Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 706

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

После ряда практических упражнений логопед знакомит детей со слоговой схемой слова (см. занятие, описанное ниже).

На последующих занятиях дети упражняются в составлении слоговой схемы. Проводятся также упражнения в подборе слов к данным логопедом схемам. Логопед зарисовывает схему (например, на доске проводится длинная черта – это слово, под ней две коротких – это слоги), а дети должны самостоятельно подобрать к ней слова. Работая со схемой, необходимо ясно представлять не только количество слогов, но и их последовательность. Вначале логопед просит назвать слоги только последовательно, а позднее – вразбивку.

Для того чтобы дети хорошо усвоили разницу между словом и слогом, кроме описанных, предлагаются также такие упражнения.

Обращаясь к отдельным детям или ко всей группе, логопед просит называть то слог, то слово.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши и поднять руку, если они услышат произнесение слога. Логопед произносит ряд слов и слогов, например: сани, су, ас, собака, са и т.п.

После того как дети достаточно усвоят слоговой состав слов, переходят к их полному звуко-слоговому анализу.

Уже знакомая схема односложного слова (в которой обозначено слово и слог) дополняется звуками, обозначенными фишками. Проводится ряд упражнений в составлении такой схемы. Внимание детей обращается на то, что в словах всегда столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Одновременно продолжаются начатые в конце первого периода упражнения в звуковом анализе слов и игры «живыми звуками».

Следует отметить, что слова с мягким звуком с (и с другими мягкими звуками) могут быть включены в упражнения по звуко-слоговому анализу слов лишь в том случае, если после мягкого согласного идет гласный и. Анализ слов с остальными гласными после мягких согласных (сено, Вася, Сема, Люда) дается лишь при наличии знакомства с буквами е, я, ë, ю.

Приведем примерный план одного из занятий, во время которого отрабатываются звуки с и с’.


Тема занятия: звуки с и с’.

Цель занятия: закрепление правильного произношения и различение звуков с и с’; составление схемы слов, состоящих из двух слогов; составление предложений с предлогами на и под.

Примерный ход занятия

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

Логопед задает вопрос: «Чем отличаются слоги ас и ас’?» (В слоге ас звук с – твердый, в слове ас’ – мягкий.)

Логопед предлагает детям из ряда предметных картинок выбрать такие, в названиях которых есть мягкий звук с. Примерные картинки: сито, собака, сумка, гусята, васильки, песок, самокат, сено, спутник, письмо, стакан, апельсин, судак. Проговариваются названия оставшихся картинок. Устанавливается, что в их названиях есть твердый звук с.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

1. Логопед предлагает детям вспомнить слова со звуком с (или с’), состоящие из двух слогов (лиса, косы, сено, весы, сито, бусы и др.).

Выбрав слово, произношение которого не расходится с написанием, например бусы (или Сима), логопед напоминает детям, что слово можно зарисовать (можно использовать фланелеграф) или выложить из полосок бумаги. На доске проводится длинная черта – это слово, под ней две коротких – это слоги. Выясняется, что первая короткая черта – это слог бу, а вторая – слог сы. Дети выкладывают схему из полосок. Затем проводится анализ каждого из слогов и в схему добавляются фишки, обозначающие звуки. Аналогично проводится анализ и выкладывание схемы еще одного-двух слов.

2. Чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

1. Логопед объясняет детям значение предлогов (маленьких слов). С этой целью логопед, у которого в руках два кубика, производит действие и одновременно говорит детям: «Этот кубик я кладу на стол, а этот – под стол». Затем одному из детей предлагается взять кубик и положить его… стол, т.е. предлог пропускается. Ребенок недоумевает. Логопед поясняет, что он пропустил маленькое слово на или под, поэтому непонятно, куда надо положить кубик: на стол или под стол.

Задание дается повторно. На этот раз с нужным предлогом. Предлог интонационно выделяется («Положи кубик на стол»). Аналогичное задание дается еще двум-трем детям. Внимание детей привлекается к значению предлогов на и под.


