят три-четыре предложения (Леля лепит оленя. Папа пилит липу. Киму купили пальто), которые им предлагается запомнить. Затем дети должны по первому слову (Киму… Папа… Леля…) одно за другим точно воспроизвести все предложения.