ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 612
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш
Шесть, шоссе, сушки, машинист, машинистка, штепсель, путешественник, шахматист.
Пушок и Машка
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьет для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.
В тех случаях, когда ко времени дифференциации с и ш детям поставлены звуки л и р, логопед может дополнительно подобрать материал из имеющихся сборников.
Звук л
Постановка и закрепление звука л начинается задолго до его включения во фронтальные занятия. К данному времени все дети группы должны правильно произносить звук л и правильно употреблять его в учебном материале.
На занятиях, посвященных изучению звука л, проводятся все те упражнения в анализе и синтезе слов, о которых говорилось выше. Кроме того, в это время начинается анализ слов и слогов со стечением согласных в составе слога.
Продолжается работа, направленная на согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Для специальных упражнений в это время выделяются существительные среднего рода. Упражнения проводятся в следующей последовательности.
При закреплении правильного произношения отдельных слов со звуком л (преимущественно на подгрупповых занятиях) включаются упражнения в образовании множественного числа существительных. Особое внимание при этом следует уделить словам, в которых, как правило, наблюдается наибольшее количество ошибок. Это такие слова, как одеяла, платья, облака, весла.
Затем проводятся упражнения в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Кроме перечисленных, рекомендуется включить следующие слова в родительном падеже множественного числа: яблок, лодок, иголок, кукол, вилок, волков, лошадей, клумб, ламп. Упражнения такого рода проводятся как логопедом, так и воспитателем в форме игры «Чего не стало», игры в мяч и т.п.
Вслед за отработкой отдельных слов включаются и другие упражнения. Так, детям предлагается:
а) заканчивать предложения типа В зале много светлых… (ламп.) Около школы сделали несколько… (клумб.) В лесу появилось много… (волков.) и т.п. с последующим повторением всего предложения.
б) давать полные ответы на вопросы, например: «Чего много в зале?» Что сделали около школы?» И т.п.
в) составлять предложения из данных слов, например: яблоня, много, на, яблоки – На яблоне много яблок; куклы, Клава, у, много – У Клавы много кукол.
Наряду с закреплением ранее полученных навыков согласования прилагательных и числительных с существительными мужского и женского рода в единственном и во множественном числе в упражнения включаются существительные среднего рода.
а) вначале для упражнений подбираются словосочетания с прилагательным голубое (так как здесь ударное окончание). Дети четко и правильно произносят словосочетания: голубое платье (весло, одеяло и др.).
Затем, после того как будет отработано произношение сочетаний прилагательных с существительными женского рода, детям предлагается самостоятельно выбрать с помощью картинок такие предметы, про которые можно сказать голубое, голубая. В упражнения включаются также существительные мужского рода единственном (голубой платок…) и множественном числе (голубые лыжи…). Эти упражнения выполняются и в усложненной форме – детям предлагается подбирать существительные, ориентируясь только на окончание прилагательного. В этом случае они «угадывают», какая из трех-четырех картинок задумана, при этом инструкция дается примерно такая: «Я буду произносить окончание первого слова, например, вместо голубой скажу только ой, а вы должны «угадать», какая картинка задумана».
б) в упражнения вводятся другие словосочетания, например: сладкий сок, сладкая булка, сладкое какао, сладкие сливы, спелый апельсин, спелая клубника, спелое яблоко, спелые ягоды, белый потолок, белая полка, белое облако, белые полотенца, кислый лимон, кислая клюква, кислое молоко, кислые ягоды.
В первую очередь дети учатся правильно, очень четко произносить подобные словосочетания, которые затем вводятся в различные упражнения. Приведем примеры.
Детям предлагается запомнить несколько словосочетаний, преимущественно со словами среднего и женского рода (спелое яблоко, спелая клубника; белое полотенце, белая лента и др.). Затем они самостоятельно (упражнения выполняются в какой-либо игровой форме) подбирают существительные к прилагательным: Спелая… (клубника) или прилагательные к существительным: Полотенце… (белое).
в) словосочетания прилагательных с существительными среднего рода (а также женского, мужского и во множественном числе) включаются в предложения. Предложения подбираются таким образом, чтобы в них входили словосочетания в различных падежах единственного и множественного числа, а также сочетания существительных с числительными (два, пять и др.). Упражнения проводятся примерно так.
Детям предлагается правильно произнести и запомнить три-четыре предложения, например: На вешалке висят голубые платья. Мама купила Луше голубое платье. Куклам сшили два голубых платья. В магазине много голубых платьев. Или: Алла ела спелое яблоко. С яблони падают спелые яблоки. На яблоне много спелых яблок. На полку положили два спелых яблока.
Логопед начинает предложение, дети его заканчивают: Алла ела… (спелое яблоко) и т.п.