2. Логопед кладет кубики на стол, под стол, на шкаф, под шкаф и т.п. и одновременно произносит предложения, опуская предлог («Я кладу кубик… шкаф»). Детям предлагается установить, какое «маленькое слово» пропущено.

3. Дети составляют из данных слов предложения с предлогами на и под, например: спит, кот, стул, на; столик, на, стоит, миска; скамейка, стоит, под, коляска; кусты, под, ягоды, много; спать, собака, сосна, под.

Как видно, последнее занятие (звуки с и с’) значительно сложнее первого. К этому времени детям уже доступна работа со слоговой схемой слова и они относительно легко различают мягкие и твердые звуки.

Закрепление правильного произношения производится на значительно более сложном материале. Конечно, вовсе не обязательно пользоваться приводимыми здесь планами занятий. Логопед самостоятельно подбирает материал в зависимости от тех реальных навыков и знаний, которые к этому времени имеются у детей группы. Здесь мало сказано о подгрупповой работе, а в реальных условиях обучения она занимает большое место.

Все индивидуальные затруднения детей преодолеваются преимущественно во время занятий с небольшими группами. Кроме того, полученные навыки закрепляются на занятиях, которые проводит воспитатель.

В связи с закреплением правильного произношения звуков с, с’ (л, йот и др.) на фронтальных или подгрупповых занятиях детям может быть предложено выполнять также и следующие упражнения.

I. Упражнения в словообразовании.

1. Образование новых слов способом словосложения.

а) логопед обращает внимание детей на то, что есть слова, составленные из двух слов, приводятся примеры: первый класс – первоклассник, лес рубит – лесоруб и т.п.

б) на наборном полотне выставлены картинки с изображением самолета, самоката, сенокоса, листопада, снегопада, пылесоса. Детям задаются вопросы-загадки такого типа: «Машина, которая сама летает, - это…? Сено косят летом – это…?» И т.п. С помощью картинок дети подбирают нужные слова, их внимание каждый раз обращается на состав слов.

в) логопед начинает предложения, которые дети должны закончить, а затем произнести целиком, например: Зимой бывает (снегопад.) Осенью падают листья, это… (листопад.) Васе купили новый синий… (самокат.) и др.

2. Образование с помощью суффиксов относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.


а) на примере прилагательного с ударным окончанием (меховой, -ая, -ое, -ые) внимание детей привлекается к смысловому и звуковому сходству между существительным мех и образованным от него прилагательным. Логопед показывает мех и спрашивает: «Это что?»

Затем задает ряд вопросов: «Если воротник сделан из меха, какой он?» (Меховой.) «А шапка из меха?» (Меховая.) «А рукавицы?» (Меховые.) Далее логопед говорит: «Послушайте, как я говорю: мех – меховой. Слово мех и меховой похожи, потому что меховой – это значит сделан из меха».

б) детям предлагается самостоятельно образовывать прилагательные от существительных сосна, осина, апельсин, слива (малина, лимон, клюква, клен, липа, мед). С этой целью задаются примерно такие вопросы. «Что это?» (Апельсин.) «Сок из апельсина, какой он?» (Апельсиновый.) «А из сливы?» (Сливовый.) «Ветка сосны, какая она?» (Сосновая.) «А ветки осины?» (Осиновые.) Отдельными детьми и хором произносятся образованные прилагательные и словосочетания. Логопед требует очень четкого, слегка утрированного произнесения окончаний прилагательных (-ый, -ая, -ые). Словосочетания включаются в предложения (Сегодня мы пили апельсиновый сок. В стакане клюквенный кисель. В миске вкусный липовый мед).

II. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными (в основном с существительными мужского и женского рода) могут иметь различную форму.

1. На наборном полотне выставлены картинки: синий – автобус, поднос, самокат, пояс, василек; синяя – косынка, сумка, беседка, скамейка, слива.

