ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 675
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Ознакомление с буквами заканчивается к концу апреля, в мае проводится чтение послебукварных текстов. Осуществляется дальнейшее совершенствование навыков чтения, формируется навык слитного чтения. Продолжается работа по анализу, выкладыванию из букв разрезной азбуки и письму слов и предложений. Проводятся диктанты типа предупредительных с целью закрепления всех полученных орфографических навыков. Формируется навык списывания.
В третьем периоде обучения появляется возможность, кроме того материала для чтения, который включен в данную книгу, шире использовать для чтения рекомендуемую для массовой школы литературу.
Развитие речи.
Фронтальные занятия проводятся два раза в неделю; подгрупповые – по усмотрению логопеда.
Содержанием занятий по развитию речи является дальнейшее углубление и расширение знаний и навыков детей, касающихся развития словаря, формирования грамматически правильной речи, обучения рассказыванию. Упражнения проводятся на включающем все звуки речи материале.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
Как уже указывалось, первая неделя третьего периода обучения (25-я неделя обучения) используется логопедом для повторения звуков л – л’ – р – р’. Материал на эти звуки дан выше.
Звук ч
Упражнения в правильном произношении звука ч (26-я неделя обучения) сочетаются с употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов и правильным употреблением в речи глагола хотеть. При образовании множественного числа родительного падежа внимание детей привлекается к словам: чулок, удочек, бабочек, перчаток, речек, пчёл, мячей, тачек, кирпичей, лётчиков, учителей и т.п.
Приведем примерные планы занятий.
На подгрупповых занятиях дети уже познакомились со многими словами, в которые входит этот звук, составляли предложения, учили потешки и стихотворения. На занятии, план которого здесь приводится, внимание детей обращается на уменьшительно-ласкательные суффиксы со звуком ч.
Тема занятия: звук ч.
Цель занятия: закрепление правильного произношения звука ч в словах с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Примерный ход занятия
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
Логопед говорит: «Сегодня мы будем повторять звук ч. Скажем все вместе: ч». Выясняется, что звук ч согласный, всегда мягкий.
Затем логопед спрашивает: «Как мы произносим звук ч?» (Губки немного вытянуты вперед, кончик языка вверху.)
После этого логопед просит детей придумать по одному слову со звуком ч. Дети выполняют задание.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед говорит: «Дети, вы все правильно придумали слова со звуком ч и хорошо их произнесли. А теперь я расскажу вам о таких словах, в которых звук ч появляется только тогда, когда мы говорим о маленьких предметах».
Логопед показывает детям кувшин (или шапку, подушку и т.п.).
После этого спрашивает: «Что это?» (Кувшин.) Затем просит произнести слово кувшин хором.
Следующий вопрос: «В слове кувшин есть звук ч?» (Нет.)
Логопед показывает детям маленький кувшинчик (или кукольную шапочку, маленькую подушечку).
После этого логопед спрашивает: «Что это?» (Кувшинчик.) «В слове кувшинчик есть звук ч?» (Есть.)
Слово кувшинчик произносится хором и отдельными детьми. Так же называется еще ряд больших, а затем маленьких предметов: ваза – вазочка, утка – уточка, рамка – рамочка, рубашка – рубашечка и т.п.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
На стол сажают две куклы – большую (Лена) и маленькую (Ниночка). Сегодня их день рождения, они получают подарки.
На другом столе разложены большие и маленькие предметы (или картинки). Вызванный ребенок должен взять любую пару предметов и «подарить» их куклам со словами: «Я подарю Лене утку, а Ниночке – уточку».
Так куклам дарятся книжка и книжечка, тетрадка и тетрадочка, лента и ленточка, кошка и кошечка, лодка и лодочка, корзина и корзиночка, платок и платочек, сумка и сумочка и т.п.
V. Заучивание рассказа «Чижик»: У Леночки был чижик. Чижик жил в маленькой клеточке. Чижику было тесно и скучно в клеточке, и он молчал. Леночка выпустила чижика на волю. Чижик полетел и весело запел.
VI. Подведение итогов занятия.
Логопед дает оценку ответам и активности детей.
Приведем примерный план занятия, посвященного дифференциации звуков ч и т’. В это время целесообразно провести упражнение в правильном использовании глагола хотеть, который часто употребляется детьми неправильно (хочут вместо хотят; хотит вместо хочет и т.п.). В план занятия, которое мы здесь приводим, включены такие упражнения. С теми детьми, у которых обнаружатся подобные ошибки, воспитателям следует провести еще ряд аналогичных упражнений.
Тема занятия: дифференциация звуков ч и т’.