Дети самостоятельно включают словосочетания в соответствующие предложения, т.е. логопед произносит одно из словосочетаний (голубых платьев) и предлагает детям произнести предложение полностью (В магазине много голубых платьев).
Продолжается знакомство детей с предлогами. Внимание детей привлекается к предлогу с(со) в значении направления действия. Дети учатся правильно употреблять этот предлог. (Нередко наблюдается замена предлога с(со) предлогом из, т.е., например, вместо со стола дети говорят из стола.)
а) в первую очередь закрепляется уже знакомый предлог из. Во время этих упражнений дети выполняют и оречевляют определенные действия. Так, например, логопед говорит шепотом одному из детей, что тот должен сделать, например: «Возьми куклу из шкафа». Ребенок выполняет соответствующее действие. Дети составляют предложение: Мила взяла куклу из шкафа. Детям может быть предложено выполнить более сложное упражнение. Логопед дает одному из детей примерно такую инструкцию: «Положи мел так, чтобы потом можно было составить предложение Павел вынул мел из стола».
б) аналогичные упражнения предлагаются детям с целью правильно использовать предлог с(со). Внимание детей привлекается к тому, что предметы в этом случае берутся с поверхности (со стола, со стула, с полки…).
Те и другие упражнения (т.е. с включением предлогов из и с(со) предлагаются в выделенные для подгрупповых занятий часы преимущественно тем детям, которые допускают ошибки при употреблении этих предлогов).
в) в упражнения включаются оба предлога, т.е. предлог с(со) и из. Теперь составление предложений с предлогом с(со) чередуется с составлением предложений, в которых есть предлог из. Приведем примерные упражнения (подобные упражнения рекомендуется включать во фронтальные занятия). Логопед шепотом дает инструкцию отдельным детям. Дети выполняют соответствующие действия. Затем составляются примерно такие предложения: Слава взял лопатку со стула (со стола, с полки). Нила вынула закладку из книги (вилку из стола, клоуна из шкафа).
С целью закрепления навыков детям предлагается включать в предложения пропущенные предлоги из и с(со). При выполнении этого упражнения могут быть использованы знакомые детям предлоги в и на, обозначающие действия, противоположные предлогам из и с(со). Примерный материал: Малыш залез (?) стул. Малыш слез (?) стула. Алла вышла (?) комнаты. Книга упала (?) полки. Мила положила куклу (?) коляску. Мила вынула куклу (?) коляски.
Подобные предложения могут быть использованы с целью формирования умения правильно употреблять предлоги и давать полный ответ на вопрос. В этом случае дети в первую очередь произносят и запоминают предложения, например: Малыш залез на стул. Затем они отвечают на вопросы: «Куда залез малыш? Откуда слез малыш? Откуда вышла Алла?» После того как ребенок ответит на вопрос, ему предлагается выделить из предложения предлог.
Кроме того, детям предлагается составлять предложения из данных слов: Мила, молоко, из, пить, стакан (Мила пьет молоко из стакана.); полка, упала, с, бутылка (Бутылка упала с полки.)
С целью закрепления пройденного в упражнения могут включаться и другие знакомые детям предлоги (к, от, под, над, у); в особенности это важно по отношению к тем детям, которые испытывают какие-либо затруднения при употреблении предлогов.
В то же время в упражнения вводятся некоторые глаголы с чередованием согласных в настоящем и прошедшем времени: машет – махал; едет – ехал; кладет – положил; складывает – сложил. Детям предлагается отвечать на вопросы: что делает? что делал (или сделал)? Слова включаются в предложения: Клава складывает кубики. – Клава сложила кубики. И т.п.
С целью подготовки детей к пересказу более сложных текстов (кроме всех перечисленных упражнений) можно рекомендовать следующие формы работы.
а) составление из отдельных предложений с последующим заучиванием наизусть небольших текстов с четкой последовательностью действий. Например, дети повторяют вслед за логопедом следующие предложения: Мила заплакала. Кукла упала на стол и сломалась. Мила купала куклу. У Милы была кукла. Затем им предлагается подумать, как из этих предложений составить рассказ, о чем надо сказать сначала и потом. Составляется рассказ: У Милы была кукла. Мила купала куклу. Кукла упала на пол и сломалась. Мила заплакала.
б) пересказ текста с изменением времени действия. При выполнении этого упражнения логопед зачитывает детям рассказ и предлагает его запомнить. Примерный текст: Я сижу в лесу под елкой. На меня падает шишка. Я поднимаю голову и вижу белку. Я хлопаю в ладоши. Белка убегает. Детям предлагается рассказать этот текст, заменив настоящее время прошедшим («Как бы ты рассказал (рассказала), вернувшись домой?»).