Картинки называются отдельными детьми и хором.

Логопед следит за четким произнесением слов, обращая особое внимание на звуки с, с’ и окончания прилагательных. Затем картинки перемешиваются и вновь выставляются на наборное полотно. Назначается ведущий. Дети по очереди подходят к доске и просят дать им какую-либо картинку: «Дай мне синий самокат». Ведущий, давая картинку, произносит: «На синий самокат».

2. Подобное упражнение может быть проведено в форме игры «Раз, два, три». В этом случае дети получают по одной картинке (картинки те же). На счет «раз» дети открывают свои картинки, на счет «два» - рассматривают их, на счет «три» - поднимают те картинки, про которые можно сказать синий, произносят словосочетания. Затем проверяется, какие картинки остались – про них можно сказать синяя.

3. Упражнение проводится как игра в «Загадки». Каждому из детей логопед показывает две картинки (например, с изображением синего автобуса и синей косынки). Логопед произносит прилагательное или только его окончание (например: синий или –ий); ребенок должен отгадать, какая картинка задумана, и правильно произнести словосочетание. Можно выставить на наборном полотне все картинки. В этом случае дети по очереди подходят к доске. Логопед произносит прилагательное (или только окончание), ребенок выбирает подходящую картинку (-ий – синий василек) и произносит словосочетание.


Вариант. Логопед называет предмет, а ребенок должен добавить соответствующее определение.

4. Для закрепления полученных навыков может быть заучен рассказ: Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У нее синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.

5. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными можно сочетать с развитием произвольного внимания и памяти. В этом случае детям предлагается правильно произнести и запомнить ряд словосочетаний, например: вкусный апельсин, вкусная слива, вкусные ягоды, соленый суп, соленая селедка. Затем (в какой-либо игровой форме) логопед произносит одно из прилагательных (или существительных). Дети вспоминают, какой предмет (или качество предмета) задуман, и произносят нужное словосочетание.

Одно из подобных упражнений включено в занятие на тему «Звук с».

III. Работа над предложением.

Работа над предложением может сочетаться с развитием произвольного внимания и памяти.

1. Упражнения, направленные на воспитание навыка пользоваться полным ответом после произнесения предложений (см. занятие на с. 77, проводятся (постепенно усложняясь) и во втором периоде обучения.

2. Не менее важно продолжать учить детей кратким ответам (одним словом или словом с предлогом). И в этом случае вначале дети вслед за логопедом (с помощью картинок) четко и правильно произносят ряд предложений, которые им предлагается запомнить, например: Соня поливает капусту. Саня пасет гусей (на поляне.) Ваня несет лейку (с водой.) Мама катает Люсю (в коляске.) (Слова, взятые в скобки, могут быть опущены.)

Логопед задает вопросы, на которые дети должны отвечать одним словом: «Кто это?» (Соня.) «Что делает Соня?» (Поливает.) «Что поливает Соня?» (Капусту.) Затем логопед просит произнести все предложение.

3. Воспроизведение предложений по первому (или любому) слову. Приведем примерный материал, который может быть при этом использован: У столика стоят два стулика. Сегодня мы гуляли в саду. Саня любит апельсиновый сок. Осенью поспевают сливы. Логопед произносит первое или любое из входящих в предложение слов. Дети должны точно воспроизвести все предложение.

4. В целях воспитания навыка давать полный ответ на вопрос используется заучивание текстов.

Как в подгрупповые, так и во фронтальные занятия включаются упражнения в составлении из данных слов предложений без предлогов или с предлогами на, в, у, над, под. Приведем примеры: Саня, у, совок. – У Сани совок. Пилить, сухая, Вася, сосна. – Вася пилит сухую сосну. Соня, в, спать, коляска. – Соня спит в коляске. Стакан, в, кисель, вкусный. – В стакане вкусный кисель.