Цель занятия: закрепление правильного произношения звуков ч и т’; обучение употреблению глагола хотеть.
Примерный ход занятия
I. Чтение.
II. Повторение звуков т’ и ч.
Логопед спрашивает: «Дети, какой звук повторяется в словах: тётя, Катя, Петя, телефон?» (Звук т’.) «А в словах чайник, бочка, туча, качели?» (Звук ч.)
Затем логопед говорит: «Сегодня мы будем повторять звуки ч и т’».
Логопед предлагает детям попеременно произносить звуки ч и т’, чтобы дети почувствовали, что при произнесении звука т’ язычок прижимается к зубам, а при произнесении ч – отодвигается от них.
Логопед опрашивает детей, для которых характерно нестойкое произнесение этих звуков.
III. Произнесение слоговых сочетаний.
Детям предлагается повторять сочетания типа ча – тя – тя; тё – чо – чо; ат’ – ач – ат’ и т.п.
Это упражнение может быть проведено в виде соревнования команд или на отметку. В последнем случае на доске записываются имена всех детей; каждый ребенок получает новое задание, ответы оцениваются.
IV. Составление (по картинкам) и правильное произнесение предложений с глаголом хотеть.
С помощью сюжетной картинки дети отвечают на вопрос логопеда: «Что хочет Леночка достать с полки?» Ответ: «Леночка хочет достать с полки мячик». Предложение произносится хором и отдельными детьми. Логопед следит за правильностью произнесения каждого звука. Логопед спрашивает: «А как надо сказать про детей?» (Дети хотят достать с полки мячик.) И это предложение четко произносится детьми.
Аналогично составляются предложения: Катя хочет купить птичку. – Дети хотят купить птичку. Витя хочет покачаться на качелях. – Дети хотят покачаться на качелях. Петя хочет купить удочку. – Дети хотят купить удочку.
Можно предложить детям самостоятельно составлять предложения, используя слова со звуками ч и т’:
а) предложения составляются с определенным словом: хочет, хотят, хочу, хочешь.
б) предложения составляются с определенным словосочетанием: хочет купить (Покупатель хочет купить телевизор. Тётя Катя хочет купить коричневые перчатки.); хотят повесить (Мальчики хотят повесить качели для маленьких детей. Дядя Петя хочет повесить картину на стену.)
в) предложения составляются с данными словами и глаголом хотеть в нужной форме. Дается задание составить предложение со словами мальчики, сделать. Дети составляют примерно такие предложения: Мальчики хотят сделать полочку для телефона. Мальчики хотят сделать клеточку для птички.
V. Заучивание рассказа «Очки».
Логопед читает рассказ: Дедушка надел очки. Он стал читать книжку. Внучек подошёл к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу читать книжки».
Логопед прочитывает рассказ и задает детям следующие вопросы: «Что надел дедушка? Что стал делать дедушка? Кто подошел к дедушке? Что сказал внучек? Правильно ли думал внучек?»
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
На вечер дается задание выучить рассказ «Очки». Кроме того, воспитателю поручается провести с отдельными детьми упражнения в правильном употреблении глагола хотеть.
Следующее занятие, посвященное изучению звуков ч и т’, можно начать с проверки задания, которое было дано на вечер.
Основным содержанием этого занятия может быть составление рассказа по серии картин (используется текст «Синичка»). Дети составляют примерно такой рассказ: Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать крошки на столе. Всю зиму синичка жила в клетке, а дети кормили птичку. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела.
Звук ц. Дифференциация ц – с
Эти занятия проводятся на 28-й неделе обучения.
Упражнения, которые могут быть использованы логопедом при проведении фронтальных и подгрупповых занятий на звук ц.
(При закреплении произношения звука ц внимание детей обращается на то, что звук ц – согласный, всегда твердый.)
Произносятся обратные и прямые слоги, а также сочетания обратных и прямых слогов, например: оц – ац – уц; цу – ца – цо; ца – ац и др.
Слоги со звуком ц выделяются из ряда других: ац – ат’ – оц – ус – уц – ос и т.п.
Слова со звуком ц выделяются из ряда других: цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, чайница и т.п.
При образовании родительного падежа множественного числа внимание детей обращается на следующие слова: яиц, блюдец, мыльниц, пальцев, колец, цыплят и др. Слова включатся в предложения.
Составляются предложения из данных слов. Например: цветы, много, в, цветник, разные – В цветнике много разных цветов; курица, цыплята, двенадцать, у – У курицы двенадцать цыплят; пять, рука, на, пальцы – На руке пять пальцев.